Тема 2. Основы теории спроса и предложения
Рынок: сущность, структура, функции. Субъекты рынка. Схема экономической активности.
Спрос на товары и услуги: понятие, графическое изображение, факторы. Величина спроса и спрос. Закон спроса. Предложение товаров (услуг) и величина предложения. Факторы изменения предложения. Закон предложения.
Рыночное равновесие и механизм его достижения. Равновесная цена и ее функции. Изменение равновесия.
Государственное регулирование рынка отдельных товаров (максимальные и минимальные цены, потоварные налоги, импортные тарифы и квоты, субсидии).
План семинара:
1. Предпосылки анализа спроса и предложения.
2. Спрос на товары (услуги) как характеристика поведения потребителя. Величина спроса и цена спроса. Неценовые факторы спроса.
3. Предложение товаров (услуг) фирмами. Величина предложения и цена предложения. Закон предложения.
4. Рыночное равновесие и неравновесие (товарные излишки, дефицит, «мертвая зона» рынка). Механизм формирования равновесия.
5. Фиксированные цены, потоварные налоги, квоты. Субсидии как формы регулирования государством рынка отдельных товаров.
Термины:
Спрос
Величина спроса
Нормальный товар
Низший товар
Предложение
Величина предложения
Рыночное равновесие
Равновесная цена
Дефицит
Товарные излишки
Максимальные и минимальные цены
Квоты
Вопросы для обсуждения:
1. Определите, в каких случаях происходит изменение спроса или предложения, а в каких — изменение величины спроса или величины предложения:
a) снижение цен на ванильное мороженое вызвало увеличение производства шоколадного пломбира;
b) в результате снижения издержек производства фирмы продают больше автомобилей;
c) парикмахер повышает цену на стрижку, и число его клиентов сокращается;
d) федеральное правительство увеличивает акцизный налог на табачные изделия;
e) потребительские доходы возрастают, а в результате увеличивается сбыт ювелирных изделий.
2. Предположим, что спрос на товар У и предложение товара У растут:
a) можно ли предсказать, как изменится равновесная цена?
b) будет ли равновесный объем товара увеличиваться, уменьшаться или останется неизменным?
c) можно ли предсказать изменение совокупного дохода (выручки) производителей?
3. Новые технологии производства обходятся для фирмы до- вольно дорого, но их использование способствует расши- рению выпуска товара, т.е. предложение возрастает.
3.1) почему фирмы не опасаются затоваривания рынков?
3.2) кому приносит выгоду внедрение новой технологии?
4. Укажите, как изменятся объем продаж, цена и выручка производителей мандаринов, если:
a) в популярном журнале появится статья о пользе мандаринов;
b) цена мандаринов выросла;
c) цена апельсинов упала в два раза;
d) урожай мандаринов вырос.
5. Вы знаете, что когда устанавливается рыночное равновесие, то наибольший объем продукции находит сбыт, а в условиях неравновесия объем сбыта меньший. Проиллюстрируйте это на графиках.
6. Объясните связь между установлением государством фиксированных цен и ростом теневой экономики. Покажите ситуацию графически.
7. Считаете ли вы злом максимальные цены, устанавливаемые государством на товары (услуги) для бедных?
Тесты:
1.Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса на товар?
a) вкусов и предпочтений потребителей;
b) размера и распределения национального дохода;
c) цены товара;
d) численности или возраста потребителей.
2. Пирожки заменяют в потреблении булочки, а масло до- полняет их. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена булочек понизится?
a) цены пирожков и масла снизятся;
b) цены пирожков и масла возрастут;
c) цена пирожков возрастет, а масла понизится;
d) цена пирожков упадет, а масла повысится.
3. Предложение товара на рынке зависит:
a) от цены товара;
b) от применяемой технологии;
c) от цен на ресурсы;
d) верны ответы b и с;
e) верны ответы а, b, с.
4. Что может вызвать падение спроса на товар X?
a) уменьшение доходов потребителей;
b) увеличение цен на товары-заменители X;
c) падение предложения товара X;
d) нет верного ответа.
5. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
a) появляется избыток товаров;
b) возникает дефицит товаров;
c) нет ни дефицита, ни излишков;
d) нет верного ответа.
6. Попытки установить цены, превышающие равновесные, приведут:
a) к возникновению ажиотажного спроса среди покупателей и увеличению продаж товара;
b) к возникновению дефицита товара;
c) к появлению излишков товара;
d) возможны варианты a, b и с.
7. Государство установило «потолок» цен на товар X. Какое из действий правительства не будет противоречить при- нятому ранее решению по урегулированию цен?
a) введение нормированного распределения товара X;
b) повышение налогов с целью ограничения производства товара X;
c) выплата дотаций малоимущим покупателям;
d) закупка излишков товара X.
8. Во второй половине 70-х гг. XX в. потребление кофе в Западной Европе снизилось, а цены на него выросли в два раза. Это было вызвано:
a) увеличением спроса на кофе;
b) снижением спроса на кофе;
c) уменьшением предложения кофе;
d) тем, что кривая предложения кофе является вертикальной линией.
Задачи:
1.Спрос и предложение на товар X описываются уравнениями QD= 100 -4Р,
QS= -40+ЗР,
где Q - количество данного товара; Р— его цена.
a) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара;
b) государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 ден. ед. Охарактеризуйте последствия такого решения.
2. Функция спроса на товар QD = 45 - 6Р, а функция пред- ложения QS = — 5 + 4 Р. Государство ввело налог с про- даж на единицу товара в размере 2,5 ден. ед. Определите:
a) доход государства от налогообложения;
b) сумму налога, которую продавцам удается переложить на покупателей;
c) покажите графически потери общества от введения налога с продаж.
3. Если администрация г. Красноярска установит субсидию из годового бюджета в размере 3 ден. ед. за каждую про- данную единицу товара X, а рыночное равновесие задано уравнениями QD = 9 — Р и QS = 2Р - 6, то как изменится из-за субсидии ситуация на рынке?
МИКРОЭКОНОМИКА