Степень удовлетворенности респондентов своей жизнью

в целом (%)

Степень удовлетворенности Студенты Работающая молодежь Учащиеся В среднем по массиву
Полностью удовлетворен 41,5 31,7 50,8 41,3
Частично удовлетворен 54,2 63,4 44,4 54,0
Не удовлетворен 4,3 4,9 4,8 4,7

Почти идентична оценка, данная молодыми людьми, и степени удовлетворенности своим положением в обществе (табл. 6).

Таблица 6

Степень удовлетворенности респондентов своим положением

в обществе (%)

Степень удовлетворенности Студенты Работающая молодежь Учащиеся В среднем по массиву
Полностью удовлетворен 41,6 32,2 52,2 42,0
Частично удовлетворен 50,1 59,2 41,9 50,4
Не удовлетворен 8,3 8,6 5,9 7,6

Степень развития самоощущения молодого субъекта в обществе как гражданина, его общественного и личностного самоопределения проявляется в гражданской позиции личности и ее деятельности в социально-культурной и политических сферах. В связи с этим важно определить, что понимают современные молодые люди под таким термином, как «гражданственность» (рис. 13).

29,3% молодых респондентов к этой категории относят принадлежность человека к стране. Немногим меньше (28,3%) под гражданственностью понимают патриотизм, гордость за Россию, а также наличие у гражданина чувства национального достоинства. Примерно столько же (27,1%) видят в гражданственности ответственное выполнение гражданином своих конституционных обязанностей. Еще 12,2% считают, что это активная созидательная деятельность на благо страны, общества.

Степень удовлетворенности респондентов своей жизнью - student2.ru Таким образом, значительной разницы в распределении ответов различных категорий молодых людей не наблюдается. В то же время членство, а значит и участие в работе общественных организаций, объединений в сознании молодых людей России не фиксируется как проявление гражданственности. И вновь мы обнаруживаем проблему неэффективности функционирования в нашей стране институтов гражданского общества, в рамках которых молодые субъекты могли активно наращивать и реализовывать свой общественный потенциал в интересах местных сообществ и страны в целом.

Рис. 13

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гражданственность»?» (%)

Весьма позитивным на этом фоне является то, что в отличие от ситуации общественной аномии 90–х гг., характеризовавшейся утратой обществом и в том числе молодежью традиционных социальных ценностей, патриотизм для современных молодых людей вновь становится характерной чертой их личности. Вопреки ситуации прошлого десятилетия уже 80,6% молодых людей в той или иной мере считают себя патриотами России (рис. 14). Они либо полностью уверены в этом (31,3%), либо ограниченно сомневаются (49,3%), но в итоге склоняются в своем выборе к этой самооценке. Всего 5,2% опрошенных в целом по массиву не считают возможным рассматривать себя патриотами нашей страны. Еще 14,2% склонны «дрейфовать» к этому варианту. Несмотря на достаточно хорошую картину, особенно на фоне прошлых лет, органам власти, их учреждениям, другим субъектам работы с молодежью необходимо обратить внимание на наличие в молодежном сообществе до одной пятой от его состава лиц, не воспринимающих Россию как объект патриотизма. В связи с этим деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи необходимо активно продолжить, но часть ее мероприятий должна иметь теперь уже адресный характер, сориентированный на работу с этой «проблемной» категорией молодежи.

Степень удовлетворенности респондентов своей жизнью - student2.ru Рис. 14

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Можете ли Вы считать себя патриотом России?» (%)

Пожертвовать в случае необходимости своими интересами ради интересов страны суммарно либо готовы, либо скорее готовы, чем нет 54,8% молодых людей. Несколько неожиданно, но существенных различий между ответами учащихся, студентов и работающей молодежи на этот вопрос не выявлено.

Состояние социального самочувствия молодого человека тесно взаимосвязано с предпочитаемым им типом, характером индивидуального или группового поведения, который наиболее отчетливо может проявиться в тяжелых жизненных ситуациях. Достаточно полное представление о том, как могут действовать в различных обстоятельствах молодые люди, дают данные табл. 7.

Респондентам для рассмотрения были предложены различные варианты действий антисоциального, антигуманного, делинквентного характера при условиях их нахождения в трудных жизненных ситуациях. Они предполагают гипотетическое участие молодых людей в деятельности криминальных группировок, совершении заказных убийств, вымогательстве, торговле наркотиками, а также лжесви-детельстве, продаже своего «голоса» на выборах и т.д. В условиях дикой вестернизации России конца прошлого века эти абсолютно неприемлемые для любого нормального гражданина действия нередко становились возможными в почти неуправляемом тогда отечественном социуме. В тот период явная социальная патология становилась некой негласной нормой, образцом поведения, которые в том числе воспринимала, а затем и тиражировала в своих практиках молодежь. Поэтому несмотря на изначально пугающий характер предложенных вариантов действий целесообразным представлялось все же получить ценную информацию о духовно-нравственном состоянии молодых россиян именно в этом радикально резком аспекте.

Таблица 7

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как бы Вы в трудной жизненной ситуации отнеслись к возможности выполнить следующие действия?» (%)

№ пп Варианты ответов Сту- денты Рабо-тающая моло-дежь Уча-щиеся В среднем по массиву
Участие в криминальных группировках
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 71,6 77,4 78,9 76,0
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 5,7 7,0 3,7 5,5
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 9,4 6,8 6,9 7,7
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 13,3 8,8 10,5 10,8
Дача в суде заведомо ложных показаний
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 66,7 72,6 71,7 70,3
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 11,2 8,3 11,5 10,3
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 9,3 6,4 4,6 6,8
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 12,8 12,7 12,2 12,6
Занятие проституцией
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 75,4 79,5 81,3 78,7
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 9,7 8,4 8,2 8,8
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 9,2 8,9 6,0 8,0
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 5,7 3,2 4,5 4,5
Выполнение работы киллера
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 71,8 81,4 75,6 76,3
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 4,7 3,9 5,7 4,8
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 11,2 8,2 7,1 8,8
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 12,3 6,5 11,6 10,1
Выполнить заказ на осуществление террористического акта
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 81,2 87,2 88,2 85,6
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 5,3 4,2 2,5 4,0
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 8,9 5,6 3,9 6,1
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 4,6 3,0 5,4 4,3
Продажа своего голоса на выборах
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 59,6 61,5 56,1 59,1
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 12,7 14,0 17,3 14,7
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 15,2 10,8 12,0 12,6
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 12,5 13,7 14,6 13,6
Участие за плату в незаконных демонстрациях в защиту интересов других людей
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 57,5 64,1 60,3 60,6
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 15,2 15,5 15,7 15,5
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 14,1 9,2 11,0 11,4
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 13,2 11,2 13,0 12,5
Участие в националистических погромах
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 73,9 81,6 78,1 77,9
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 6,8 7,8 8,5
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 8,6 6,1 6,7 7,1
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 6,5 5,5 7,4 6,5
Рекет
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 72,1 79,1 78,4 76,6
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 8,4 6,2 5,5 6,7
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 9,9 9,1 7,8 8,9
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 9,6 5,6 8,3 7,8
Торговля наркотиками
1. Для меня это неприемлемо ни при каких условиях 79,4 82,0 84,2 81,9
2. Ничего плохого в этом не вижу, но это не для меня 5,4 3,7 2,8 4,0
3. Это хороший способ зарабатывать деньги, но я бы не смог 9,2 9,2 6,3 8,2
4. Если жизнь заставит, могу этим заняться (в том числе отстаивая свои интересы) 6,0 5,1 6,7 5,9

Однако следует констатировать, что возможные опасения не оправдались: кризис, по видимому, миновал. Истекшие 5 – 6 лет нового десятилетия привели не только к ощутимой экономической стабилизации, но и к снижению социальной напряженности, сопровождающейся нормализацией общественных отношений, и возврату к нормативно приемлемому (реальному и ожидаемому) поведению большинства молодых индивидов.

Так анализ ответов респондентов показал следующее. Из всех респондентских групп молодежи наиболее социально корректно выглядит работающая молодежь. Практически для всех предложенных исследователями вариантов негативных действий эта группа продемонстрировала самый высокий уровень их полного неприятия (из десяти случаев – шестикратное групповое лидерство). Также высоко конформны, т.е. разделяют систему норм, эталонов поведения, принятую в обществе старшеклассники. И, наконец, группой, продемонстрировавшей чуть меньшую приверженность к вновь устанавливаемым принципам бесконфликтного взаимоуважительного общежития граждан в рамках правового, цивилизованного государства, стали студенты.

В целом по массиву неприятие молодежью различных вариантов негативных действий, имеющих важное общественное значение, составило от 60,6% (участие за оплату в незаконных демонстрациях в защиту интересов других людей) до 85,6% (выполнение заказа на осуществление теракта). В зависимости от характера действий от 4,3% до 13,6% молодых людей при попадании в сложную жизненную ситуацию полагают, что могут пойти на их осуществление.

Казалось бы, доля таких респондентов относительно мала. Но даже террорист-одиночка способен убить множество людей или один торговец наркотиками может испортить здоровье и жизнь десятков представителей молодежного сообщества. Поэтому полученная в целом оптимистичная картина не должна провоцировать возникновение ощущения намечающейся безусловной победы над деструктивным, антисоциальным, делинквентным в поведении молодого поколения. Опасность заключается именно в наличии тех лиц, кто считает допустимым совершать криминальные, антигуманные и аналогичные действия, пусть даже и в кризисных ситуациях, а не в обычной жизни. Обыденность и экстремальность сегодня, к сожалению, слишком часто можно считать синонимами.

Из данных таблицы видно, что наиболее неприемлемо для современной молодежи выполнение заказа на осуществление теракта (85,6%), торговлю наркотиками (81,9%), занятие проституцией (78,7%). В то же время часть молодых людей может пойти на дачу ложных показаний в суде, продать свои голоса на выборах, участвовать за оплату в незаконных демонстрациях в защиту интересов других людей. Это еще раз подчеркивает необходимость проведения системной воспитательной работы с молодежью и достижения более высокой степени эффективности реализации государственной молодежной политики.

Проанализировав основные компоненты социального самочувствия молодых людей, проживающих в десяти крупных городах, расположенных во всех федеральных округах России, можно сделать вывод, что за редким исключением существенных различий в их восприятии социальной действительности не наблюдается. В своей массе молодые люди, хотя испытывают определенные материальные трудности и пока не видят значительной заинтересованности государства в своей судьбе, все же склонны воспринимать нашу страну позитивно, ориентированы на взаимодействие с органами власти в решении своих проблем, являются носителями ценностей патриотизма. Однако они считают, что государство должно больше уделять внимания молодежи. И, одновременно, молодые люди ориентированы на позитивные социальные преобразования и готовы участвовать в их осуществлении.

Таблица 8

Распределение ответов респондентов на вопрос: «В случае нарушения ваших прав, в какой форме Вы готовы защищать личные и общественные интересы?» (%)

№ пп Варианты ответов: Сту-денты Рабо-тающая моло-дежь Уча-щиеся В среднем по массиву
1. Выйду на митинг, демонстрацию 13,2 13,3 9,1 11,9
2. Буду участвовать в забастовках, акциях протеста 14,8 11,0 11,0 12,3
3. Подпишу обращение к прави-тельству 21,0 19,5 23,2 21,2
4. Буду добиваться приема у должностных лиц, в компетенции которых находится решение данной проблемы 26,5 35,3 22,4 28,1
5. Если надо, возьмусь за оружие 19,1 14,0 16,2 16,4
6. Вступлю в политическую партию 5,6 5,3 5,0 5,3
7. Войду в состав молодежного общественного объединения 14,7 9,6 17,0 13,8
8. Попытаюсь объединить вокруг себя единомышленников, и действовать с ними сообща 24,4 17,0 22,4 21,3
9. Обращусь в судебные органы 34,2 41,6 47,2 41,0
10. Обращусь к влиятельным лицам 27,7 28,3 27,4 27,8
11. Мои интересы достаточно защищены 8,0 6,4 9,3 7,9
12. Ничего не буду делать 9,5 12,1 8,8 10,1
13. Другое 1,4 1,1 1,5 1,5

Абсолютное большинство молодежи негативно относится к различным антисоциальным проявлениям в нашем обществе и не желает принимать участия в подобных действиях ни при каких условиях. Но от 10 до 20% молодых людей, в первую очередь учащихся и студентов, настроены более радикально. Они демонстрируют ориентацию на различного рода социальные девиации и склонность к проявлению деструктивного поведения, вплоть до свершения экстремистских и других антиобщественных действий.

Все это говорит о необходимости дальнейшей концентрации внимания государства к ситуации в молодежной среде, привлечении в данную сферу различного рода ресурсов, а также активного включения в эту деятельность молодежи как равноправного субъекта общественных отношений.

Для создания большей полноты представлений о гражданской позиции молодых людей, влияющей на их социальное самочувствие целесообразно рассмотреть варианты ответов молодежи на вопрос о том, в каких формах они готовы защищать личные и общественные интересы в случае нарушения их прав (табл. 8). В это вопросе допускался выбор респондентами не более трех вариантов ответов одновременно.

Анализ полученных данных показывает, что такой формы отстаивания своих интересов, которую готовы были бы использовать в своих социальных практиках основная часть молодежи, не выявилось. Наибольшее количество респондентов в случае нарушения их прав готовы защищать свои интересы в законном порядке, т.е. посредством обращения в судебные органы. Так готовы поступить почти половина учащихся – 47,2%, работающей молодежи - 41,6% и студентов - 34,2% (в среднем по массиву – 41,0%). Это свидетельствует об укреплении правового создания молодежного сообщества и является важным фактором обеспечения развития России как правового государства. Значительное количество молодых людей (в среднем 28,1%) готовы добиваться приема у должностных лиц, в компетенции которых находится решение данной проблемы. Таким методом отстаивания своих прав предпочитает воспользоваться каждый третий работающий молодой человек. Примерно столько же респондентов (27,8%) готовы обращаться к влиятельным лицам. Ответы всех трех категорий опрошенных в этой позиции практически не различаются. Каждый пятый молодой человек готов подписать обращение к правительству. Такие формы самозащиты своих прав, как митинг, демонстрация, забастовка, акция протеста популярны только у незначительной части молодежи (в среднем их выбрал каждый десятый). Аналогичная доля респондентов готова войти в состав молодежного общественного объединения. Это наиболее характерно для учащихся. Данный вариант выделил почти каждый пятый старшеклассник (17,0%). Но при этом гораздо большее количество молодежи предпочитает объединить вокруг себя единомышленников и действовать с ними сообща: 24,4% студентов, 22,4% учащихся и 17,0% работающих молодых людей, проявляя тем самым свой явный или латентный лидерский потенциал.

Однако настораживает то, что значительная часть массива респондентов, в том числе 19,1% студентов, 16,2 % учащихся, 14,0% работающих молодых людей готовы взяться за оружие, если это будет необходимо. Наличие в среде городской молодежи такой высокой доли лиц, готовых с помощью вооруженных методов борьбы, а значит насильственным способом отстаивать свои права, свои интересы, требует серьезного анализа и выработки комплекса специальных психологических и иных мер для купирования и последующего снижения подобных настроений в молодежном сообществе.

Таким образом, очевидно, что органам государственного и муниципального управления, субъектам гражданского общества и экономики следует более внимательно относиться к проблемам, которые испытывают в своей жизнедеятельности молодые люди, более эффективно влиять на формирование гражданского самосознания молодежи, привлекая к участию в этих процессах молодежные и детские общественные объединения, молодежные правительства, парламенты, иные общественные структуры, созданные при органах законодательной и исполнительной власти различного уровня, органы студенческого самоуправления. Это позволит сделать молодежь реальным участником социальных изменений и, самое важное, использовать ее потенциал в интересах как самой молодежной группы, так и страны в целом.

Наши рекомендации