Товарищества: полное и на вере
В российском законодательстве в рамках товарищества объединяются две организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: полные товарищества и товарищества на вере, или коммандитные. Различия этих двух видов товариществ в их субъектном составе: участниками полного товарищества могут быть только полные товарищи; товарищество на вере состоит из двух групп участников - полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов).
Полные товарищи в товариществе на вере образуют по сути полное товарищество внутри коммандиты, их правовое положение определяется нормами законодательства об участниках полного товарищества. Более того, ГК РФ устанавливает, что к товариществу на вере применяются правила Кодекса о полном товариществе, если это не противоречит специальным нормам о товариществе на вере (п.5 ст.82).
Таким образом, товарищество на вере можно в известном смысле считать разновидностью полного товарищества, в котором появляется возможность привлечения капитала сторонних лиц - вкладчиков. Учитывая это обстоятельство, ниже будет рассмотрено полное товарищество и специфические черты товарищества на вере, отличающие эти организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Участниками полного товарищества - полными товарищами могут быть либо индивидуальные предприниматели, либо коммерческие организации. При этом государственные и муниципальные предприятия вправе участвовать в полном товариществе только с обязательного предварительного согласия собственника имущества унитарного предприятия. Любое лицо может быть участником только одного полного товарищества. Ограничения по составу участников связаны прежде всего с тем, что участники полного товарищества несут солидарную ответственность по его долгам. Это означает, что при недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения из личного имущества любого из участников. Закон объявляет ничтожным всякое ограничение или устранение личной ответственности участника по долгам полного товарищества.
Участниками товарищества на вере наряду с полными товарищами являются вкладчики, которые не участвуют в управлении, не отвечают по долгам товарищества и несут лишь риск убытков в размере внесенных ими вкладов. Вкладчиком может быть любой участник гражданских правоотношений, в том числе гражданин, некоммерческая организация и пр., поскольку они не обязаны лично участвовать в предпринимательской деятельности товарищества на вере.
Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть участником товарищества на вере, и наоборот, полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества. Это требование к ограничению участия вполне обоснованно, поскольку нельзя, будучи полным товарищем в одном из товариществ (полном или на вере), поручиться одним и тем же личным имуществом по долгам другого товарищества (полного или на вере).
Единственным учредительным документом товарищества (полного и на вере) является учредительный договор. Кроме общих требований, предъявляемых ГК РФ к учредительному договору коммерческой организации (п.2 ст.52), учредительный договор полного товарищества должен содержать условия о размере и составе складочного капитала, о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Определяя роль учредительного договора товарищества, Г.Ф. Шершеневич пишет о приоритете учредительного договора в регулировании внутренних отношений между товарищами: "Закон вступает в силу лишь восполняя молчание этого договора"*(214). Учредительный договор заключается в простой письменной форме, а по соглашению сторон удостоверяется нотариально. Договор может быть заключен на определенный срок и без указания срока по усмотрению участников. Наряду со сведениями, которые содержит учредительный договор полного товарищества, договор об учреждении товарищества на вере должен содержать информацию о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. В учредительном договоре товарищества на вере не указывается размер вклада каждого коммандитиста. Таким образом, изменение размера вкладов или состава вкладчиков-коммандитистов не влечет за собой изменение учредительного договора.
Вкладчики товарищества на вере не подписывают учредительного договора, поскольку они не состоят в обязательственных отношениях с участниками, а связаны такими отношениями только с товариществом. При этом вкладчики должны быть ознакомлены с условиями учредительного договора, поскольку он определяет для них ряд важных правовых последствий, в том числе порядок получения части прибыли, своего вклада при выходе из товарищества. Учредительный договор может предусматривать и иные права вкладчиков. Вкладчики товарищества на вере должны в договоре с товариществом (но не с товарищами) или в личном заявлении выразить свою готовность вступить в товарищество, т.е. принять на себя обязательство в определенные сроки и размерах внести вклад в его складочный капитал.
Вкладчики товарищества должны быть уведомлены об изменениях условий учредительного договора товарищества на вере, принимаемого единогласным решением полных товарищей. Они могут не согласиться на продолжение участия в товариществе на новых условиях и в этом случае воспользоваться предоставленным им правом выхода из товарищества.
Закон не определяет требований к минимальному размеру складочного капитала товарищества, поскольку гарантией прав кредиторов является в числе прочего личное имущество полных товарищей. Однако наличие складочного капитала, как имущественной базы коммерческой деятельности товарищества, необходимо. Поскольку именно складочный капитал в первую очередь направляется на погашение требований кредиторов, а удовлетворение из личного имущества участников возможно только при недостатке имущества товарищества, закон определяет также необходимое соотношение складочного капитала и чистых активов полного товарищества. Так, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.
Особенностью складочного капитала товарищества на вере является наличие в нем вкладов коммандитистов. Закон не устанавливает при этом требований к соотношению вкладов полных товарищей и вкладчиков, отдавая этот вопрос на усмотрение самих участников. Главное, что исходя из правовой природы этого вида товарищества и его субъектного состава в складочном капитале товарищества на вере должны участвовать как полные товарищи, так и вкладчики (по крайней мере не менее одного из каждой группы участников).
Управление в товариществе осуществляется по общему согласию всех полных товарищей, т.е. единогласно, если учредительным договором не предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов. Участвуя в управлении, каждый полный товарищ имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрено иное. Например, количество голосов полного товарищества может определяться его долей в складочном капитале или заранее оговариваться в учредительном договоре. Вкладчики товарищества на вере не принимают участия в управлении товариществом.
Предпринимательская деятельность товарищества может осуществляться каждым из полных товарищей, если учредительным договором не установлено, что все товарищи ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным товарищам. Выступая от имени товарищества, полные товарищи действуют без доверенности, поскольку их полномочия следуют из учредительного договора и основаны на законе. Доверенность на совершение сделок от имени товарищества требуется только для полных товарищей, не уполномоченных на ведение дел, если учредительный договор предусматривает такое ограничение.
Права и обязанности участников вытекают из членства в товариществе и наряду с правомочиями, признаваемыми за участниками всех форм хозяйственных товариществ и обществ, имеют специфические черты. Так, правовой статус полного товарища определяется прежде всего его правами и обязанностями по непосредственному участию в делах товарищества. Г.Ф. Шершеневич на этот счет писал: "Участник в товариществе... должен принять по договору какое-либо участие в деятельности предприятия, иначе его участие в прибыли предприятия не будет обоснованно"*(215). Полный товарищ независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией, поскольку независимо от личного участия в предпринимательской деятельности он несет ответственность по долгам товарищества своим личным имуществом. Наряду с традиционными обязанностями полный товарищ обязан без согласия других товарищей воздержаться от совершения от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделок, однородных с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. Закон устраняет, таким образом, возможную конкурентную товариществу деятельность, так как оно является объединением лиц, а не просто "обезличенных" капиталов.
Правовой статус вкладчика определяют его права на получение дохода от деятельности товарищества, поскольку вкладчики не вправе заниматься от имени товарищества на вере предпринимательской деятельностью. Неимущественные права вкладчиков необходимы им лишь для реализации принадлежащих им имущественных прав. Так, для информированности об успехе коммерческой деятельности товарищества вкладчики имеют право знакомиться с его годовыми отчетами и балансами. Вкладчики товарищества на вере с целью защиты своих имущественных интересов имеют право оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
К числу важнейших имущественных прав вкладчиков в товариществах на вере относятся их преимущественные перед полными товарищами права:
на получение прибыли от деятельности товарищества, причитающейся на их долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;
на получение вкладов из имущества ликвидируемого товарищества, остающегося после удовлетворения требований кредиторов. Имущество, которое осталось после удовлетворения требований вкладчиков о возврате вложенных ими вкладов либо их денежного эквивалента, распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.
В силу лично-доверительного характера отношений между участниками товарищества закон устанавливает специальные правила об изменении состава участников и прекращении деятельности товарищества. Общим правилом является то, что при изменении состава участников полное товарищество может продолжать свою деятельность только в случае, если это предусмотрено договором или соглашением остающихся участников. Таким образом, требуется единогласие участников на изменение персонального состава товарищества.
Каковы же правовые последствия выбытия участника из полного товарищества? При добровольном выбытии или исключении участника из полного товарищества, продолжающего свою деятельность, выбывающему (исключенному) участнику выплачивается в деньгах или в натуре стоимость его доли в складочном капитале товарищества, если иное не предусмотрено учредительным договором. Стоимость доли не равна стоимости внесенного вклада. Она определяется по балансу, составляемому на момент выбытия товарища, и представляет собой процент от общей стоимости активов товарищества. При выбытии участника из товарищества доли оставшихся участников пропорционально увеличиваются, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников (например, распределение поровну доли выбывающего участника).
Наследники (правопреемники) выбывшего участника, не вступившие в установленном порядке в состав участников полного товарищества, получают от товарищества денежный или имущественный эквивалент доли наследодателя (правопредшественника) и вместе с тем принимают на себя лежащий на "бывшем" товарище риск ответственности перед кредиторами товарищества в течение двух лет с момента утверждения годового отчета года выбытия соответствующего товарища. Размер ответственности наследников (правопреемников) ограничивается стоимостью перешедшего к ним имущества.
Вкладчики товарищества на вере имеют право на "выход" из товарищества по окончании финансового года и получении своего вклада в порядке, предусмотренном учредительным договором, а также право на передачу доли или части доли в складочном капитале товарищества вкладчику или третьему лицу. Вкладчики товарищества на вере пользуются преимущественным правом покупки доли или ее части перед третьими лицами. Закон регламентирует возможность передачи доли (части доли) вкладчика другому вкладчику или третьему лицу, а не полному товарищу (пп.4 п.2 ст.85 ГК РФ), хотя, на наш взгляд, нельзя исключить возможность передачи доли (части доли) от вкладчика к полному товарищу при единогласном решении других полных товарищей. Единогласное решение в этом случае необходимо, поскольку это влечет за собой изменение долевого участия полных товарищей в складочном капитале.
Наряду с общими основаниями ликвидации коммерческих организаций, предусмотренных ст.61 ГК РФ, имеются специфические основания ликвидации товариществ. Так, полное товарищество подлежит ликвидации:
когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать его в хозяйственное общество или произвести отчуждение части своей доли другому лицу, принимающему на себя правомочия полного товарища;
при изменении персонального состава участников, если учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников не предусмотрено, что товарищество продолжает свою деятельность.
Товарищество на вере подлежит ликвидации также по основаниям, установленным законом для полных товариществ. Однако товарищество на вере сохраняется, когда в нем остался по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик. То есть полное товарищество при наличии одного полного товарища подлежит ликвидации, а товарищество на вере при участии одного полного товарища продолжает свою деятельность, если только в его составе есть хотя бы один вкладчик. Специфическим основанием ликвидации товарищества на вере является выбытие всех участвовавших в нем вкладчиков, поскольку при этом субъектный состав участников товарищества перестает соответствовать его форме. Полные товарищи при этом вместо ликвидации вправе преобразовать товарищество на вере в полное товарищество.
В заключение хотелось бы отметить, что товарищества не получили значительного распространения в современной предпринимательской практике, в отличие от дореволюционной России, когда торговые дома, построенные по принципу организации товариществ в их современном понимании, были отнюдь не редкостью. Эта ситуация объясняется, на наш взгляд, в числе прочего отсутствием стимулирующих мотивов в создании таких надежных для делового оборота форм предпринимательской деятельности, как товарищества. Налоговое законодательство не содержит особенностей правового регулирования этой организационно-правовой формы; предоставление мер государственной поддержки, кредитование коммерческих организаций банками также осуществляется без учета различий между юридическими лицами, ответственными только принадлежащим им имуществом, и юридическими лицами, по долгам которых могут быть привлечены к ответственности их участники.