Тема 2. Эволюция управленческой мысли

Периодизация развития теории и практики управления. Основные положения школы научного направления. Основные положения классической (административной) школы в управлении. Основные положения школы психологии и человеческих отношений. Основные положения школы науки управления (количественной школы). Тенденции развития современного менеджмента.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы эволюции концепций менеджмента?

2. В чем состоит основной вклад школы научного управления в теорию менеджмента?

3. В чем суть теории Ф. Тейлора?

4. Каковы основные принципы производительности Г. Эмерсона?

5. В чем состоят основные недостатки школы научного управ­ления?

6. Каковы основные функции, принципы и элементы управле­ния по мнению А. Файоля?

7. Каковы основные концепции административной школы?

8. В чем суть теории человеческих отношений в управлении?

9. Каковы концепции поведенческой школы?

10. Каковы основные положения школы науки управления (количественный подход)?

Тема 3. Модели менеджмента

Зарубежные модели менеджмента на современном этапе. Развитие теории и практики управления в России. Прогнозирование развития менеджмента.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят особенности американского менеджмента?

2. Какой вклад внесли американские ученые и практики в фор­мирование своей модели менеджмента?

3. В чем смысл философии японского менеджмента?

4. В чем состоят различия между японской и американской моделями менеджмента?

5. Что способствует и что мешает становлению процесса управ­ления предприятий в условиях рыночной экономики?

6. Каковы основные направления дальнейшего совершенство­вания системы управления экономикой?

Тема 4. Особенности управления организацией и классификация организаций

Системный подход в управлении организацией. Внутренняя и внешняя среда организации. Основные виды организационных структур управления. Организационные структуры предприятий будущего. Признаки классификации. Перспективы направления развития организации.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные составляющие внутренней среды органи­зации?

2. Что представляет собой внешняя среда организации?

3. Как влияют непредвиденные обстоятельства на организа­цию?

4. Каковы основные субъекты прямого воздействия?

5. Какие факторы включает среда косвенного воздействия?

6. Что представляет собой структура управления?

7. Что означают горизонтальные и вертикальные связи?

8. Что представляет собой иерархический тип структур управ­ления?

9. В чем состоят особенности органического типа структур управления?

10. Что означает термин «виртуальная организация»?

11. Каковы основные признаки организации (предприятия)?

12. Каковы элементы организации, и какой элемент основной?

13. По каким признакам можно классифицировать организации?

14. Какие основные виды организаций (классификация органи­заций)?

15. Каковы наиболее существенные отличительные особенности коммерческих и некоммерческих организаций?

16. Каковы современные тенденции развития организаций?

17. Каковы важнейшие перспективные направления развития организации в современных условиях?

Тема 5. Организационная культура

Сущность организационной культуры. Структура организационной культуры. Роль руководителя в формировании организационной культуры.

Контрольные вопросы

1. Какие и сколько уровней организационной культуры, и ка­кова их характеристика?

2. Какими причинами можно объяснить неоднородность орга­низационной культуры?

3. Как объяснить разницу понятий «субкультура» и «контр­культура» в организации?

4. Каковы параметры, характеризующие силу организационной культуры?

5. Какова структура организационной культуры?

6. В чем заключается процесс формирования организационной культуры?

Наши рекомендации