Тема 2. Эволюция управленческой мысли
Периодизация развития теории и практики управления. Основные положения школы научного направления. Основные положения классической (административной) школы в управлении. Основные положения школы психологии и человеческих отношений. Основные положения школы науки управления (количественной школы). Тенденции развития современного менеджмента.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные этапы эволюции концепций менеджмента?
2. В чем состоит основной вклад школы научного управления в теорию менеджмента?
3. В чем суть теории Ф. Тейлора?
4. Каковы основные принципы производительности Г. Эмерсона?
5. В чем состоят основные недостатки школы научного управления?
6. Каковы основные функции, принципы и элементы управления по мнению А. Файоля?
7. Каковы основные концепции административной школы?
8. В чем суть теории человеческих отношений в управлении?
9. Каковы концепции поведенческой школы?
10. Каковы основные положения школы науки управления (количественный подход)?
Тема 3. Модели менеджмента
Зарубежные модели менеджмента на современном этапе. Развитие теории и практики управления в России. Прогнозирование развития менеджмента.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят особенности американского менеджмента?
2. Какой вклад внесли американские ученые и практики в формирование своей модели менеджмента?
3. В чем смысл философии японского менеджмента?
4. В чем состоят различия между японской и американской моделями менеджмента?
5. Что способствует и что мешает становлению процесса управления предприятий в условиях рыночной экономики?
6. Каковы основные направления дальнейшего совершенствования системы управления экономикой?
Тема 4. Особенности управления организацией и классификация организаций
Системный подход в управлении организацией. Внутренняя и внешняя среда организации. Основные виды организационных структур управления. Организационные структуры предприятий будущего. Признаки классификации. Перспективы направления развития организации.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные составляющие внутренней среды организации?
2. Что представляет собой внешняя среда организации?
3. Как влияют непредвиденные обстоятельства на организацию?
4. Каковы основные субъекты прямого воздействия?
5. Какие факторы включает среда косвенного воздействия?
6. Что представляет собой структура управления?
7. Что означают горизонтальные и вертикальные связи?
8. Что представляет собой иерархический тип структур управления?
9. В чем состоят особенности органического типа структур управления?
10. Что означает термин «виртуальная организация»?
11. Каковы основные признаки организации (предприятия)?
12. Каковы элементы организации, и какой элемент основной?
13. По каким признакам можно классифицировать организации?
14. Какие основные виды организаций (классификация организаций)?
15. Каковы наиболее существенные отличительные особенности коммерческих и некоммерческих организаций?
16. Каковы современные тенденции развития организаций?
17. Каковы важнейшие перспективные направления развития организации в современных условиях?
Тема 5. Организационная культура
Сущность организационной культуры. Структура организационной культуры. Роль руководителя в формировании организационной культуры.
Контрольные вопросы
1. Какие и сколько уровней организационной культуры, и какова их характеристика?
2. Какими причинами можно объяснить неоднородность организационной культуры?
3. Как объяснить разницу понятий «субкультура» и «контркультура» в организации?
4. Каковы параметры, характеризующие силу организационной культуры?
5. Какова структура организационной культуры?
6. В чем заключается процесс формирования организационной культуры?