Б. фирма
Объект изучения
А. Экономика
Экономика - это система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ.
Экономику (е) можно представить как пересечение двух систем: общества (О) и ресурсов (R).
R | ||
e | ||
O |
С точки зрения общества экономика выступает в качестве функционирования подсистемы, преобразующей внешние, природные ресурсы и пригодные для потребления блага и доводящие эти блага до потребителей. Определяющим при этом является социально-экономический аспект анализа.
При изучении экономики как подсистемы ресурсов на первый план выступает производственно-технологический аспект анализа. Соответственно этим двум исходным позициям в анализе экономики люди выступают в двоякой роли - как потребители, задающие производству его конечную цель, и как трудовые ресурсы, являющиеся важнейшим функциональным элементом самого производства.
Экономика может изучаться и как относительно обособленная система. В этом случае в качестве элементов системы следует рассматривать отдельные фирмы или предприятия. Причем в качестве них выступают не только фабрики и заводы, занятые производством материально-вещественной продукции, но и научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, учреждения образования, культуры, сферы обслуживания и т.п.
Б. Фирма
Первоначально слово «фирма» (от итальянского «firma»- подпись) означало торговое имя коммерсанта. В настоящее время фирма – элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая экономической и юридической самостоятельностью.
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм:
1. Фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
2. В социально-экономическом отношении фирмы — это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.
3. Фирма — совокупность взаимовыгодных контрактов.
Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок — трансакций (поиск информации о состоянии рынка — о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов). Фирмы возникают в связи с огромными затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.
Таким образом, фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные возможности имеющихся факторов производства.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), который вступил в действие с I января 1995 г., не употребляется понятие фирмы, принятое в международной практике и используемое по отношению к промышленной, посреднической, торговой и другой деятельности, приносящей прибыль. В нем указывается (Ст. 132):
ü Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
ü Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
ü Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
ü В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Понятия "фирма" и "предприятие" не тождественны. Предприятием уместно называть производственную организацию, осуществляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг). Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнородную продукцию.
В нашей стране широкое использование термина "предприятие" объясняется тем, что в течение длительного периода в условиях командно-административного управления экономикой с преобладанием одной формы собственности (государственной) и отсутствия экономической ответственности более целесообразным было создание специализированных хозяйственных единиц. Госплан, Госснаб, Госкомцен и другие государственные институты управляли жизнью предприятий, у которых не возникало потребности разнообразить свою деятельность.
Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие коммерческой организации.
Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях. В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:
· производственные организации, занятые в основном изготовлением, строительством и поставкой потребителям готовой товарной продукции личного, общественного и производственного потребления;
- торговые организации;
- брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организации.
Все организации указанного профиля связаны с производством или выполняют вспомогательные посреднические функции между производителями и потребителями товаров.
В данном курсе мы будем рассматривать только производственные организации, и с этой точки зрения термины «фирма», «предприятие», «коммерческая организация» будем считать эквивалентными.