Требования к оформлению пояснительной записки к дипломному проекту
Рекомендуемый объем ВКР специалиста должен составлять 60 - 70 стр. печатного текста, выполненного на ПЭВМ в редакторах типа Word шрифтом 14 пунктов (Times New Roman или аналогичный) с левым полем 3 см., остальные поля по 2 см. для белого листа формата А4. При этом: главы 1, 2, 3 - по 15-20 стр., главы 4 и 5 – 8 - 10 стр., введение - до 3 стр., заключение - до 5 страниц
Рукописное исполнение ВКР не разрешается. Работы с орфографическими ошибками - не допускаются к защите.
Количество иллюстраций (в том числе схем, графиков, таблиц и диаграмм), грамотно оформленных в редакторах Word, Excel (или аналогичных) суммарно не должно превышать 15 страниц. В нормируемый объем не входят приложения.
Рекомендуется следующая структура пояснительной записки:
- титульный лист по установленному образцу;
- задание, оформленное на специальном бланке;
- реферат;
- аннотация;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
В начале записки помещается реферат – до одной страницы, который содержит сведения об объеме пояснительной записки и графической части, числе приведенных в материале рисунков, таблиц, числе литературных источников. Основная часть реферата описывает назначение и характеристики объекта проектирования, использованную методику, примененную аппаратную базу и программную среду. Дается по возможности объективная оценка полученных результатов. При безбумажной технологии выполнения ВКР реферат также содержит наименования файлов и принятую операционную среду с версией.
Аннотация (на одном из иностранных языков объемом около (0,5 стр.) очень сжато передает смысл и направленность темы проектирования, методы исследования и синтеза. Также может быть дано краткое описание объекта проектирования и условия его эксплуатации.
Во введении раскрываются обстоятельства выбора темы. Дается краткий предварительный анализ состояния вопроса, определяются наиболее очевидные недостатки существующих программных и аппаратных средств, которые должны быть устранены в данном проекте.
Независимо от тематики ДП основная часть пояснительной записки должна содержать следующие разделы:
- анализ проблемы, для решения которой предназначена разработка, требования к качеству решения;
- обоснование выбора метода решения задачи, основных алгоритмов;
- подробное описание принятых алгоритмов решения задачи;
- описание структуры или иерархии модулей, реализующих принятый алгоритм, разделение аппаратной и программной частей;
- описание заимствованных модулей (с указанием источников) и разработанных модулей (с указанием их особенностей, необходимых расчетов и основных технических характеристик);
- применяемые способы проверки работоспособности устройства,
- диагностика неисправностей, коррекция сбоев и ошибок;
- оценка основных параметров предлагаемого технического решения, степени новизны, экономической или иной эффективности;
- выводы о практическом использовании разработки.
- экономический раздел, где приводится технико-экономическое обоснование предлагаемого в ДП решения;
- раздел посвященный охране труда и безопасности окружающей среды.
Для написания соответствующих разделов обучающимся приказом Ректора назначаются дополнительные консультанты по экономике и охране труда и безопасности окружающей среды.
В приложениявключаются техническое задание на разработку системы, которая проектируется в ДП, разработанные и увязанные с текстом ДП дополнительные графики, диаграммы, схемы, чертежи, карты, таблицы большого размера, копии документов и т.п.
Графическая часть должна содержать основную документацию, выполненную в соответствии с ЕСКД, и программную, выполненную в соответствии с ЕСПД. Содержание графической части устанавливает руководитель ДП. В состав графической части могут входить некоторые листы базового курсового проекта.
Необходимым требованием к ДП является законченность разработки независимо от того, каким образом она выполнена: либо в результате обобщения ранее сделанных курсовых проектов, либо в результате доработки базового курсового проекта, либо проведенной работы по выданной теме.
При оформлении списка использованной литературы по каждому литературному источнику указывается фамилия и инициалы авторов, точное название, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц. По журнальным статьям указывается фамилия и инициалы авторов, названия статьи, название журнала, год выпуска, номер журнала, страницы, занимаемые в журнале статьей. Список литературы должен включать только источники, непосредственно использованные в ДП, т.е. те, которые цитировались, на которые делались ссылки или если они послужили основой при формировании точки зрения студента. Все цифры, цитаты и рисунки, заимствованные из литературных источников, следует снабдить обязательными ссылками на источник с полным описанием литературного источника в библиографии.
Список литературы оформляется либо в алфавитном порядке, либо по определенной форме и последовательности:
1. Законы Российской Федерации и субъектов РФ, иные нормативные акты.
2. Документальные публикации - сборники документов и материалов статистические справочники.
3. Научные труды и учебные пособия в алфавитном порядке авторов с указанием места и года издания
4. Журнальные и газетные публикации в алфавитном порядке авторов с указанием печатного органа и времени издания.
5 Архивные материалы с указанием архивов, фондов, описей и номеров дел.
б. Материалы организации, на базе которой подготовлен ДП.
Для нумерации в ДП используются только арабские цифры.
Нумерация страниц в ДПдолжна быть сплошной, включая все отдельные графики, таблицы и приложения. На титульном листе (стр. 1) номер не печатается.
Нумерация глав (разделов) в ДПдолжна быть сквозной. Оглавление, введение и заключение не нумеруются. Каждая глава (раздел) должен начинаться с новой страницы, название главы печатается прописными буквами. Параграфы (подразделы) в главе (разделе) печатаются подряд и имеют двойную нумерацию через точку [(раздел) (подраздел)]. Например, 3.2 - второй параграф третьей главы. Знак параграфа не печатается.
Нумерация иллюстрацийможет быть либо сквозной, либо привязываться к главе (разделу) Каждая иллюстрация должна иметь название. Например: Рис. 4. Алгоритм решения задачи проектирования, или Рис. 3.6. Диаграмма классов программного обеспечения.
Нумерация формул- аналогично. После формулы, начиная со слова «где», дается расшифровка (экспликация) всех впервые встречающихся обозначений.
Нумерация таблиц- так же. Например: Табл. 1.2. Сравнительная характеристика инструментальных сред проектирования.
Нумерация приложений- сквозная. Например: ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Схема интерфейса программного комплекса. Каждое приложение должно иметь название и начинаться с нового листа.
Параллельно с оформлением выпускной квалификационной работы студент готовит доклад на заседание ГЭК, в котором отражает:
- постановку задачи проектирования;
- основные исходные данные для проектирования;
- основные проблемы, связанные с проектированием, и их решения, принятые дипломником;
- основные параметры и характеристики разработанной вычислительной системы;
- степень новизны конкурентноспособности разработанной ВС;
- перспективы использования разработанной документации в практических целях.
Материал доклада студент согласовывает с руководителем ДП.