Система органов государственного управления (исполнительной власти), принципы ее построения
Занимая свое определенное место в системе других государственных органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления (исполнительной власти) ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т.е. такой организационной и функциональной общностью, в которой все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система», в науке управления и административном праве эта категория применяется давно.
Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
При построении системы органов государственного управления (исполнительной власти) преследуются основные задачи:
· сгруппировать однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление;
· охватить все без исключения функции государственного управления (исполнительной власти), четко определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления;
· обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении;
· обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера;
· четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления (исполнительной власти).
Система органов государственного управления (исполнительной власти) состоит из частей, которые принято называть звеньями. Если сама система основывается на общности объединяемых органов, то расчленение ее на звенья проводится на основе имеющихся у органов государственного управления (исполнительной власти) различий в объеме компетенции, территориальных масштабах деятельности, порядке формирования, в структуре органа и штатах.
Элементарным на первый взгляд, но крайне необходимым является также соблюдение правила - избегать усложненности связей внутри системы.
Жизнь показала, что оправдывают себя только такие структурные усовершенствования, в результате которых не появляются органы, чьи функции либо не нужны обществу, либо могут выполняться уже имеющимися звеньями. Кроме того, долговечны лишь те из них, которые не удлиняют и не расширяют без особой нужды «вертикальные» и «горизонтальные» связи.
Система органов государственного управления (исполнительной власти) Республики Беларусь по своей структуре и содержанию выполняемых функции определяется, прежде всего, конкретными задачами, стоящими перед государством на данном этапе его развития.
Будучи частью механизма государства, система органов управления отражает те процессы, которые протекают в обществе в связи со становлением новой государственности, переходом к рыночным отношениям.
Система органов государственного управления (исполнительной власти) в Республике Беларусь отражает характер конституционного строя страны, закрепленный в Основном Законе, а также особенности, присущие административно-территориальному делению.