Функция спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса

Предмет микроэкономики. История ее развития.

Микроэкономика является составной частью экономической теории, изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Ее составными проблемами являются:

· цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

· состояние отдельных рынков;

· распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ. В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

· экономическое поведение людей;

· проблема выбора одного из альтернативных вариантов. Ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Этапы:

I. 1810—1858 гг — первый представитель Герман Госсен. Впервые исследовал психологический фактор экономического поведения субъектов и сформулировал законы насыщения потребностей человека.

Австрийская школа — Карл Менгер, Эйген фон Бём-Баверк, Фридрих фон Визер, Джон Бейтс Кларк (к "австрийцам" не относится) открыли принципы предельной полезности и предложили количественный (кардиналистский) подход к её определению. Кларк модифицировал Теорию предельной полезности в теорию предельной производительности факторов производства.

II. 1890—1933 гг — микроэкономика выделяется в отдельную науку. Первый представитель Альфред Маршалл. Он предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью и затратами производства, сформулировал Закон спроса и предложения.

Математическая школа — Уильям Стенли Джевонс, Леон Вальрас, Вильфредо Парето, Фрэнсис Эджворт, используют математику как инструмент математических исследований, предложили качественный (кординалистский) подход к определению предельной полезности, обосновали теорию общего экономического равновесия.

III. 1933-наше время — микроэкономика пополняется новыми открытиями:

Эффект дохода и замещения (Евгений Слуцкий, Пол Самуэльсон);

Теория монополистической конкуренции (Эдвард Чемберлин);

Теория игр (Джон Нэш, Джон Нейман).

Методы микроэкономики, формы описания микроэкономических моделей.

В микроэкономике 3 основных метода: предельный, функциональный, графический.

1) предельный метод (маржинализм) – способ анализа экономических показателей (величин), предполагающий исследование их динамики - прироста, сокращения, изменения. Термин предельный следует понимать как дополнительный, добавочный.

2) функциональный метод в экономической теории состоит в установлении и исследовании зависимостей одних экономических величин от других.

3) графический метод, получивший широкое распространение вследствие своей наглядности и простоты, заключается в моделировании экономических состояний и действий при помощи графиков, функций, схем и других форм графического представления. Этот метод используется в сочетании с другими методами экономического анализа.

4) позитивный метод;

5) метод научной абстракции;

6) нормативный метод.

Функция спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса.

Спрос(Dилифункция спроса QD = f (P) – это зависимость между ценой товара и количеством, которое покупатель может и хочет приобрести на рынке в течение определенного времени. Согласно закону спроса (обратной зависимости между ценой и величиной спроса)потребители покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Поэтому связь между ценой и объемом спроса при прочих равных условиях отрицательная, а графически спрос выражается в виде нисходящей кривой.

Функция спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса - student2.ru Величина спроса и цена находятся в обратной зависимости. Q-объем предложения.

Увеличение величины спроса может происходить: вследствие изменения цены товара; изменение самого спроса вследствие изменения его неценовых факторов. Увеличение спроса сдвигает кривую спроса на графике вправо, уменьшение спроса – влево.

Важнейшие неценовые факторы рыночного спроса:

1) вкусы и предпочтения;

2) наличие компламентарных товаров или товаров субститутов;

3) ожидание потребителей;

4) количество потребителей;

5) доход населения.


Наши рекомендации