Функция спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса
Предмет микроэкономики. История ее развития.
Микроэкономика является составной частью экономической теории, изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. Ее составными проблемами являются:
· цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
· состояние отдельных рынков;
· распределение ресурсов между альтернативными целями.
Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ. В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:
· экономическое поведение людей;
· проблема выбора одного из альтернативных вариантов. Ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.
Этапы:
I. 1810—1858 гг — первый представитель Герман Госсен. Впервые исследовал психологический фактор экономического поведения субъектов и сформулировал законы насыщения потребностей человека.
Австрийская школа — Карл Менгер, Эйген фон Бём-Баверк, Фридрих фон Визер, Джон Бейтс Кларк (к "австрийцам" не относится) открыли принципы предельной полезности и предложили количественный (кардиналистский) подход к её определению. Кларк модифицировал Теорию предельной полезности в теорию предельной производительности факторов производства.
II. 1890—1933 гг — микроэкономика выделяется в отдельную науку. Первый представитель Альфред Маршалл. Он предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью и затратами производства, сформулировал Закон спроса и предложения.
Математическая школа — Уильям Стенли Джевонс, Леон Вальрас, Вильфредо Парето, Фрэнсис Эджворт, используют математику как инструмент математических исследований, предложили качественный (кординалистский) подход к определению предельной полезности, обосновали теорию общего экономического равновесия.
III. 1933-наше время — микроэкономика пополняется новыми открытиями:
Эффект дохода и замещения (Евгений Слуцкий, Пол Самуэльсон);
Теория монополистической конкуренции (Эдвард Чемберлин);
Теория игр (Джон Нэш, Джон Нейман).
Методы микроэкономики, формы описания микроэкономических моделей.
В микроэкономике 3 основных метода: предельный, функциональный, графический.
1) предельный метод (маржинализм) – способ анализа экономических показателей (величин), предполагающий исследование их динамики - прироста, сокращения, изменения. Термин предельный следует понимать как дополнительный, добавочный.
2) функциональный метод в экономической теории состоит в установлении и исследовании зависимостей одних экономических величин от других.
3) графический метод, получивший широкое распространение вследствие своей наглядности и простоты, заключается в моделировании экономических состояний и действий при помощи графиков, функций, схем и других форм графического представления. Этот метод используется в сочетании с другими методами экономического анализа.
4) позитивный метод;
5) метод научной абстракции;
6) нормативный метод.
Функция спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса.
Спрос(Dилифункция спроса QD = f (P) – это зависимость между ценой товара и количеством, которое покупатель может и хочет приобрести на рынке в течение определенного времени. Согласно закону спроса (обратной зависимости между ценой и величиной спроса)потребители покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Поэтому связь между ценой и объемом спроса при прочих равных условиях отрицательная, а графически спрос выражается в виде нисходящей кривой.
Величина спроса и цена находятся в обратной зависимости. Q-объем предложения.
Увеличение величины спроса может происходить: вследствие изменения цены товара; изменение самого спроса вследствие изменения его неценовых факторов. Увеличение спроса сдвигает кривую спроса на графике вправо, уменьшение спроса – влево.
Важнейшие неценовые факторы рыночного спроса:
1) вкусы и предпочтения;
2) наличие компламентарных товаров или товаров субститутов;
3) ожидание потребителей;
4) количество потребителей;
5) доход населения.