Системы диалоговой обработки запросов
Системы диалоговой обработки запросов (TPS) – основные деловые системы, которые обслуживают эксплуатационный уровень организации. Система диалоговой обработки запросов – компьютеризированная система, которая выполняет и рассчитывает рутинные транзакции, необходимые для проведения бизнеса. Примеры – коммерческие расчеты продаж, системы бронирования мест в гостинице, платежная ведомость, хранение отчетов служащих и отгрузка.
На эксплуатационном уровне задачи, ресурсы и цели предопределены и высокоформализованы. Например, решение о предоставлении кредита клиенту принимается управляющим низшего уровня согласно предопределенным критериям. Единственно, что должно быть определено – соответствует ли клиент критериям.
Системы работы знания и автоматизации делопроизводства
Обслуживают информационные потребности работников знаний и обработчиков данных. Работники знания – это люди, обладающие ученными степенями, инженеры, врачи, адвокаты и ученые. Их работа состоит, прежде всего, в создании новой информации и знания. Системы работы знания типа научных или инженерных рабочих станций (мест), а также АРМ способствуют созданию новых знаний и гарантируют, что новые знания и технический опыт должным образом интегрируются в бизнес.
Обработчики данных имеют меньшее образование и ближе к обработке, чем к созданию информации (секретарь, бухгалтер, делопроизводитель, менеджер), чья работа должна главным образом использовать или распространять информацию. Системы автоматизации делопроизводства разработаны для увеличения производительности труда обработчиков данных в офисе и на сегодняшний день являются одной из быстрорастущих сфер применения ИС.
Управляющие ИС (MIS)
Обеспечивают менеджеров докладами, в некоторых случаях с интерактивным доступом к текущей работе организации и историческим отчетам. Обычно они ориентируются почти исключительно на внутренние, не относящиеся к окружающей среде результаты. Управляющие ИС, прежде всего, обслуживают функции планирования, управления и принятия решений. MIS суммирует результаты и докладывают относительно основных действий компании. MIS обычно обслуживают менеджеров, заинтересованных в еженедельных, ежемесячных и ежегодных результатах. Эти системы вообще негибки и имеют немного аналитических возможностей. Большинство MIS используют простую установившуюся практику типа резюме и сравнения в противоположность сложным математическим моделям или статистическим методам
Пример такой системы изображен на рисунке 4.2.
Характеристика управляющих ИС:
- поддерживают структурированные и слабоструктурированные решения на эксплуатационном и управленческом уровне, полезны для планирования штата главных менеджеров;
- ориентированы для отчетов и контроля, помогают обеспечивать текущий учет действия;
- полагаются на существующие общие данные и потоки данных;
- имеют немного аналитических возможностей;
- помогают в принятии решений, используя прошлые и настоящие данные;
- относительно негибки;
- имеют внутреннюю ориентацию;
- информационные требования известны и устойчивы;
- часто требуют длинного анализа и проектирования процесса;
- большинство MIS используют простую установившуюся практику типа резюме или сравнения в противоположность сложным математическим моделям и статистическим методам.
Рис. 4.2. Обработка информации в MIS