Задания к контрольной работе № 2 и методические указания к ее выполнению

Главное условие успешного овладения студентами знаниями в области макроэкономики заключается в систематической самостоятельной работе.

Необходимо иметь в виду, что каждая тема должна изучаться на основе понимания материала предыдущих тем и курсов, поскольку все они связаны между собой в логической последовательности. Базовыми курсами для изучения макроэкономики являются введение в экономическую теорию, микроэкономика, математический анализ.

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний. Контрольная работа по дисциплине «Макроэкономика» включает написание реферата и ответы на вопросы по темам курса, изучаемым в весеннем семестре:

· Занятость и безработица;

· Модель AD-AS;

· Инфляция;

· Экономические циклы;

· Экономический рост;

· Равновесие в открытой экономике.

Для выполнения задания необходимо проработать соответствующие темы по учебникам, приведенным в списке литературы. Номер варианта контрольной работы (ответы на вопросы) студенты выбирают по последней цифре номера зачетной книжки.

Реферат — письменная работа объемом 15-20 печатных страниц, выполняемая студентом в течение семестра. Реферат представляет собой краткое изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Целью написания реферата является не только прочтение и реферирование литературы, но и критическое осмысление происходящих в национальной экономике процессов. Тема реферата выбирается свободно из перечня, предложенного в п.6.2.

Задания контрольной работы

Вариант 1

1) Приведите определения трудоспособного населения, рабочей силы, фактического и естественного уровня безработицы. В чем их сходства и в чем различие?

2) Приведите обоснование кривой AS в рамках классической концепции. Каким должно быть государственное регулирование в рамках данного подхода?

3) В чем экономический смысл кривой Филлипса? Дайте определение стагфляции и изобразите ее графически.

4) Каковы темпы экономического роста в России за последние десятилетие. Какие меры государственного регулирования экономического роста используются в России?

5) В чем смысл составления платежного баланса? Какое регулирование должно проводить государство при наличии длительного дефицита платежного баланса? торгового баланса?

Вариант 2

1) Как определяется уровень безработицы? Какой показатель является наиболее точным? Ответ обоснуйте.

2) Приведите обоснование кривой AS в рамках кейнсианской концепции. Каким должно быть государственное регулирование в рамках данного подхода?

3) Дайте определение инфляционного налога и обоснуйте, что общего у него с обычными налогами государства.

4) Перечислите фазы экономического цикла. Что происходит в экономике в каждой из этих фаз? Приведите примеры экономических кризисов.

5) Если экономика страны характеризуется инфляцией и положительным сальдо платежного баланса, какие меры должно предпринять государство при системе фиксированных и плавающих валютных курсов?

Вариант 3

1) Как воздействует волна переселения на уровень заработной платы, занятости и безработицы?

2) Приведите обоснование кривой AD. Какие факторы ее определяют?

3) Какие меры может использовать государство для борьбы с инфляционными тенденциями в экономике?

4) Укажите различия между кейнсианскими и неоклассическими теориями экономического роста. Как решена проблема эффективности в различных моделях экономического роста?

5) Сформулируйте сущность плавающего и фиксированного валютного курса. Каковы их преимущества и недостатки?

Вариант 4

1) Объясните территориальные различия в уровне фрикционной безработицы.

2) Как изменяются реальный и номинальный спрос на деньги при движении вдоль кривой совокупного спроса?

3) Какие методы регулирования инфляционных процессов используют в развитых странах? В России?

4) Какова основа среднесрочного цикла? Почему именно он является предметом макроэкономического регулирования?

5) Что такое отток капитала? Каковы его причины и последствия для экономики страны?

Вариант 5

1) Определите составляющие естественного уровня безработицы и опишите факторы их определяющие.

2) Какие факторы определяют совокупный спрос? В чем отличие отраслевого спроса и совокупного?

3) Какие причины инфляции можно вывести на основе формулы обмена количественной теории денег?

4) Каким образом государство может повлиять на экономический рост?

5) Какие функции выполняют международные валютные институты?

Вариант 6

1) Рассмотрите различные подходы к снижению безработицы. Какие меры снижения безработицы используются в России?

2) Чем определяется совокупное предложение? Почему в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна?

3) По каким причинам возникает инфляция спроса? Что такое инфляция издержек и как с ней бороться? Изобразите на графике инфляцию спроса и инфляцию издержек.

4) Как в течение цикла изменяются экономические параметры конъюнктуры: проциклические, контрциклические, ациклические? Охарактеризуйте основные фазы цикла.

5) Объясните, почему экспорт товаров и услуг — функция только обменного курса, в то время как импорт зависит как от обменного курса, так и от уровня национального дохода.

Вариант 7

1) Что понимают под гистерезисом? Приведите несколько объяснений гистерезиса естественного уровня безработицы.

2) Почему классической модели совокупного предложения оказалось недостаточно для описания реальных экономических явлений?

3) Каковы признаки открытой и подавленной инфляции? Почему подавленная инфляция приносит экономике больший вред в долгосрочном периоде, чем открытая?

4) Какова роль инвестиций в экономическом росте? Обоснуйте на основе теорий экономического роста.

5) Какие этапы прошла валютная система в своем развитии? Какие проблемы в ее развитии существуют на современном этапе?

Вариант 8

1) Какие виды безработицы преобладают в современной экономике? Объясните динамику естественного уровня безработицы.

2) Что отражает краткосрочное равновесие в модели AD-AS? Какие выводы для государства могут быть сделаны?

3) Какие факторы обусловили ускорение инфляции в XX в.?

4) Перечислите прошедшие волны на основе теории длинных волн Н.Д. Кондратьева. Каковы причины данных циклических колебаний?

5) Как влияет девальвация на внешнеторговый оборот, платежный баланс, благосостояние страны?

Вариант 9

1) Какие параметры и каким образом влияют на уровень безработицы согласно модели поиска рабочих мест?

2) Что отражает долгосрочное равновесие в модели AD-AS? Какие выводы для государства могут быть сделаны?

3) Какова роль кредитных денег в развитии инфляционного процесса?

4) Дайте определение "золотого правила накопления" и покажите, как оно используется в экономической политике.

5) Каковы преимущества и недостатки валютных политик? Приведите примеры валютных политик разных стран.

Вариант 10

1) Как влияет на общественные потери продолжительность и уровень безработицы? Ответ обоснуйте.

2) Какие предпосылки, лежащие в основе кейнсианской кривой совокупного предложения, также малореалистичны?

3) Назовите основные причины инфляции в докапиталистическую эпоху.

4) Сравните неокейнсианскую и неоконсервативную трактовки антициклической политики государства. Укажите основные противоречия антициклической политики.

5) Можно ли утверждать, что превышение экспорта над импортом характеризует рост мирового спроса на товары данной страны, а значит, улучшение экономической ситуации в стране?

Наши рекомендации