Задания к контрольной работе № 2 и методические указания к ее выполнению
Главное условие успешного овладения студентами знаниями в области макроэкономики заключается в систематической самостоятельной работе.
Необходимо иметь в виду, что каждая тема должна изучаться на основе понимания материала предыдущих тем и курсов, поскольку все они связаны между собой в логической последовательности. Базовыми курсами для изучения макроэкономики являются введение в экономическую теорию, микроэкономика, математический анализ.
Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний. Контрольная работа по дисциплине «Макроэкономика» включает написание реферата и ответы на вопросы по темам курса, изучаемым в весеннем семестре:
· Занятость и безработица;
· Модель AD-AS;
· Инфляция;
· Экономические циклы;
· Экономический рост;
· Равновесие в открытой экономике.
Для выполнения задания необходимо проработать соответствующие темы по учебникам, приведенным в списке литературы. Номер варианта контрольной работы (ответы на вопросы) студенты выбирают по последней цифре номера зачетной книжки.
Реферат — письменная работа объемом 15-20 печатных страниц, выполняемая студентом в течение семестра. Реферат представляет собой краткое изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Целью написания реферата является не только прочтение и реферирование литературы, но и критическое осмысление происходящих в национальной экономике процессов. Тема реферата выбирается свободно из перечня, предложенного в п.6.2.
Задания контрольной работы
Вариант 1
1) Приведите определения трудоспособного населения, рабочей силы, фактического и естественного уровня безработицы. В чем их сходства и в чем различие?
2) Приведите обоснование кривой AS в рамках классической концепции. Каким должно быть государственное регулирование в рамках данного подхода?
3) В чем экономический смысл кривой Филлипса? Дайте определение стагфляции и изобразите ее графически.
4) Каковы темпы экономического роста в России за последние десятилетие. Какие меры государственного регулирования экономического роста используются в России?
5) В чем смысл составления платежного баланса? Какое регулирование должно проводить государство при наличии длительного дефицита платежного баланса? торгового баланса?
Вариант 2
1) Как определяется уровень безработицы? Какой показатель является наиболее точным? Ответ обоснуйте.
2) Приведите обоснование кривой AS в рамках кейнсианской концепции. Каким должно быть государственное регулирование в рамках данного подхода?
3) Дайте определение инфляционного налога и обоснуйте, что общего у него с обычными налогами государства.
4) Перечислите фазы экономического цикла. Что происходит в экономике в каждой из этих фаз? Приведите примеры экономических кризисов.
5) Если экономика страны характеризуется инфляцией и положительным сальдо платежного баланса, какие меры должно предпринять государство при системе фиксированных и плавающих валютных курсов?
Вариант 3
1) Как воздействует волна переселения на уровень заработной платы, занятости и безработицы?
2) Приведите обоснование кривой AD. Какие факторы ее определяют?
3) Какие меры может использовать государство для борьбы с инфляционными тенденциями в экономике?
4) Укажите различия между кейнсианскими и неоклассическими теориями экономического роста. Как решена проблема эффективности в различных моделях экономического роста?
5) Сформулируйте сущность плавающего и фиксированного валютного курса. Каковы их преимущества и недостатки?
Вариант 4
1) Объясните территориальные различия в уровне фрикционной безработицы.
2) Как изменяются реальный и номинальный спрос на деньги при движении вдоль кривой совокупного спроса?
3) Какие методы регулирования инфляционных процессов используют в развитых странах? В России?
4) Какова основа среднесрочного цикла? Почему именно он является предметом макроэкономического регулирования?
5) Что такое отток капитала? Каковы его причины и последствия для экономики страны?
Вариант 5
1) Определите составляющие естественного уровня безработицы и опишите факторы их определяющие.
2) Какие факторы определяют совокупный спрос? В чем отличие отраслевого спроса и совокупного?
3) Какие причины инфляции можно вывести на основе формулы обмена количественной теории денег?
4) Каким образом государство может повлиять на экономический рост?
5) Какие функции выполняют международные валютные институты?
Вариант 6
1) Рассмотрите различные подходы к снижению безработицы. Какие меры снижения безработицы используются в России?
2) Чем определяется совокупное предложение? Почему в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна?
3) По каким причинам возникает инфляция спроса? Что такое инфляция издержек и как с ней бороться? Изобразите на графике инфляцию спроса и инфляцию издержек.
4) Как в течение цикла изменяются экономические параметры конъюнктуры: проциклические, контрциклические, ациклические? Охарактеризуйте основные фазы цикла.
5) Объясните, почему экспорт товаров и услуг — функция только обменного курса, в то время как импорт зависит как от обменного курса, так и от уровня национального дохода.
Вариант 7
1) Что понимают под гистерезисом? Приведите несколько объяснений гистерезиса естественного уровня безработицы.
2) Почему классической модели совокупного предложения оказалось недостаточно для описания реальных экономических явлений?
3) Каковы признаки открытой и подавленной инфляции? Почему подавленная инфляция приносит экономике больший вред в долгосрочном периоде, чем открытая?
4) Какова роль инвестиций в экономическом росте? Обоснуйте на основе теорий экономического роста.
5) Какие этапы прошла валютная система в своем развитии? Какие проблемы в ее развитии существуют на современном этапе?
Вариант 8
1) Какие виды безработицы преобладают в современной экономике? Объясните динамику естественного уровня безработицы.
2) Что отражает краткосрочное равновесие в модели AD-AS? Какие выводы для государства могут быть сделаны?
3) Какие факторы обусловили ускорение инфляции в XX в.?
4) Перечислите прошедшие волны на основе теории длинных волн Н.Д. Кондратьева. Каковы причины данных циклических колебаний?
5) Как влияет девальвация на внешнеторговый оборот, платежный баланс, благосостояние страны?
Вариант 9
1) Какие параметры и каким образом влияют на уровень безработицы согласно модели поиска рабочих мест?
2) Что отражает долгосрочное равновесие в модели AD-AS? Какие выводы для государства могут быть сделаны?
3) Какова роль кредитных денег в развитии инфляционного процесса?
4) Дайте определение "золотого правила накопления" и покажите, как оно используется в экономической политике.
5) Каковы преимущества и недостатки валютных политик? Приведите примеры валютных политик разных стран.
Вариант 10
1) Как влияет на общественные потери продолжительность и уровень безработицы? Ответ обоснуйте.
2) Какие предпосылки, лежащие в основе кейнсианской кривой совокупного предложения, также малореалистичны?
3) Назовите основные причины инфляции в докапиталистическую эпоху.
4) Сравните неокейнсианскую и неоконсервативную трактовки антициклической политики государства. Укажите основные противоречия антициклической политики.
5) Можно ли утверждать, что превышение экспорта над импортом характеризует рост мирового спроса на товары данной страны, а значит, улучшение экономической ситуации в стране?