Законодательны 2. Нормативные 3.Методологические 4.Организационные

1. ФЗ, указы президента и постановления правительства. Основные принципы БУ ведения в РФ сформулир в ФЗ от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О БУ». Закон устанавливает единые правовые методологические основы БУ и отчетности на территории РФ для всех организации, явл юр. лицами, определяет сущность БУ, его роль и задачи, основные понятия используемые в учете, порядок регулирования, организации в ведения БУ и представление бух. отчетности, взаимоотношений с внутренними и внешними потребителями информации включая органы гос. Управления

2. Ко второй группе относятся нормативные документы установленные по отдельным разделам базовые правила ведения БУ разработанные Минфином РФ. ЦБ, др. ведомствами, которым дано право ФЗ регулирования БУ. По поручению правительства Минфин РФ разработал и утвердил Положение по ведению бух. учета и отчетности в РФ от 29.07. 1998г. Приказ № 34н действие которого распространяется на все организации РФ кроме банков и кредитных организации на основе положения Минфин разработал Положение (стандарты) по БУ (ПБУ). В настоящее время действует 22 стандарта

Цель стандартов- выработка единого содержания основных принципов и понятий БУ в достижении единого содержания терминологии БУ, едином подходе к построению форм и толкование показателей фин. Отчетности. Документы 2 уровня, так же как и первого носят строго обязательный характер.

3. К 3 группе регулирования БУ относятся методологические документы. *инструкции *рекомендации *указания *разъяснения по применению ПБУ и др. документов представленных и утвержденных федеральными органами, общественными объединениями профес. бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе документов 1 и 2 уровня. Документы нося рекомендательный и уточняющий характер, но относятся к документам более высоких уровней.

4. Документы утверждаемые руководителем организации, а формируемые бух., фин., эк. службами содержат:

* выбранные способы БУ в соответствии с документами по регулированию БУ 1 и 2 уровня нормативной документации.

* способы ведения БУ, описание которых отсутствует в документах высших уровней.

* особенности применения выбранного организацией способа БУ в соответствии со спецификой условий хозяйствования.

20. Принципы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

В Приказе Минфина РФ отмечается, что БО это система показателей отражающих имущественное и финансовое положение на отчетную дату, и фин результат деятельности на отчетный период. БО состоит из образующих единое целое из взаимосвязанных статей баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним.

БО необходима для: выводов о перспективности; выводов о ликвидности и платежеспособности; проверки правильности начисления налогов и взносов.

Пользователи должны получать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия, его имущественном положении.

БО нужна: * администрации * сторонним пользователям имеющим примой финансовый интерес (работники, акционеры, инвесторы и др.) * сторонним пользователям имеющим косвенный интерес (налог органы, внебюджет фонды, стат управ, суды).

Организации должны составлять БО за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Квартальная отчет является промежуточным (хран 5 лет)

БО составляется за отчетный год: 1.01-31.12 вкл. Для вновь созданных организаций с дня регистрации по 31.12. Для организаций созданных после 1.10 с дня гос регистрации по 31.12. след года.

Состав БО в соответствии с ПБУ 4/99: 1. Баланс (форма 1); 2. Отчет о прибылях и убытках (форма 2). При составлении годового отчета еще составляются след документы: 3. Отчет об изменении капитала (форма 3); 4.Отчет о движении денежных средств (форма 4)

5. Приложение к балансу (форма 5)-отражает операций по хоз. операциям; 6. Отчет о целевом использовании денежных средств (форма 6) – составляется общественными организациями финансируем. из бюджета, счет 86 «Целевые поступления»; 7. Пояснительная записка (анализ, сравнения финансового состояния, вносятся изменения в учетную политику)

Формы БО и инструкции по их заполнению утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ.

БО подписывается руководителем и гл. бух. В БО данные по числовым показателям приводятся минимум за 2 года – отчетный и предшествующий (кроме отчета за первый отчетный год)

БО должна давать достоверную и полную информацию об имущественном положении и финансовых результатах. Наивысшим уровнем обобщения является баланс и соответствующие формы отчетности в которых систематизированы показатели нижнего уровня (первичная документация).

БО должна удовлетворять следующим требованиям: *отражать полноту в учете за отчетный период всех хоз операций; *основываться на единую методологию учета; *составляться по единым формам отчетности для всех организаций отрасли; *своевременно предоставляться в соответствующие органы; *иметь гласность и ясность; *обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.

Вопрос 21. Современные концепции маркетинга.

В основе термина «маркетинг» лежит понятие «рынок» (от англ. market). Маркетинг означает: деятельность в сфере обращения товара или в сфере торговли. Маркетинг представляет собой социальный и управляемый процесс, с помощью которого индивид или группа людей получают то, в чем нуждаются.

Существуют 4 альтернативные цели маркетинга:

* достижение максимально возможного уровня спроса (что в свою очередь создает условия для роста экономики и благосостояния граждан);

*достижение максимальной потребительской удовлетворенности; предоставление максимально широкого выбора (совокупность рынка и маркетинговой деятельности должна дать потребителю возможность найти те необходимые товары, кот наиболее полно отвечают его вкусу и потребностям);

* максимальный рост качества жизни (существует мнение, что основная цель системы маркетинга заключается в повышении качества жизни. Это сочетание складывается из качества, количества, номенклатуры, доступности и стоимости товаров и услуг. Тем не менее качество это измерить сложно, поскольку существуют разные трактовки его оценки. Мы перечислили основные системы целей на макроуровне; на уровне предприятия основная цель маркетинга – изучение рынков сбыта, проведение комплекса маркетинга, формирование своей ниши, получение прибыли.

Принципы маркетинга: нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности; ориентация на долговременный результат маркетинговой деятельности, целенаправленное воздействие на покупательский спрос с целью его формирования; определение своей рыночной ниши; дифференцированный подход к рынку; ориентация на нововведения; творческий подход.

В настоящее время известно 7 концепций маркетинговой деятельности:

1. совершенствование производства: данная концеп исходит из необходимости повышать эфф произв-ва и распределительные системы, чтобы сделать понравившийся потребителям продукт, доступным для широкого круга потребителей. Эфф в 2 случаях: *спрос превышает предложение *когда для снижения чрезмерно высокой цены необходимо повышать производительность.

2. совершенствование товара(продуктовая): исходит из того, что потребители благосклонны к продукту с наилучшими потребительскими свойствами, поэтому производ должен непрерывно его совершенствовать.

3. сбытовая концепция(интенсификация коммерческих усилий): базируется на том, что потребитель будет покупать товары в достаточном объеме, если она предпринимае достаточные усилия по их продвижению и продажи.

4. концепция «чистого» маркетинга: система основных идей, положений маркетинговой деятельности, провозглашающая, что достижение целей зависит от того, на сколько она успешно изучила запросы потребителей и удовлетворяет их наиболее точно и эфф по сравнению с конкурентами.

5. концепция социально-этического маркетинга: организация должна не только наиболее полно и эфф удовлетворять запросы потребителей, но так же поддерживать и улучшать благосостояние как отдельного потребителя, так и общества в целом.

6.концепция экологического маркетинга связана с проблемами окружающей среды и нехватки ресурсов, поэтому повышение уровня экологической безопасности выпускаемых организацией товаров становится важным фактором конкурентоспособности.

7.концепция маркетинга партнерских отношений как непрерывный процесс определения и создания вместе с индивидуальными покупателями новых ценностей, а затем совместного получения и распределения выгоды от этой деятельности между участниками взаимодействия. Концепция и практика такого маркетинга ориентирована не на рыночные сегменты, а на индивидуальных покупателей.

Вопрос 22. Типы и виды маркетинга.

Маркетинг можно классифицировать по разным параметрам:

* по географическим характеристикам: - маркетинг национального рынка;

- маркетинг международного рынка;

* по сфере деятельности: - маркетинг товарного рынка; маркетинг рынка услуг;

* по стратегии активности: - активный маркетинг; - пассивный маркетинг;

* по видам товара: - маркетинг товаров широкого потребления;

- маркетинг товаров производственного назначения;

* по социально-экономической градации: - маркетинг коммерческий;

- маркетинг некоммерческий;

- маркетинг социальный;

- маркетинг политический.

Классификация маркетинга от состояния спроса:

1. Конверсионный (негативный спрос: большинство потребителей отвергают товар, вне зависимости от его качества). Необходимо: переделать продукт, снизить цены, более эффективно продавать.

2. Стимулирующий (спрос отсутствует: товар не знают, товар потерял потребительскую ценность, товар имеет ценность, но на другом рынке). Необходимо стимулировать спрос: усилить рекламу, снизить цены, направить товар на другой рынок)

3. Развивающий (потенциальный спрос: безвредные сигареты, экономичные авто). Необходимо сделать этот спрос реальным: разработка новых продуктов, отвечающих этим требованиям.

4. Ремаркетинг (спрос снижается). Необходимо восстанавливать спрос (доп. Услуги, скидки, усовершенствовать товар, выходить на новые рынки).

5. Синхромаркетинг (спрос колеблется: в результате сезона). Необходимо стабилизировать спрос (скидки).

6. Поддерживающий маркетинг (спрос точно соответствует возможностям предприятия: сколько производим столько и продаем). Надо поддерживать спрос: ценовая политика, повышать качество)

7. Демаркетинг (спрос чрезмерен). Необходимо снижать спрос: поднять цены, прекратить рекламу, продать лицензию на производство своего товара под своей маркой –франчайзинг).

8. Противодействующий маркетинг (иррациональный спрос: алкоголь, сигареты, наркотики, оружие). Необходимо свести к нулю: повышать цены, изымать продукт из оборота.

Вопрос 23. Реклама: сущность, функции, основные рекламные средства

Реклама (с точки зрения закона о рекламе) –это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физ. и юр. лице в товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физ и юр лицу, товарам, идеям и начинаниям и способность реализовать товары, идеи, начинания.

Классификация рекламы:

1. По предмету рекламной коммуникации *товарная *реклама фирмы *реклама идеи *реклама личности * реклама территории

2. По характеру воздействия на аудиторию: * жесткая реклама – представляет собой агрессивный нажим на покупателя с целью заставить его купить товар; *мягкая реклама – не только сообщает о товаре, но и формирует вокруг него благоприятную атмосферу.

3. В зависимости от целей рекламной компании: *информативная *побудительная

Сущность рекламы в кратком виде можно определить следующим образом: реклама – это оплаченная коммуникация, склоняющая к чему то аудиторию и влияющая на неё.

Конечной целю рекламы является увеличение прибылей компании. Конкретная задача рекламы: заставить потребителя познакомиться с товаром и сделать пробную покупку.

Функции рекламы: * информирует о новом товаре и напоминает об известном; * показывает, чем один товар отличается от другого; * помогает сделать выбор при покупке;

* указывает места продажи и сообщает контакты с ними; * формирует имидж фирмы.

Выделяют следующие возможные виды рекламных средств:

1. акустические- прием воплощ идеи реклам обращ, связанный с передачей воздействия через слух получателя.

2. графические – воздейств с помощью статичного изображения, как правило сопровождаемого текстовой информацией. (печат изображ, слайды) Графич средства рекламы можно разделить на две группы: * Информационные средства – это прием воплощения рекламного обращения, который осуществляет передачу информации с помощью текста, где излаг перечень характеристик, свойств товара; изображ вспомогат роль * Изобразительные средства - это прием воплощения рекламного обращения, который осуществляет передачу информации с помощью изображения в виде фотографии, рисунка; текст вспомогат роль.

3. Визуально – зрелищные средства- это прием воплощения рекламного обращения, воздействующий с помощью изображения, звука и движения, оказывая этим сочетанием чувственное воздействие, способное привлекать внимание зрителей и запоминаться.

4. Предметные средства рекламы – изделия длительного пользования, на которые наносятся торговая марка, логотип, реквизиты рекламодателя (календари, ручки, сувениры, подарки.

Оценить эффективность отдельных методов рекламы довольно трудно. Дело в том что на объем сбыта влияет слишком много факторов одновременною. Тем не менее в мировой практике принято однозначное мнение, что реклама, грамотно подготовленная на базе основательных маркетинговых исследований, дает несомненный эффект. Чаще всего на практике эффективность рекламы определяют с помощью следующих косвенных и конкретных критериев. 1. Отслеживание телефонных звонков. У всех звонящих спрашивают об источнике информации о фирме. 2. Отслеживается колличиство визитов в офис или магазин 3. анкетирование клиентов, покупателей 4.Наиболее простой способ, не требующий организационных усилий – анализировать корреляцию между объемом рекламных инвестиций и объемом сбыта. В общем случае рентабельность рекламы определяют по формуле Р=П*100/Ринв где Р-рентабельность рекламирования товара %; П – прибыль полученная от рекламирования товара, руб; Ринв- рекламные инвестиции, руб.

Вопрос 24. Мероприятия целевого маркетинга

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия, с другой стороны – это управленческий подход к процессу принятия управ решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга.

Целевой сегмент рынка – это группа объектов различный потребителей, на которые стараются ориентироваться предприятие с целью завоевания рыночной ниши, и получение прибыли. Завоевание рынка происходит при помощи маркетинговых коммуникаций (рекламы, стимулирования сбыта, пропаганды), гибкой ценовой политики фирмы и совершенствования качества товара.

Существуют три основные стратегии завоевания рынка:

1,Недифференцированный маркетинг (экономичен; издержки по производству товара, поддержанию запасов, транспортировке, рекламу низкие; отсутствует необходимость в провидении маркетинг исследований сегментов рынка и планированию. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка)

2. Дифференцированный маркетинг (Данный вид охвата рынка характеризуется выпуском различных товаров с различными свойствами для завоевания различных сегментов и целевых групп)

3. Концентрированный маркетинг (Предпочтения данному виду охвата рынка отдают предпочтение предприятия с ограниченными ресурсами и возможностями)

Вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма концентрирует их на большой доле одного или нескольких субрынков. В то же время концентрированный маркетинг связан с повышенными уровнем риска. Избранный сегмент может не оправдать надежд (конкуренция). С учетом этих соображений многие фирмы предпочитают диверсифицировать свою деятельность, охватывая несколько разных сегментов рынка.

Позиционирование товара на рынке – это потребительская идентификация товара на рынке по определенным критериям и показателям. Позиция товара- уровень престижа товара, его место на рынке, конкурентоспособность и степень популярности у потребителей.

Выделяют 3 вида позиционирования товара:

1. Стратегия продвижения старой или модифицированной торговой марки

2. Стратегия занятия новой ниши, ранее не занятой, и быстрое укрепление своих позиций

3. стратегия вытеснения конкурентов при помощи более гибкой ценовой политики либо использование административного ресурса.

Существует несколько критериев, которые отличают товар от аналогов конкурентов при позиционировании: *значительность *характерность *превосходство *наглядность (может быть легко доведен до потребителя и является для них очевидным) *защищенность от копирования (конкуренты не могут скопировать) *доступность (покупатель должен быть в состоянии заплатить) * прибыльность (внедрение к-либо особенностей принесет компании прибыль).

В век конкурентных баталий найти и выгодно использовать нужную рыночную нишу достаточно сложно. Поэтому, после того как позиция выбрана, компании следует предпринять ряд шагов ряд шагов для того, чтобы, довести требуемую позицию до сведения потребителей и предоставить эту позицию в их распоряжение. Все действия компании, направленные на завоевание целевого сегмента (цена, выбор каналов распределения, рекламные средства, оформление…)должны соответствовать выбранной методике позиционирования.

Вопрос 25. Содержание товарной политики

Товар – предмет или действие, обладающие полезными свойствами, необходимыми техническими и эксплутационными характеристиками и предназначенные для продажи; средство с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность. Товаром могут быть: физ объекты, услуги, лица, места, организации, идеи. В маркетинге используется трехуровневая структура товара. Выбор, который делают покупатели, представляет компромисс между этими уровнями: 1)товаром по замыслу,2)товаром в реальном исполнении,3)товаром с подкреплением. Товар выполняет следующие функции:1)потребительская (может быть основной и дополнительной),2)символическая,3)эмоциональная.

Одноименные товары различают по следующим признакам: 1.степени качества и в полезности 2.набору свойств 3. степени соответствия требованиям покупателя и продавца. Все товары делятся на 2 большие группы: 1. тов индивид потребления 2. тов производственного потреб. По длительности пользования товары делятся на: 1.длительного пользования – материальные изделия, обычно выдерживают многократное использование. 2. кратковременного пользования – материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. По поведению товаров на рынке их различают: товары-лидеры, товары-локомотивы, зазывные товары, тактические, внедряемые, уходящие.

Жизненный цикл – время существования товара на рынке. Стадии: 1. внедрение 2. роста 3. зрелости 4. насыщения 5. спада

Виды: 1. традиционная кривая 2. классическая кривая (опис чрезвыч популярный продукт со стабильным сбытом на протяж долгого периода времени- кока-кола) 3. кривая увлечения (быстрый взлет и падение популярности) 4. продолжительное увлечение (прояв так же, за искл того, что остаточный сбыт продолжается в размерах, составляющих лишь незначительную часть от прежнего объема реализации) 5. сезонная кривая

6. кривая возобновления или ностальгии (опис товар, на кот по истечении определенного времени спрос возобновляется) 7. кривая провала (продукт не имеет успеха)

Товарный ассортимент – перечень выпускаемой и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам. Основные хар-ки товарного ассортимента: глубина и широта (широкий ас-т основан на кол-ве предлагаемых ассортиментных групп; глубокий – на кол-ве позиций в каждой ассортиментной группе; сбалансированный ас-т базируется на соотношении между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен;), принцип формирования (функциональный – офисная мебель, молочные товары; потребительский – детские, военны; сбытовой – продажа в универмаге, складе, рынке; ценовой – дешевые, класса люкс), структура, поведение товара на рынке.

Товарный знак – это марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой. ТЗ является объектом интеллектуальной собственности, подлежит правовой защите с момента его офиц регистрации и гарантирует его владельцу исключительное право использования. Виды ТЗ: * словесный (знак в виде слов, сочет букв – IBM, sony); *изобразительный (композиция линий, фигур, форм на плоскости); *объемный – знак в трехмерном изображении; *звуковой (мелодия); *комбинированный (комбинация разного характера изобразит и словесных средств – Adidass)

Функции: отличительная, информативная, информационная (информир потребит о предназначении или качестве), функция конкурентной борьбы (когда конкур борьба ведется в сфере ТЗ – кока-кола и пепси), рекламная.

Сервис- комплекс услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и др. технически сложной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность высоко эффективной эксплуатации. Сервис подразделяется на: *предпродажный (консультирование, подготовка изделий, обучение персонала, обеспечение документацией, монтаж), облуживание во время продаж и послепродажный (гарантийный, послегарантийный).

Конкурентоспособность товара – это характеристика товара, которая отражает его отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность определяется по 3 группам параметров: потребительным (назначение товара, свойства, известность, имидж), экономическим (цена товара) и организационным (система скидок, условия платежа и поставок, гарантии). Основным фактором конкурентоспособности является качество продукции. 4 уровня качества: 1)соответствие стандарту 2)соответствие использованию 3)соответствие требованиям рынка 4)соответствие скрытым потребностям.

Вопрос 26. Основное содержание «Закона о защите прав потребителей в РФ»

В 70-Е ГОДЫ 20 ВЕКА НА Западе широко развернулось движение потребителей за защиту своих прав перед производителями. Это движение получило название консьюмеризим (от английского слова консьюмэ – потребитель). Вскоре была создана международная организация по защите прав потребителей. В России в настоящее время созданы комитеты по защите прав потребителей, работающие на основе действующего

Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с последними изменениями от 12 декабря 2007 г.)

Закон о защите прав потребителей — закон Российской Федерации, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.

Преамбула ГЛАВА I. Общие положения ГЛАВА II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям ГЛАВА III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) ГЛАВА IV. Государственная и общественная защита прав потребителей

15 марта всемирный день защиты прав потребителей. За 15 лет существования закона более 2 млн россиян смогли воспользоваться им и защитить свои права. Последние изменения в законе позволяют теперь потребителям возможность полностью возвращать стоимость товаров в течение 30 дней в случае обнаружения брака или поломки.

Вопрос 27. Планирование как функция управления

Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле; в узком смысле планированием является составление специальных документов – планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации.

Планирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом на самых ранних этапах его составления;

-преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;

-гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;

-согласование планов, принимаемых в рамках организации (путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений);

-экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;

-создание необходимых условий для выполнения плана;

-непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий;

В основе разработки планов находится прогноз, т.е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения.

Выделяют следующие виды прогнозов:

1)по функциональному назначению:

-прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий;

-прогноз путей достижения цели (программный);

-прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;

-прогноз возможных последствий принимаемых решений;

-прогноз состояния среды;

2)по содержанию: научно-технические, экономические, военно-политические и проч.;

3)по периоду: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет);

4)по степени надежности: надежные (ошибки в пределе года допускаются 3-5%) ненадежные (ошибки в пределе 15 лет – 40-60%);

5)по форме представления результатов: количественные и качественные (чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта);

6)по степени охвата объекта: локальные и комплексные.

Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:

1)анализ экономических, социальных, технических и др.процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними;

2)формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;

3)обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала, возможных стратегий.

Деятельность по научному предвидению будущего социально-экономической системы и составлению прогнозов называется прогнозированием. Оно бывает пассивным (фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.

Принципами прогнозирования считаются: научность, системность, комплексность, адекватность объекту, многовариантность, преемственность, непрерывность, рассмотрение объекта в динамике.

В настоящее время существует следующая классификация методов прогнозирования:

1.По сложности: простые и комплексные.

2.По характеру используемой информации:

-фактографические(базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);

-опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений, патентов).

3.По способу обработки и анализа прогнозной информации:

А)статистические методы: построение и анализ динамических рядов, экстраполяция, регрессионное моделирование;

Б)логические методы: аналогия, экстраполяция, поисковое прогнозирование, морфология, матричные модели.

В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (методов планирования).

Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т.е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями. В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.

Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают:

-по содержанию: материально-вещественные, стоимостные, трудовые;

-по временному горизонту: отчетные, плановые, прогнозные;

-по целям: аналитические и рабочие.

Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.

Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей.

Виды планов

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на развитие ее потенциала, конкретных преимуществ и обеспечение условий выживания. Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ основных тенденций, угроз и возможностей, которые существуют во внешнем окружении фирмы, и всесторонний прогноз их будущего изменения.

В настоящее время на западе в рамках стратегического планирования составляется несколько основных видов планов:

1)суммативный (главный стратегический) план, который содержит перечень основных целей фирмы, направлений будущей деятельности, рынков сбыта;

2)функциональные планы (разрабатываемые на его основе), которые отражают развитие отдельных перспективных направлений деятельности организации;

3)экономические планы крупных подразделений (конкретизируют суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, объема инвестиций и т.п.).

Для решения новых перспективных межфункциональных стратегических проблем в рамках организации формируются и реализуются специальные целевые комплексные программы (ЦКП).

ЦКП представляют собой совокупность взаимосвязанных организационных, финансовых, технических, социальных и иных мероприятий, централизованно обеспечиваемых ресурсами.

Они различаются по функциональной ориентации (экономической, технической, социальной и т.п.) и срокам реализации. В зависимости от масштабов и сложности программа может включать в себя несколько подпрограмм (проектов). Последние охватывают комплекс работ, обеспечивающих реализацию в течение 2-3 лет промежуточных целей и задач, и выполняются как оперативными, так и функциональными подразделениями.

Бизнес-план является специфической формой планов организации, который обычно составляется на 5 лет. Цель бизнес-плана состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями покупателей и возможностями получить ресурсы, определить конкретные ее виды, рынки сбыта.

По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые они могут получить, приняв участие в его реализации.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.

Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на его основании уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей.

Текущее (тактическое) планирование представлено краткосрочными и оперативными планами, охватывающими период до года. В них предусматриваются действия, необходимые для достижения стратегических целей в рамках данного срока, и ответственные за это лица.

На основе операционного и финансового бюджетов формируется окончательная производственная программа. Она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятия и отдельных подразделений с учетом имеющихся у них производственных мощностей.

Оперативное планирование имеет узкую направленность, высокую степень детализации. Нормативной базой оперативного планирования являются календарно-плановые нормативы.

ВОПРОС 28.Cтруктура управления организацией

Организационная структура – это совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей организации. Основными элементами оргструктуры являются те ее подразделения, созданные на различных уровнях управления, и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны.

К общим характеристикам оргструктуры относятся:

1.оргструктура обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой деятельности

2.структура организации определяет должностных лиц и их права на всех управленческих уровнях посредством делегирования полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов

3.структура, принятая в конкретной организации, обуславливает поведение ее сотрудников

4.оргструктура нацелена на эффективность деятельности организации, ее выживание и процветание.

Оргструктуры имеют большое разнообразие видов и форм.

В соответствии с первым подходом оргструктуры разделяются на формальные и неформальные. Формальная определяется в процессе хозяйственной деятельности организации с учетом координации конкретных работ по решению производственных и социальных задач. Неформальная структура возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречия их взглядов, интересов, личных целей, подразделений и т.п. Неформальная структура отражает межличностные отношения в рамках формальной структуры.

Основными внутренними свойствами структуры являются: сложность, формализация и степень централизации (децентрализации) управления организацией. С учетом выраженности этих свойств структуры менеджмента подразделяют на механистические и органические (адаптивные), которые отражают жесткую иерархию управления организацией и адаптивную форму управления, соответственно.

На выбор оргструктуры влияют три группы факторов: внутренние, общие и специальные. Внутренние факторы отражают ее внутренние свойства, объем управления и сферу контроля конкретных руководителей. Общие факторы определяются целями и стратегией развития организации, видом продукции (услуг), ее размером и внешней средой, а также другими факторами, характеризующими специфику хозяйственной деятельности организации. Специфические факторы учитывают распределение власти и контроля, организацию и компьютеризацию информационных процессов, реализацию коммуникаций менеджмента в организации.

Проектирование оргструктуры осуществляется поэтапно: проводится разделение всех работ в соответствии с направлениями деятельности и конкретными задачами по реализации целей организации, определяются организационные полномочия на всех уровнях управления и устанавливается их соотношение (иерархия), формализуются конкретные полномочия, ответственность и права на всех уровнях управления и обеспечивается формализация принятых решений по созданию оргструктуры.

Механистические структуры характеризуют жесткую иерархию, называемую пирамидой управления. основными ее видами являются: функциональные и дивизиональные оргструктуры. Их называют также бюрократическими 9по названию соответствующей концепции – теории – сформулированной Максом Вебером).

Бюрократия определена М.Вебером как некоторая идеальная нормативная модель структуры, к которой должны стремиться организации. Она характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, правилами и нормами поведения персонала, предусматривает подбор кадров в организации по их деловым и профессиональным качествам.

Функциональная структура предусматривает разделение работ в организации по функциональному признаку. Основная идея функциональной структуры состоит в том. чтобы максимально использовать преимущества специализации, не допускать дублирования работ и перегрузки руководства.

Дивизиональные структуры предусматривают деление организации на элементы и структурные подразделения по видам товаров и услуг, группам покупателей или по географическим регионам. Эти структуры называются соответственно: продуктовая структура, структура ориентированная на покупателя, региональная структура.

Линейная структура имеет иерархию, при которой ее элементы находятся на прямой линии подчинения. Существуют две разновидности линейных структур: плоская и многоуровневая. Структура эффективна для небольшой организации. С ростом организации на различных уровнях управления привлекаются специалисты и эксперты, в результате этого структура становится линейно-штабной. Линейные руководители несут ответственность за достижение целей организации, определяющих ее основную деятельность, а штабные руководители отвечают за решение задач, подчиненных главным целям. Их деятельность способствует созданию необходимых условий для достижения целей организации.

Органическая структура обеспечивает гибкую, адаптивную форму управления организацией. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях управления. Основными формами адаптивных структур являются проектные и матричные структуры.

Проектная организация является временной структурой, создаваемой для решения конкретной задачи. Суть этой организации состоит в том, чтобы собрать команду из квалифицированных сотрудников для осуществления сложного проекта в заданные сроки и с заданным качеством. Используются две формы этой структуры: чистая проектная структура (полноту ответственности и распоряжение выделенными для работы ресурсами обеспечивает руководитель проекта) и модифицированная, когда руководитель проекта является по сути координатором работ при руководителе организации, который несет всю полному ответственности за обеспечение результата работы.

В матричной оргструктуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителю соответствующего функционального подразделения. Матричная структура при ее эффективном использовании дает возможность получить преимущества, присущие функциональным, дивизиональным и проектным структурам, в том числе максимально использовать профессионализм персонала и большую возможность оперативной координации работ, присущую проектной структуре.

Для использования преимуществ адаптивных структур в производственной сфере разработаны и применяются различные оргструктуры, использующие преимущества адаптивных структур, которые объединены общим названием «новые формы адаптивных структур».

К новым формам адаптивных структур относят: групповую (бригадную) оргструктуру, оргструктуры по принципу рынка, венчурные оргструктуры, инновационные внутрифирменные подразделения.

ВОПРОС 29. Типы и уровни конфликта и управление ими

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия

Конфликт - столкновение сторон, мыслей, сил. Данное определение имеет широкий смысл. Недостатком является, то что оно не учитывает, что конфликты возникают только при социальных столкновениях.

Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в социальном взаимодействии, которые заключаются в противодействии субъектов конфликта и сопровождаются негативными эмоциями.

Причины возникновения конфликта:

-Материальные ресурсы

-Важные жизненные установки

-Властные полномочия

-Статусно-ролевые различия в социальном положении

-Личностные различия.

Субъектами конфликта являются его участники: отдельные индивиды, организации, большие и малые социальные группы. Все участники конфликта могут быть:

-прямыми (непосредственно конфликтующие)

-косвенными (те кто провоцируют конфликт и способствуют его развитию; содействуют уменьшению интенсивности конфликта или прекращению; поддерживают стороны конфликта).

Объект конфликта – предмет, из-за которого возникает конфликт (может быть конкретным и абстрактным).

Главные признаки, присущие всем конфликтам:

1.Биполярность – наличие двух противоречащих друг другу начал.

2.Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.

3.Активность этих субъектов, направленная на преодоление противоречия.

Виды объектов конфликтов:

1.Объекты, которые не могут быть разделены на части, поэтому владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно.

2.Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками.

3.Объекты, которыми участники могут владеть совместно.

Для разрешения конфликта необходимо выявить его объект.

Конфликт – противоречие интересов двух сторон. Основными участниками конфликта являются как личность и группа, так и организация в целом. Конфликт происходит во взаимодействии людей. Менеджер всегда находится в центре конфликта.

Существует три типа конфликтов:

1.Конфликт целей (что?) – стороны видят по-разному объект будущего.

2.Конфликт взглядов (как?) – расхождение во взглядах.

3.Конфликт чувств (с кем?) – различие чувств и эмоций, которые лежат в основе отношений.

Структурные характеристики – составные элементы конфликта, без которых его существование невозможно; «изъятие» любого из этих элементов сводит конфликт на нет или существенно меняет его характер. К структурным элементам конфликта относятся:

-стороны (участники) конфликта –

-условия конфликта – обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения

-предмет конфликта – то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон, то, из-за чего спорят и по какому поводу договариваются.

-действия участников конфликта – в совокупности образуют то, что называется конфликтным взаимодействием,

-исход (результат) конфликта – не только результат, завершающую стадию конфликта, но и идеальный образ этого результата, имеющийся у участников и, в конечном итоге, определяющий его направленность.

Выделяют пять уровней конфликта, которые тесно связаны между собой:

1-й уровень: внутриличностный – конфликт внутри человека между его взглядами и целями (например, состояние человека при выборе работы).

2-й уровень: межличностный – конфликт, в котором участвуют два или более индивидов, у которых расходятся цели, поведение, ценности.

3-й уровень: внутригрупповой конфликт – конфликт между частями или всеми членами группы. Такой тип конфликта влияет на результат работы в целом (например, смена руководства).

4-й уровень: межгрупповой конфликт – конфликт, возникающий при столкновении двух или более групп в организации (имеет социальную, производственную или эмоциональную основу). Данный уровень конфликта обычно разрастается во внутри-организационный конфликт.

5-й уровень: внутриорганизационный конфликт – конфликт, при котором происходит противостояние или столкновение по поводу выполнения работы.

Существует 4 виды внутриорганизационного конфликта:

А)вертикальный (иерархический конфликт управления);

Б)горизонтальный (конфликт целей равных по статусу подразделений);

В)линейно-функциональный (конфликт между начальником и подчиненным);

Г)ролевой (несоответствие задания и роли индивида).

Стадии конфликта:

1.Предконфликтная – участники осознают имеющиеся противоречия.

2.Инцидент – повод для начала открытых конфликтных действий.

3.Эскалация – усиление, увеличение конфликтных действий со стороны участников конфликта.

4.Кульминация – острый значимый для обеих сторон момент.

5.Завершение.

6.Постконфликтная –новое качество отношений между людьми.

Конфликты классифицируются следующим образом:

1.В зависимости от объекта:

-экономические

-социально-политические

-идеологические

-социально-психологические

-социально-бытовые

2.По типу поведения людей в ситуации:

-эмоциональные (участники не контролируют эмоции)

-рациональные (участники контролируют свои эмоции)

3.По направленности:

-горизонтальные (между людьми одинакового статуса)

-вертикальные (между людьми разного статуса)

-смешанные.

4.По длительности и степени напряженности:

-бурные и быстротекущие (с большой эмоциональностью сторон, имеют тяжелый исход или трагические последствия, аффект)

-острые и длительные (возникают, когда противоречия глубокие, устойчивые, конфликтные стороны непримиримы, но контролируют свои поступки, не могут определиться с решением)

-слабовыраженные и вялотекущие (в основе лежат не острые противоречия или активна одна сторона)

-слабовыраженные и быстротекущие.

5.По мотивации и восприятию человеком 9субъективное восприятие):

-ложные (субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет, конфликт не имеет объективных оснований(

-потенциальный (существуют реальные обоснования для конфликта, но стороны не осознают ситуацию как конфликтную)

-истинный (реальные, осознанное, объективное столкновение между сторонами)

-конструктивный (возникают на основе реальных, существующих противоречий)

-смешанный (возникают на ложном поверхностном основании, когда истинная причина скрыта или неосознанна)

-не верно приписанный (в котором истинный виновник в тени, а конфликтуют участники, не имеющие к конфликту отношения).

Функции конфликта:

1.Положительные

-высвечивают нерешенные вопросы и устраняют противоречия

-позволяют человеку более глубоко оценить индивидуальные психологические способности людей, участвующих в конфликте

-выявляет ценности человека, мотивы, направленность мотивов на деятельность, на себя, на взаимоотношения

-ослабляет психическое напряжение

-улучшает качество индивидуальной деятельности

-при отстаивании справедливых целей участник конфликта повышает свой авторитет у окружающих.

2.Отрицательные

-оказывает негативное воздействие на психологическое состояние участников

-сопровождается физическим насилием

-разрушается система межличностных отношений

-закрепляются в опыте личности насильственные способы решения проблем

-способствует формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав.

Управление конфликтами

Существуют три точки зрения на конфликт:

1.Менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит только вред организации. И поскольку конфликт – это всегда плохо, дело менеджера – устранить его любым способом.

2.Сторонники второго подхода считают, что конфликт – нежелательный, но распространенный побочный продукт организации. В этом случае считается, что менеджер должен устранить конфликт, где бы он ни возникал.

3.Менеджеры, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что конфликт не только неизбежен, но и необходим и потенциально полезен. От точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процесс преодоления. В связи с этим выделяют две большие группы способов управления конфликтами: педагогические и административные.

К педагогическим можно отнести: беседу, просьбу, убеждение, разъяснение требований к работе, неправомерности действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта.

К административным же относятся: силовое разрешение конфликта (подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения), разрешение конфликта по договору (решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда).

ВОПРОС 30. Мотивация как функция управления

Мотивация является основной, центральной проблемой управления персоналом.

Мотивация в общем понимании – это совокупность движущих сил (внешних и внутренних), побуждающих человека к выполнению определенных действий в зависимости от поведения человека; в управлении – это функция руководства, которая состоит в формировании у работников стимулов к труду. Мотивация воздействует на деятельность человека, которая характеризуется следующими параметрами:

1)усилие, которое затрачивает человек при выполнении работы (в полную силу –вполсилы, легкая работа – тяжелая работа);

2)старание (работа может быть безразлична человеку или, наоборот, человек все делает с полной отдачей);

3)настойчивость продолжать начатое дело (необходимо поддерживать интерес к работе);

4)добросовестность, т.е. подходить к делу ответственно и учитывать все требования работы;

5)направленность – стремление человека (выполнение дела ради денег или ради достижения целей организации).

Как основная функция менеджмента мотивация связана с процессом побуждения подчиненных к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

Мотив – преимущественно осознанное внутренне побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение потребностей. Мотивационный процесс – это последовательные шаги от возникновения потребности до результата действий.

1 этап – появление потребностей (физические, социальные, психологические).

2 этап – поиск путей устранения потребности, т.е. потребность можно подавить либо не заметить, а можно устранить (удовлетворить);

3 этап – определение направленности последующих действий – понять, за счет каких средств, что и как мы можем сделать, оценить конечный результат.

4 этап – осуществление действий, которые должны устранить потребность, т.е. на этом этапе происходит корректировка целей.

5 этап – получение вознаграждения за осуществление действий.

6 этап – устранение потребности – либо прекращение действий до появления новой потребности, либо поиск новых возможностей для устранения потребности.

Мотивационный процесс является очень сложным процессом, поскольку требует больших затрат на наблюдения, и носит изменчивый характер. На практике мотивационный процесс не имеет четких разграничений между этапами и носит достаточно условный характер.

Мотивирование – это создание необходимых условий для выполнения человеком определенных действий.

Стимулирование – только одно из средств мотивирования, причем оно тем реже применяется в качестве средства управления людьми, чем выше уровень развития отношений в организации.

Стимулы (от латинского stimulus –остроконечная палка, которой подгоняли животных) имеют большое значение в мотивационном процессе – это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.

Та или иная форма стимулирования только тогда становится побудительной силой, когда превращается в мотив, т.е. когда принимается личностью, отвечает какой-либо потребности человека.

В исследовании мотивации выделяют два направления:

-первое включает теории удовлетворенности работой (содержательные теории), которые концентрируют внимание на том, что побуждает действовать и стимулирует деятельность;

-второе включает теории процесса (или процессуальные теории мотивации), которые концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к желаемым результатам.

В соответствии с данной классификацией к первому направлению относятся следующие теории.

Наши рекомендации