Управление безопасностью жизнедеятельности

4.1. Правовые, нормативно технические и организационные основы обеспечения БЖД[5].

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД на предприятиях, в АО, организациях и учреждениях (в дальнейшем - на предприятиях) изложены в Конституции и Федеральных Законах (ФЗ) РФ, уставах и законах субъектов РФ и подзаконных актах федеральных и региональных органов управления, а также в законах и подзаконных актах бывшего СССР. Эти основы различны по содержанию для ООС, ОТ и ЧС, что обуславливает их раздельное изложение по состоянию на 01.01.96.

4.1.1. Законы и подзаконные акты, управление и контроль по ООС. Изложение этих вопросов осуществляется поблочно: в начале - об управлении ООС в РФ и ее субъектах и затем - о контроле состояния ОС.

4.1.1.1. Законы и подзаконные акты по ООС. В Конституции РФ закреплены: ст.42 - право человека на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; ст. 58 - обязанность человека - сохранять природу и ОС, бережно относиться к природным богатствам. Конституционные права и обязанности человека конкретизируются законами РФ "Об охране ОПС" (1991г., в 1994г. опубликован проект ФЗ "Об охране ОС в РФ"), "О плате за землю" (1991г.), "О недрах" (1992г.), "О животном мире" (1995 г.), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.), а также Земельным кодексом РСФСР (1991 г.), Основами лесного законодательства (1993 г.), Основами законодательства РФ об охране здоровья (1993 г.) и рядом законов СССР.

В развернутом виде законодательные положении по ООС содержатся в подзаконных актах (указы, постановления, распоряжения, приказы, стандарты, правила и другие НТД), которые издаются законодательными, исполнительными и судебными органами госвласти, а также по их поручению соответствующими органами. Эти акты или НТД по ООС должны соответствовать Конституции РФ, ФЗ и способствовать строгому выполнению требований ООС.

НТД по ООС являются: 1) стандарты системы стандартов по охране природы и улучшению использования природных ресурсов (сокращенно "Охрана природы" или ОП); 2) общесоюзные нормативные документы (ОНД); 3) строительные нормы и правила (СНиП); 4) санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиН); 5) различные постановления, решения, распоряжения, положения и т.п. федеральных и региональных органов госвласти РФ.

Важнейшая роль отведена системе стандартов ОП, которой присвоен номер 17 - см. ГОСТ 17.0.0.01-76*. Она состоит из 10 комплексов стандартов, обозначенных цифрами 0...9 после цифры 17, (например, ГОСТ 17.0, 17.1, 17.3 и т.д.). Каждый комплекс подразделяется на 8 групп стандартов, обозначенных цифрами 0...7 (например, ГОСТ 17.0.0, 17.0.1, 17.0.2 и т.д.).

Конкретное название комплексов стандартов ОП следующее: О - организационно-методические стандарты; 1 - по охране и рациональному использованию вод (код - Гидросфера); 2 - по защите атмосферы (код - Атмосфера); 3 - по рациональному использовании биологических ресурсов (Биологические ресурсы); 4 - по охране и рациональному использованию почв (Почвы); 5 - по улучшению использования земель (Земли); 6 - по охране флоры (Флора); 7 - по охране фауны (Фауна); 8 - по охране и преобразованию ландшафтов (Ландшафты); 9 - по рациональному использованию и охране недр (Недр).

Данные комплексы подразделяют на следующие группы стандартов: 0 - основные положения; 1 - термины, определения, классификация; 2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов (ПР); 3 - правила ОП и рационального использования ПР; 4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 - требования к средствам контроля и измерения состояния ОС; 6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите ОС от загрязнений; 7 - прочие стандарты.

Структура обозначений стандартов ОП следующая: ГОСТ 17.0.0.04-90 "Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения" или ГОСТ 17.2.1.01-76* "ОП. Атмосфера. Классификация выбросов по составу".

Конституционные, федеральные и обычные законы, вышеуказанные НТД составляют систему природоохранного законодательства, которая подлежит строгому выполнению как работодателем, так и любым работником предприятия.

4.1.1.2. Управление ООС в РФ и ее субъектах. Оно может быть государственным и ведомственным. Первое осуществляет федеральные и региональные органы исполнительной госвласти: Президент и Правительство РФ, Президент и Правительство республики (например, Калмыкии, Татарстана и др.) или глава администрации края, области и главы администраций городов и районов республик, края или области; второе - хозяйственные органы (субъекты): министерство, госкомитет, департамент, АО или предприятие. Их главной задачей является реализация конституционного права человека, определенного ст. 42 Конституции РФ.

На уровне федеральных органов координирует работу по госуправлению ООС Минприрода (полное название - Министерство ООС и ПР) РФ. Оно разрабатывает и обеспечивает практические мероприятия (базирующиеся в основном на экономических методах управления) по ООС, рациональному использованию и воспроизводству ПР, также ведет контроль, госучет и статотчетность, планирование и осуществляет международное сотрудничество по ООС и т.п. Минприрода РФ реализует всю работу через республиканские, краевые и областные (а в Москве и Санкт-Петербурге - через городские) комитеты ОП (полное название - комитет ООС и ПР), которые подчиняются главам администраций субъектов РФ. Так, Тверской обком ОП состоит из 36 райкомов (в том числе горком в г. Твери) ОП (3...5 чел.), пяти штатных инспекций (по охране атмосферы, вод, земельных ресурсов, животного и растительного мира, экологической экспертизе) и 12 спецлабораторий.

Ведомственное управление ООС осуществляют соответствующие хозорганы, в составе которых имеются управления, отделы или секторы ООС (например, у Тверского вагонзавода есть отдел ООС). Они участвуют в разработке и внедрении конкретных мероприятий и экобиозащитных средств на подконтрольных объектах.

Большую помощь органам по ООС в РФ оказывают общественные экодвижения: Всероссийское общество ОП, молодежное движение дружин по ОП, Экологический Союз, Социально-экологический Союз, общественный Комитет спасения Волги и др., а также Всероссийское общество охотников и рыболовов. Для вовлечения их в конструктивную работу при Минприроде РФ создан общественный Совет из числа ученых, общественных и госдеятелей, руководителей предприятий для глубокого анализа крупных проблем ООС и выработки рекомендаций по их решению. Аналогичные Советы созданы и при республиканских, краевых и областных комитетах ОП (при Тверском обкоме - Совет состоит из 37 чел.).

Органы ООС также осуществляют международное сотрудничество в области ООС. Оно выполняется на двух- и многосторонней основе. Двухстороннее сотрудничество у нас развивается со странами СНГ, а также с США, Канадой, Францией, Англией, Швецией, Финляндией, Германией, Ираном и т.д. Оно направлено на предотвращение загрязнения воздуха, охрану воды от загрязнения, в том числе и вод Мирового океана. При этом ведется совместная разработка правовых и административных мер, связанных с сохранением и поддержанием качества ОС.

Многостороннее сотрудничество по ООС осуществляется путем участия представителей РФ в работе международных организаций, входящих в систему ООН, а также различных международных неправительственных организаций: Европейский экологический Совет (ЕЭС), Международный союз ОП и ПР (МСОП) и Международный совет научных союзов (МСНС). При этом широкое межгосударственное сотрудничество всех стран осуществляется в рамках ООН и ее учреждений: ЮНЕП (Программа ООН по ОС), ЮНЕСКО (орган по вопросам образования, науки и культуры), ФАО (орган по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) МАГАТЭ (орган по мирному использованию атомной энергии) и др. Такое сотрудничество способствует более быстрому решению глобальных и межрегиональных проблем ООС.

4.1.1.З. Мониторинг ОС - это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием ОПС и экологической безопасностью. С этой целью в РФ и других странах мира созданы национальные сети наблюдения и контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, вод и почвы. Пункты наблюдений организованы в городах, промзонах, на водных объектах и в сельхозрайонах, подверженных значительному влияние хоздеятельности человека. Кроме того, они предусматриваются в районах минимального загрязнения для осуществления фоновых измерений.

В РФ создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) на базе существующей в бывшем СССР общегосударственной службы наблюдения и контроля за ОС (ОГСНК-ОС). Она состоит из тематических и территориальных подсистем экологического мониторинга (ЭМ). Первые осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов ЭМ (например, промышленных, энергетических, транспортных, ядерно-энергетических или потенциально опасных объектов; почв и земель и т.д.). Каждая из них состоит из одной или нескольких ведомственных систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу общности объекта ЭМ. Тематические подсистемы ЕГСЭМ обеспечивают наблюдение и контроль: 1) экологического состояния объектов ОПС; 2) экологически безопасного для людей состояния компонентов ОПС; 3) состояния и качества ПР, используемых в конкретных видах деятельности; 4) состояния источников антропогенного воздействия на ОПС. Вся информация интегрируется информационно-аналитическими центрами (ИАЦ) этих подсистем.

Территориальные подсистемы ЕГСЭМ созданы в соответствии с административным делением РФ. В них допускается иерархический принцип, когда обстановка в городах и районах требует создания отдельных подсистем ЭМ соответствующего уровня, вплоть до федерального. В ЕГСЭМ осуществляется методическое и информационное сопряжение территориальных и ведомственных подсистем. В основе организации информационного сопряжения лежит сеть ИАЦ ЕГСЭМ (федерального, территориального и ведомственного уровней), организующих и выполняющих работу по сбору, хранения и обработки информации по ЭМ. На федеральном уровне этим занимается автоматизированная информационная управляющая система "Экологическая безопасность" Минприроды РФ. Последняя имеет тесную связь с территориальными ИАЦ Минприроды РФ, так и с ИАЦ Госгортехнадзора РФ, Госатомнадзора РФ, Госкомсанэпидемнадзора РФ, Минздрава РФ и Росгидромета, а также с Минсельхозом РФ, Роскомитетами по земельным ресурсам и землеустройству, по рыболовству, по водному хозяйству и другими ведомствами и службами федерального уровня.

Наиболее солидной базой ЭМ ОПС в РФ обладает Росгидромет. Он проводит наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы (в 248 городах и поселках РФ или на 682 стационарных станциях), поверхностных вод суши (на 1175 водотоках и 151 водоеме или 2604 створах), почв (в 238 хозяйствах или в 160 районах РФ), морей (на 11 морях, омывающих территорию РФ, или на 621 морской станции) и снежного покрова (на 625 пунктах РФ), а также за трансграничным переносом веществ (аэрозолей, диоксидов азота и серы) на западной границе РФ (на 3 станциях, расположенных в Янискоси, Пушкинских горах и Пинеге). Кроме того, Росгидромет обеспечивает наблюдения в сетях: 1) комплексного мониторинга загрязнения ПС и состояния растительности (35 постов); 2) системы за химическим составом и кислотностью осадков (147 станций федерального и регионального уровней по суммарному химанализу проб и 108 пунктов по оперативному измерению величины рН); 3) системы глобального атмосферного фонового мониторинга (6 станций по РФ); 4) комплексного фонового мониторинга (6 станций, расположенных в биосферных заповедниках - Баргузинском, Центрально-Лесном, Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском и Кавказском); 5) радиационного мониторинга (в районах Чернобыльской и других радиационных катастроф и размещения РОО); 6) системы оперативного выявления и расследования эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением ОС. Все эти наблюдения обеспечивают изучение распределения ЗВ во времени и пространстве, оценку и прогноз состояния ОС и определение эффективности мероприятий по ее защита.

Национальные ЭМ входят а биосферный (глобальный) ЭМ, который создается по линии международной программы "Человек и биосфера". Он состоит из трех ступеней: первая - биоэкологический (санитарно-гигиенический) мониторинг о конечной целью защитить людей, флору и фауну региона или страны; вторая - геоэкологический (природно-хозяйственный) мониторинг с конечной целью выявить генезис в природно-технических системах (в городе, промзоне, сельской местности) и взаимную связь тех явлений в ОС, которые считаются индикатором биоэкологического мониторинга; третья - биосферный мониторинг с конечной целью защитить жизнь человечества в нашей биосфере и выявить глобальные изменения ОС, вызванные деятельностью общества.

4.1.1.4. Контроль состояния ОС осуществляют на трех уровнях: государственном, отраслевом (ведомственном) и производственном. Госконтроль состояния ОС обеспечивают федеральные, республиканские, краевые и областные комитеты по ОП через ЕГСЭМ; ведомственный контроль - головные отраслевые организации, на которые возложены задачи ОП, через ведомственную систему ЭМ; производственный контроль - спецподразделения предприятий, центральные внутриведомственные службы или по договору - вневедомственные спецорганизации. При этом они руководствуются НТД, устанавливающими способ определения контролируемого параметра (инструментальный, инструментально-лабораторный, индикаторный или расчетный), место контроля, объем проведения контроля (полный или выборочные по номенклатуре источников или контролируемых параметров), частоту измерений (эпизодические или систематические) и форму проведения (плановая или экстренная) соответственно для атмосферы, гидросферы и почв, земель.

Правила контроля качества воздуха в населенных пунктах регламентируют ГОСТ 17.2.3.01-86, РД 52.04.186-89 и ОНД-90 [27]; качества питьевой воды - ГОСТ 2874-82; почв, земель - отраслевые НТД. По ряду массовых источников атмосферы действуют спецстандарты. Например, ГОСТ 17.2.2.03-87 - по контролю за содержанием СО и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями и ГОСТ 17.2.2.05-86 - по оценке выбросов ЗВ при стендовых испытаниях тракторных и комбайновых дизелей.

Согласно ОНД-90 [27] при госконтроле источников загрязнения атмосферы (ИЗА) определяет пространственно-временные параметры. Ими являются: 1) перечень ЗВ, подлежащих контролю; 2) приоритетный перечень предприятий, подлежащих систематическому контролю; 3) частота (период) контроля для контролируемых предприятий; 4) перечень ИЗА, подлежащих контролю на предприятий; 5) методы контроля ЗВ в источниках; 6) продолжительность и время проведения контроля; 7) места размещения и оборудование мест контроля (замерных сечений). В итоге находят категорию опасности ЗВ и индекс приоритетности предприятия Ип. По ним определяют частоту (период) планового контроля предприятий:

Наши рекомендации