Обязанности и ответственность научного руководителя
В процессе выполнения ВКР студент-бакалавр должен показать не только определенный объем знаний, но и навыки вести самостоятельную научную работу в соответствии с тем компетенциями, которые он освоил в течение всего времени обучения в вузе по данному профилю. Студент системно работает над избранной темой в тесном контакте с научным руководителем. Регулярные встречи с научным руководителем обеспечивают формирование исследовательских навыков и умений пользоваться методами научных исследований.
На этапе подготовки выпускной квалификационной работы научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.
В ходе выполнения работы научный руководитель дает рекомендации по сбору фактического материала, разработке или подбору форм для сбора информации, методике ее обобщения, систематизации, обработки и использования при написании ВКР. На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывая студенту-бакалавру на недостатки аргументации, композиции, стиля и предлагает способы их устранения.
Рекомендации и замечания научного руководителя студент должен воспринимать критически. Он может учитывать их или отклонить по своему усмотрению.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, что теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления ВКР - это ответственность как студента, так и научного руководителя.
После получения окончательного варианта ВКР научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует полноту содержания ВКР, работу студента в процессе выполнения работы и его отношение к своим обязанностям при работе над темой исследования.
Таким образом, воспитательная составляющая компетентностного подхода к учебному процессу и выполнению ВКР заключается в обязанностях и ответственности научного руководителя, которые реализуются в его функциях.
Научный руководитель:
- оказывает помощь в окончательном формулировании темы в случае, если она не входит в перечень тем каталога;
- излагает сущность проблематики, предлагаемой студенту для разработки в рамках выпускной квалификационной работы;
- знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к ВКР по содержанию и оформлению;
- оказывает помощь в составлении плана ВКР;
- осуществляет оперативное руководство выполнением ВКР;
- проводит регулярные консультации и собеседования со студентом в ходе подготовки и написания работы;
- оказывает студенту организационную и методическую помощь;
- подписывает работу и допускает ее к защите с учетом требований по качеству содержания и оформления;
- консультирует студента по подготовке доклада и презентации для защиты на заседании ГАК .
Научный руководитель обязан проверить текст ВКР, сданной ему на рецензирование на предмет нарушения академических норм написания письменных работ (плагиат, фальсификация, подлог)
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Плагиат – это нарушение правил цитирования (авторских прав), когда чужой текст выдается автором работы за свой. Парафраза без ссылки на источник или литературу приравнивается к плагиату. Подлог – это сдача работы, написанной другим человеком (студентом предыдущих курсов, студентом другого вуза, и т.д.) в качестве своей. Фальсификация – это подделка статистических данных, умышленное их искажение, использование одних данных вместо других, искажение результатов расчетов и т.д.
После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует дипломную работу, указывая:
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания ВКР целевой установке, профилю направления обучения, научному направлению исследований кафедры;
- научный уровень, полноту и качество разработки темы исследования;
- степень самостоятельности, личного творчества, инициативы студента;
- полноту использования материалов, источников и литературы ;
- умение работать с литературой, производить расчеты, анализировать, обобщать, делать научные и практические выводы;
- системность, логичность и грамотность изложения материала;
- обоснованность использованных методов исследования и методик экономического анализа;
- правильность оформления работы;
- ценность, полноту и обоснованность выводов;
- целесообразность и экономическую обоснованность практических предложений;
- возможность дальнейшего использования материалов ВКР в экономической практике;
- рекомендации по внедрению или опубликованию отдельных положений и разделов выпускной квалификационной работы.
В отзыве научный руководитель отмечает положительные стороны работы и обращает внимание на имеющиеся недостатки, не устраненные автором ВКР. В заключение отзыва научный руководитель определяет профессиональный уровень подготовки студента-бакалавра и излагает мнение о допуске ВКР к защите на ГАК.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.
Научный руководитель обязан в течение всего времени выполнения ВКР оказывать студенту консультативную помощь (в соответствии с графиком выполнения работы и пожеланиями студента), внимательно прочитать текст работы с целью недопущения орфографических и стилистических ошибок, нарушения логики изложения материала, проверки правильности ссылок и оформления представленных материалов и др. Подписывая выпускную квалификационную работу на титульном листе, научный руководитель дает гарантию, что работа написана и оформлена в соответствии с требованиями РГГУ. Если представленная студентом работа, по мнению руководителя, не соответствует необходимым требованиям, то он вправе не ставить свою подпись на титульном листе и не допускать работу к защите.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна иметь следующую структуру представления материалов:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 4);
- лист с заголовком «содержание», оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 5);
- введение;
- разделы (главы) и подразделы ;
- выводы после каждой главы;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения (в случаях необходимости).
К содержанию ВКР предъявляются следующие требования:
- соответствие содержания сформулированной теме;
- полнота развития темы (тема должна быть раскрыта так, чтобы не было упущено главное);
- логическая правильность и завершенность (при изложении материала необходимо соблюдать основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания и т.д., а также законы мышления)
В соответствии с планом ВКР должна быть разделена на отдельные логически связанные части, снабженные короткими и ясными заголовками, отражающими смысл излагаемого в них материала.
Основные требования к стилю изложения содержания работы:
- использование научного языка;
- строгое определение понятий;
- соблюдение единообразия терминологии и условных обозначений;
- стилистически правильное и понятное построение отдельных фраз, предложений и текста в целом;
- ясность и четкость формулировок;
- точность и лаконичность изложения мысли
- отсутствие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок в тексте;
- использование общепринятых сокращений слов и аббревиатур;
- наличие в тексте работы ссылок на используемые источники и литературу, которые должны присутствовать в общем списке источников и литературы.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ! :
- употребление указательного стиля;
- употребление неясных терминов, противоречивых определений и иностранных слов без определенной надобности;
- использование трафаретных выражений и двусмысленных слов;
- наличие повторов текста, цитат, отдельных предложений;
- перегруженность текста цитатами, статистическими данными, рисунками, таблицами.
Объем и содержание ВКР
Общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять 60-65 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала шрифтом Times New Roman кегль 14 (включая титульный лист, лист содержания, список источников и литературы).
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Приложения в общий объем работы не входят.
СОДЕРЖАНИЕ (лист) включает: введение, наименования разделов (глав), подразделов (параграфов), выводы после глав, заключение, список источников и литературы, приложения с указанием номера их начальной страницы (Приложение 5). При оформлении заголовков разделов (глав) и подразделов слово «глава…» и «раздел» не пишется. Структура работы по объему (примерно): введение – 2-3стр., заключение – 2-3 стр., выводы после глав – 1стр., список использованных источников и литературы – 1-2 стр., остальной объем распределяется равномерно между главами.
Во ВВЕДЕНИИ:
- обосновывается актуальность избранной темы и степень ее разработанности;
- определяется степень разработанности проблемы исследования на данный момент времени;
- формулируются цель, задачи, и предмет выпускной квалификационной работы;
- определяются хронологические границы исследования;
- дается характеристика информационной базы;
- дается обзор источников и соответствующей отечественной и зарубежной - литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме;
- определяются методы исследования и анализа информации;
- дается краткая характеристика структуры выпускной квалификационной работы (краткое изложение рассмотренных вопросов в каждом разделе).
Обоснование актуальности темы исследования является важным элементом введения.
Актуальность – это востребованность, значимость, современность, важность той или иной проблемы в настоящий исторический момент. Научная актуальность – это уровень (или значимость) научного осмысления даннойпроблемы макроэкономики или мировой экономики. Она может быть связана с введением в исследовательскую область новых источников, появлением концептуальных историографических работ, наличием малоизученных аспектов проблемы и т.д. Общественно-политическая актуальность – это связь исследуемой проблемы с современными общественными и политическими процессами.
При обосновании актуальности темы работы кратко излагается современное состояние рассматриваемой проблемы, ее роль в развитии национальной и мировой экономики как с точки зрения экономической науки, так и с точки зрения современной общественно-политической и социально-экономической жизни общества, необходимость изучения сейчас и в будущем
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ! При обосновании актуальности темы исследования писать: « мне эта тема нравится, поэтому она актуальна»
Для усиления актуальности проблемы необходимо показать степень ее научной разработанности на данный момент времени, дать краткий обзор ее исследованности и представления в научной литературе – историографию.
Особое внимание во введении должно быть уделено определению методологического аппарата исследования – цели, задач, предмета и методов исследования.
Цель исследования – это конечный результат выполнения ВКР по выбранной теме . Задачи – это пути (что необходимо исследовать конкретно) для достижения цели исследования по данной теме.
Предмет исследования – это та проблема (процесс), на которую направлено исследование (собственно тема исследования).
Объект исследования – это та часть научного знания, с которой связано исследование (процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, совокупность экономических отношений, механизмов и институтов, в некоторых случаях – это материальный объект: предприятие или организация, деятельность которых является предметом исследования)
Например, для профиля «Мировая экономика»:
1. Тема работы: Совершенствование организации торговли энергоносителями в рамках Таможенного союза ЕАЭС
Цель: проанализировать особенности организации торговли энергоносителями в рамках Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и выявить направления ее совершенствования.
Задачи:
- описать особенности Таможенного союза как формы экономической интеграции;
- рассмотреть организационную структуру Таможенного союза в рамках ЕАЭС;
- проанализировать торговлю энергоносителями между странами-членами Таможенного союза ЕАЭС;
- выявить особенности транзита энергоносителей по территории Таможенного союза ЕАЭС;
- обосновать проблемы функционирования рынка энергоносителей Таможенного союза ЕАЭС;
- разработать пути совершенствования организации торговли энергоносителями в рамках Таможенного союза ЕАЭС.
Объект исследования: торговля топливно-энергетическими товарами Таможенного союза ЕАЭС.
Предмет исследования: пути совершенствования организации торговли энергоносителями в рамках Таможенного союза ЕАЭС.
Например, для профиля «Коммерция»
2. Тема работы: Мерчандайзинг как инструмент стимулирования продаж организации розничной торговли (на примере ООО «Санточа Россия», Москва)
Цель: на основе оценки эффективности механизма мерчандайзинга разработать рекомендации по повышению эффективности системы стимулирования розничных продаж
Задачи:
- раскрыть экономическую сущность, определить цели и задачи мерчандайзинга в современной розничной торговле;
- рассмотреть основные инструменты мерчандйзинга, используемые для стимулирования розничных продаж;
- представить организационно-экономическую характеристику торговой компании ООО «Санточа Россия»;
- проанализировать эффективность механизма мерчандайзинга торговой компании;
- разработать рекомендации по повышению эффективности системы стимулирования розничных продаж.
Объект исследования: мерчандайзинг как инструмент стимулирования розничных продаж
Предмет исследования: эффективность механизма мерчандайзинга ООО «Санточа Россия»)
Например, для профиля «Финансы и кредит»:
3. Тема работы: Формирование и использование прибыли организации (на примере ЗАО «Нертон», г. Санкт-Петербург)
Цель: исследовать механизм формирования и использования прибыли предприятия и предложить направления его совершенствования в деятельности ЗАО «Нертон».
Задачи:
- раскрыть экономическое содержание прибыли как экономической категории;
- обосновать порядок формирования и использования прибыли
- выявить факторы, влияющие на прибыль организации
- проанализировать прибыль ЗАО «Нертон»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование формирования и использования прибыли ЗАО «Нертон».
Объект исследования: механизм формирования и использования прибыли организации
Предмет исследования: система формирования и использования прибыли ЗАО «Нертон».
Например, для профиля «Экономика предприятий и организаций»:
4. Тема работы: Эффективность деятельности организации и пути ее повышения (на примере ООО «Марс», г. Ступино)
Цель: анализ эффективности деятельности организации и разработка направлений ее повышения
Задачи:
- раскрыть сущность экономической эффективности и ее критерии, экономическую сущность прибыли как экономической категории;
- обосновать методы оценки экономической эффективности;
- проанализировать эффективность деятельности ООО «Марс»;
- разработать направления повышения эффективности функционирования организации
Объект исследования: эффективность деятельности организации
Предмет исследования: пути повышения эффективности деятельности ООО «Марс»
Во введении также следует перечислить и кратко описать основные применяемые методы научного познания. Методы научного познания – это способы получения знаний, которые можно применить к любому объекту познания. Различают общие методы познания окружающего мира (например, анализ и синтез), общенаучные методы (например, метод классификации, системный подход, комплексный подход) и методы отдельных наук (например, метод дифференциации, факторный анализ, индексный метод, статистические методы ).
СОДЕРЖАНИЕ выпускной квалификационной работы, как правило, включает 2 главы (раздела) и 2-3 подраздела в каждой главе и определяется ее темой.
В первой главе работы, как правило, излагаются теоретические аспекты рассматриваемой проблемы:
- ставиться проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и адекватной теории для её разрешения; реально существующее противоречие, несоответствие между желаемым и действительным, исследование которого позволит оптимизировать какую-либо часть или весь процесс в целом;
- формулируется концепция исследования – оригинальное видение проблемы, ее политическую, научную, теоретическую постановку и предлагаемые пути разрешения;
Вторая глава работы должна быть посвящена аналитической проработке поставленной проблемы, сформулированной концепции или выдвинутой гипотезы. В ней на основе информации источников и литературы, сравнении и анализе точек зрения разных авторов, анализа современных тенденций, анализа показателей динамики и т.д., студент делает выводы о состоянии проблемы исследования на сегодняшний момент времени.
По заданию научного руководителя студент представляет самостоятельно сделанные расчеты макроэкономических показателей или показателей, характеризующих состояние мировой экономики и международных экономических отношений с применением методов экономико-математического моделирования, статистических методов, методов факторного анализа и т.д.
Содержание работы должно быть строго логичным, а подразделы – взаимосвязанными в структуре общей логики изложения материала. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой, от одного подраздела к другому.
Каждый раздел (глава) выпускной квалификационной работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых обобщенно излагаются наиболее значимые результаты исследования. Как правило, выводы либо предопределяют необходимость и содержание далее излагаемого материала, либо могут быть использованы для более глубокого его понимания.
Излагать материал в тексте необходимо, пытаясь раскрыть главную идею того или иного вопроса. Особый интерес вызывает работа, имеющая проблемный характер, содержащая определенную, четко выраженную позицию, идею автора, которую он проводит последовательно на протяжении всего исследования.
Изложение материала должно быть аргументированным, подкрепленным собственным исследованием и сбором эмпирической информации, выводами, доказательствами и статистическими данными. В работе должна найти место хотя бы одна самостоятельная идея, которая в дальнейшем может быть развита в профессиональной деятельности бакалавра.
При цитировании источников и литературы по тексту работы внизу страницы делается подстрочная ссылка (с указанием автора, названия, издательства, года издания и номера страницы цитаты, приводимого рисунка и т.п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ посвящено изложению основных результатов выполненной работы. В нем следует в концентрированном виде изложить итог решения тех задач, которые были поставлены во введении к работе, обобщить ранее сформулированные выводы и сделать общий вывод. В работе следует также охарактеризовать научную ценность результатов работы, указать перспективы дальнейшей разработки темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании выпускной квалификационной работы.
Список имеет следующую структуру с обязательным заголовком для каждого раздела (Приложение 7).
Источники
Делятся на два раздела: опубликованные и неопубликованные.
Опубликованные источники
В состав опубликованных источников могут быть включены законодательные и нормативные документы российского государства. Эти документы должны систематизироваться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов – по хронологии.
Нормативные и законодательные документы, стандарты, методические рекомендации, указания, правила, инструкции и т.д. располагаются в пределах каждой группы документов – по хронологии.
Публикации документов располагаются по алфавиту их названий. Источники и литература на иностранных языках указываются на языке оригинала и приводятся в каждом разделе (подразделе) списка после кириллического алфавитного ряда.
Неопубликованные источники
В состав неопубликованных источников включаются: устав предприятия, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и прочее (по алфавиту названий). В подраздел могут быть включены отчеты о НИР (по годам издания), неопубликованные переводы (по алфавиту фамилий авторов или названий), а также архивные документы (по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров описей и дел).
Литература
В этом разделе списка располагаются в алфавите авторов и заглавий монографии, статьи, рецензии, авторефераты, электронные ресурсы. В описании статей обязательно указываются название журнала или сборника, где они опубликованы.