Инвестиционное законодательство
Отношения, вытекающие из деятельности, связанной с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, регулируются Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. «Об инвестициях», нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, гражданским и иным законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь.
Сегодня для работы иностранного инвестора на территории республики создана достаточная нормативно-правовая база. В Беларуси принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. Приняты меры по отмене процедуры декларирования происхождения капитала, а возврат банковских депозитов в полном объеме гарантируется государством. Иностранным инвесторам предоставлен ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности [3].
Законодательство Республики Беларусь построено на европейских принципах. Оно гарантирует все права инвестора, допускает применение британского, швейцарского, итальянского и любого другого права, и арбитража. Приветствуются самые современные формы инвестирования: от создания иностранных, смешанных предприятий до концессионных соглашений.
24 января 2014 года вступил в силу Закон «Об инвестициях», который предусматривает совершенствование базового инвестиционного законодательства на основе использования мирового опыта, обеспечивает простоту и прозрачность закрепленных в нем норм и понятий, а также предоставление основополагающих гарантий защиты инвесторам.
На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами:
1. созданием коммерческой организации;
2. приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества (за исключением случаев приобретения или строительства жилых домов, жилых помещений);
3. приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;
4. приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
5. на основе концессии;
6. иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
Особенностью Закона «Об инвестициях» стала норма, согласно которой инвестор не ограничивается в отношении способов осуществления инвестиций и видов источников финансирования, также не предусмотрены ограничения по объемам инвестиций и организационно-правовым формам создания инвесторами организаций[13].
Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций в Республике Беларусь обеспечены также рядом международных соглашений, среди которых:
1) Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985);
2) Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (1965);
3) Конвенция о защите прав инвестора (1997);
4) Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958);
5) более 60 соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций;
В частности соглашениями предоставлены следующие основные гарантии:
- национальный режим (каждая из сторон предоставляет инвесторам государства другой стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в аналогичной ситуации инвесторам своего государства );
- режим наибольшего благоприятствования (каждая из сторон предоставляет инвесторам государства другой стороны режим, не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в аналогичной ситуации инвесторам любого третьего государства);
- минимальные стандарты (каждая из сторон предоставляет инвестициям инвесторов государства другой стороны режим в соответствии с международным правом, включая справедливый и равноправный режим, защиту и безопасность);
- гарантии в отношении экспроприации и компенсации (ни одна из сторон не может экспроприировать или национализировать инвестиции как прямо, так и косвенно посредством мер, схожих с экспроприацией или национализацией, иначе как: в общественных интересах; на недискриминационной основе; в соответствии с надлежащей правовой процедурой; при условии выплаты компенсации)[14].
6) более 60 двусторонних соглашений об избежание двойного налогообложения;
7) другие международные договоры [8];
Законодательство Республики Беларусь гарантирует инвесторам:
1) право на льготы и преференции при осуществлении инвестиционной деятельности;
2) равенство прав при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную защиту прав и законных интересов;
3) право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом;
4) право самостоятельно распоряжаться прибылью (доходами), полученными в результате осуществления инвестиционной деятельности;
5) право беспрепятственно переводить за пределы Республики Беларусь прибыль (доходы) и иные правомерно полученные денежные средства;
6) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы;
7) право на предоставление земельных участков в пользование, аренду и собственность;
8) право на привлечение в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления трудовой деятельности;
9) право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь;
10) право на досудебное разрешение споров.
В целях обеспечения выполнения международных договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций в Беларуси закреплен механизм досудебного урегулирования споров.
Не урегулированные в досудебном порядке споры, по выбору инвестора могут разрешаться:
- в арбитражном суде, учреждаемом согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)
- в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)
- иным способом, предусмотренным международным договором [7].
Итак, законодательная основа регулирования и стимулирования участия белорусских субъектов хозяйствования в международной инвестиционной деятельности сформирована и направлена, главным образом, на привлечение иностранных инвестиций в республику. Инвесторам даются определенные гарантии, а так возможность досудебного и судебного урегулирования споров в условиях переходного периода непростым является вопрос об обеспечении относительной стабильности и скоординированности законодательства государства. Международная практика показывает, что существует прямая связь между правовой упорядоченностью и стабилизацией происходящих экономических процессов, а следовательно, создаются реальные условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, возрождение которой может быть достигнуто только за счет осуществления промышленной реструктуризации, приобретения передового опыта и новых технологий.