Г. Равновесный объем производства и дохода 4 страница
По вертикали: 11) фактор, влияющий на получение и величину дохода; 1) состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения; 12) необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных вариантов; 13) источник существования индивида и его семьи, выступающий в форме зарплаты, процента, ренты, трансфертных платежей и т.п.; 14) экономист, исследовавший проблему соот-ношения равенства доходов и эффективности; 15) экономист, автор кривой, отражающей неравенство распределения доходов в обществе; 16) доход от вла-дения акцией; 17) разрешение на ведение определенного вида деятельности, 18) государственные платежи мало- и неимущим гражданам страны (пенсии, пособия); 19) структура общества и отдельных его слоев, система признаков социального расслоения, неравенства; 20) ущемление прав группы граждан по какому-либо признаку; 21) мобильность активов, обеспечивающая своевременную оплату обязательств их владельцев; 22) наилучший вариант, позволяющий в наибольшей степенидостичь желаемого результата при определенных условиях; 23) ценная бумага, дающая фиксированный доход ее владельцу.
Тесты к теме 8
1. Совместите виды распределения доходов с их конкретными формами А - функциональное распределение дохода, Б - личное распределение дохода:
1) заработная плата; 2) среднегодовой доход семей; 3) доля семей в совокупном доходе; 4) доход корпораций; 5) доход по процентам; 6) рентный доход; 7) доля совокупного дохода каждой из пяти равных групп населения.
2. Причиной экономической бедности страны является: а) низкая норма сбережений; б) "бегство капиталов"; в) стремление "не отставать от Джонсона" по уровню потребления; г) отсутствие стимулов для вложения иностранного капитала; д) низкий начальный уровень развития производства; е) высокий рост населения.
2. При расчете дохода семьи учитываются показатели: а) налоги на заработную плату; б) дивиденды и проценты; в) федеральные налоги на личный доход; г) рыночная стоимость пособий натурой; д) трансфертные платежи.
3. В доходе группы людей с самыми низкими доходами преобладают: а) заработная плата; б) государственные трансфертные платежи; в) частные пожертвования; г) налоги.
4. Неравенство в распределении дохода возрастает, когда: а) в производ-ство вовлекаются неквалифицированные рабочие; б) государство увеличивает трансфертные платежи; в) государство стимулирует развитие малого бизнеса; г) увеличивается количество семей, которые содержат женщины.
5. К причинам неравенства доходов относятся: а) рыночный механизм распределения; б) владение собственностью; в) возраст основного кормильца семьи; г) дискриминация людей; д) социальная стратификация.
6. Аргументами в пользу равного распределения дохода являются: а)максимизация удовлетворения нужд потребителя; б) повышение эффективности производства; в) уменьшение бедности населения; г) реализация идеи всеобщего равенства, разделяемой абсолютным большинством членов общества.
7. Государственные программы по поддержанию уровня доходов предусматривают: а) социальное страхование; б) государственную помощь; в) законодательство о минимальной заработной плате; г) пожертвования через благотворительные общества.
8. К негативным последствиям государственных программ по поддержанию уровня доходов относятся: а) потеря части доходов в каналах перераспределения; б) формирование «культуры бедности»; в) недовольство части населения выравниванием доходов; г) падение эффективности экономики; д) иждивенчество
9. Долгосрочная тенденция к увеличению равенства усиливается за счет: а) расчета общего объема дохода на протяжении жизни человека; б) учета рыночной стоимости государственных пособий натурой; в) включения в доход субсидий на оплату образования и жилья; г) уменьшения личного дохода на размер федерального налога на него и налогов на зарплату.
10. Бедность преобладает среди: а) членов профсоюзов; б) многодетных семей; в) молодежи; г) взрослого населения; д) чернокожего населения и лиц иной национальности; е) пожилых людей; ж) семей, содержащихся женщинами.
11. На стоимость жизни влияют: а) размеры семьи; б) величина дохода; в) уровень цен; г) условия жизни: сельская местность, поселок, крупный город.
12. Уменьшение числа детей в богатых семьях объясняется: а) желанием иметь больше вещей; б) развитием медицины; в) нежеланием прерывать свою карьеру; г) наличием государственных социальных программ; д) стремлением дать детям качественное воспитание; е) рассмотрением ребенка как важного помощника в семье.
13.Соотнесите государственные программы по выравниванию доходов с их конкретными направлениями А - программы социального страхования, Б - программы государственной помощи: 1) пособия по безработице; 2) наличные выплаты и услуги неполным семьям с детьми; 3) основные наличные выплаты по старости, нетрудоспособности, а также иждивенцам, пережившим кормильца семьи; 4) продовольственные талоны; 5) основные субсидии на содержание в больницах престарелых и нетрудоспособных; 6) дополнительная программа социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных; 7) дополнительная субсидированная медицинская помощь престарелым, нетрудоспособным и неполным семьям; 8) субсидии на жилье; 9) субсидии фермерам; 10) муниципальная помощь; 11) пособия ветеранам; 12) законодательство о минимальной заработной плате; 13) пожертвования через благотворительные общества.
Задачи и задания к теме 9
1. Дайте определение экономического роста и укажите его показатели.
2. Объясните, каково значение экономического роста, почему разница между 3% и 3,5% ежегодного экономического роста может быть весьма существенной.
3. Назовите факторы экономического роста. Покажите действие разных групп факторов с помощью кривой производственных возможностей. Изобразите экономический рост с помощью кривой совокупного предложения.
4. Допустим, что реальный ВНП страны составляет 30,0 тыс. долл. в первом году и 31,2 тыс. долл. в следующем году. Каков темп роста ВНП? Предположим, что население возросло со 100 чел. в первом году до 102 чел. в следующем году. Каковы темпы роста ВНП на душу населения? В 1948-1988 гг. уровень цен в США вырос более чем на 400%, в то время как реальный ВНП увеличился почти на 250%. Покажите эти процессы графически с помощью кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
5. Объясните различия между темпами роста реального ВНП и реального ВНП на душу населения. До какой степени эти данные могут занижать или завышать общий уровень благосостояния?
6. Объясните с помощью примеров, каким образом изменения в распределении ресурсов воздействуют на производительность труда. Дайте определение структуры национальной экономики и укажите факторы, ее определяющие.
7. Каким образом норма сбережений влияет на устойчивый уровень дохода и темп роста?
8. Назовите типы пропорций. Определите основные направления конверсии общественного воспроизводства вследствие технологической революции второй половины ХХ века.
9. Как вы объясните тесную корреляционную зависимость между темпами роста производительности труда и реальной заработной платы? Объясните, как связан рост производительности труда с инфляцией.
10. Каким образом темп роста населения влияет на устойчивый уровень дохода и на устойчивый темп роста ВНП? Поясните на примерах.
11. Оцените возможное влияние каждой из мер на долгосрочные перспективы экономического роста: а) государство сокращает программу помощи и социального обеспечения; б) сокращено вмешательство государства в дела частного бизнеса; в) снижены налоги на корпоративные и личные доходы; г) с помощью жесткой кредитно-денежной политики взята под контроль инфляция.
12. Дайте оценку высказываниям.
«Экономический рост в свободном обществе равноценен нестабильному развитию».
«Направление большей части национального продукта на инвестиции могло бы восстановить быстрый рост производительности труда и поднять уровень жизни».
«Технический прогресс будет иметь в будущем гораздо более важное значение для экономического роста, чем в прошлом».
«Неравенство доходов связано с проблемами распределения, а не экономического роста».
«Экономический рост и загрязнение окружающей среды вполне отделимы друг от друга».
«Переориентируя государственные расходы на совершенствование и расширение инфраструктуры, мы можем увеличить производительность труда в стране и повысить конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке».
13. Объясните, что и почему происходит с темпами экономического роста в мире за последние 40 лет.
14. Допустим, в двух странах отсутствуют рост населения и технологический прогресс, а 5% капитала выбывает каждый год. Страна А сберегает ежегодно 10% от объема производства, а страна Б - 20%.
Используйте понятие производственной функции в расчете на одного работника и условие устойчивого состояния, при котором инвестиции равны выбытию, чтобы найти устойчивый запас капитала на одного работника для каждой из стран и устойчивый уровень дохода на одного работника.
15. Предположим, что война не затронула запасы капитала, но сильно уменьшила трудовые ресурсы. а) Каково будет непосредственное воздействие на общий объем производства и на производительность труда? б) Предполагая, что норма сбережений осталась неизменной и что экономика перед войной находилась в устойчивом состоянии, покажите, что произошло бы с производством на душу населения в послевоенной экономике.
Кроссворд
|
|
|
2) отрицательная динамика экономического развития; 3) реальная часовая выработка на одного занятого; 4) система мер, направленная на увеличение
|
|
|
|
| ||||
6) степень быстроты изменения экономических показателей; 7) увеличение объема производства от единицы ресурсов; 8) важнейший фактор экономического роста, состоящий в улучшении обработки природных ресурсов; 9) состояние экономики, обеспечивающее минимальный жизненный уровень; 10) экономист, получивший в 1987 г. Нобелевскую премию по экономике за работы по теории экономического роста; 11) совокупность ресурсов, которые экономика может использовать в случае необходимости.
1 | 12 | 13 | ||||||||||||||||||||||||
14 | 2 | 15 | ||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||
11 |
По вертикали: 1) изменение структуры экономики; 12) определенное соотношение отраслей экономики; 4) затраты на производство, накопление средств производства и увеличение материальных запасов; 13) увеличение реальных ВНП, ЧНП и других показателей за некоторый период времени; 14) совокупность специфических отраслей, обслуживающих всю экономику страны и объединяющих ее в единое целое; 2) пропорции отраслей и сфер экономики, отражающие разделение труда; 15) выбытие капитала.
Тесты к теме 9
1. Какой из показателей определяет срок удвоения ВНП:
|
| ||||
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| |||
|
2. К факторам экономического роста по линии спроса относится: а) структура экономики; б) количество и качество трудовых ресурсов; в) уровень совокупных расходов; г) объем основного капитала.
3. К факторам интенсивного экономического роста относится: а) увели-чение численности занятых в экономике; б) увеличение числа отработанных человеко-часов; в) пожизненный найм, вовлечение сотрудников в процесс принятия решений; г) образование и переподготовка кадров.
4. Фактором, тормозящим повышение производительности труда является: а) увеличение затрат на активную часть основного капитала; б) повышение ставок налогов на доходы корпораций; в) инфляция; г) увеличение расходов на НИОКР.
5. Структура национальной экономики определяется: а) политической системой страны; б) международным разделением труда; в) природно-климатическими условиями; г) технологическим уровнем.
6. Какой из графиков отражает экономический рост:
|
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
7. Экономический рост имеет следующие последствия: а) расширение выбора социальных целей; б) увеличение разрыва между богатыми и бедными странами; в) улучшение благосостояния всех людей на планете; г) смягчение последствий инфляции; д) моральное старение многих профессий.
8. К факторам экстенсивного экономического роста относится: а) эко-номия, обусловленная масштабами производства; б) улучшение распределения ресурсов; в) открытие нового месторождения нефти; г) увеличение закупок нефти за рубежом; д) вовлечение ранее не использованных машин и оборудования в производство.
9. Недоиспользование производственного потенциала страны может происходить по причине: а) падающих доходов семей; б) состояния структуры национальной экономики; в) состояния структуры рабочей силы; г) замедления технического прогресса; д) износа основного капитала.
10. Рост производительности труда порождает: а) рост объемов производства и величины стоимости произведенной продукции; б) рост стоимости произведенной продукции и снижение величины стоимости единицы продукции; в) стабильность величины стоимости произведенной продукции и снижение величины стоимости единицы продукции; г) сокращение величины стоимости произведенной продукции и величины стоимости единицы продукции.
11. К экстенсивным факторам экономического развития относятся: а) увеличение числа занятых работников; б) рост производительности труда; в) расширение производственных площадей; г) увеличение объема инвестиций при сохранении существующих технологий.