Чрезвычайные ситуации на потенциально-опасных объектах
Опасности и угрозы техногенного характера.
Человечество ощутило и осознало техногенные опасности и угрозы позже, чем природные. Лишь с развитием техносферы в его жизнь вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.
Ниже в таблице приведена классификация техногенных бедствий.
Источники техногенных бедствий | Виды техногенного бедствия | |
Аварии и техногенные катастрофы | 1. | Пожары. |
2. | Взрывы. | |
3. | Обрушения сооружений. | |
4. | Затопления. | |
5. | Крушения транспортных средств. | |
6. | Нарушение системы жизнеобеспечения. | |
7. | Выброс опасных веществ: | |
- радиоактивных; | ||
- химических; | ||
- биологических. |
Анализ техногенных опасностей и угроз, являющийся одной из важнейших проблем безопасности техногенной сферы, как решающей области жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, общества и государства, а также среды обитания, заслуживает внимания.
Следует отметить, что по степени потенциальной и реализованной опасности объекты и технические системы делятся на следующие группы:
- оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое) и объекты оборонного комплекса;
- объекты ядерной энергетики и ядерного цикла;
- атомные реакторы (стационарные энергетические, транспортные, исследовательские, технологические комплексы);
- ракетно-космические комплексы;
- нефтегазовые комплексы;
- химические и биотехнологические комплексы с большими запасами опасных веществ;
- объекты энергетики;
- производственные установки и транспортирующие комплексы;
- металлургические комплексы;
- объекты транспортных комплексов (наземные, надводные, подводные, воздушные);
- магистральные газо и нефтепродуктопроводы;
- уникальные инженерные сооружения (мосты, плотины, галереи, стадионы);
- горнодобывающие комплексы;
- крупные объекты гражданского строительства и промышленности;
-системы связи, управления и оповещения.
В таблице ниже представлены данные по примерным уровням социально-экономических ущербов от наиболее опасных аварий и техногенных катастроф.
Источник бедствия | Вид аварии (катастрофы) | Ориентировочный ущерб. | ||
Материальный (млн. долларов). | Потери населения (тыс. человек). | |||
Аварии и техногенные катастрофы | 1. | Ядерная. | 100 – 10000 | 1 – 20000 |
2. | Ракетно-космическая. | |||
3. | Химическая. | 10 – 1000 10 – 100 | 0,1 – 100 0,1 – 10 | |
4. | Энергетическая. | |||
5. | Транспортная. | |||
6. | Техническая (на производственных установках и комплексах). | 0,1 – 10 | 0 – 1 |
Вместе с тем наибольшую опасность в настоящее время в техногенной сфере России представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.
Крупнейшие промышленные и транспортные аварии в России с 1950 по 2000 гг. представлены в нижеприведенной таблице.
Год | Местоположение | Тип аварии | Масштабы аварии и ее последствия |
Район г. Кыштым, Урал. | Выброс радиоактивных веществ в результате взрыва | Выброс 2,1 млн. кюри радиоактивного вещества, загрязнение территории размером не менее 15 тыс. кв. км., выселение 10 тыс. человек. | |
Чернобыль, Украина. | Взрыв реактора АЭС | Выброс радиоактивного вещества с заражением части территории России на которой проживает около 6 – 6,5 млн. человек. | |
Череповец, европейская часть России. | Аварийный выброс 5 тонн фенола металлургическим заводом. | Загрязнение 95 тыс. га Рыбинского водохранилища, образование 100 – километрового шлейфа ядовитого вещества. | |
Арзамас, европейская часть России. | Взрыв 2-х вагонов с промышленной взрывчаткой. | Погибло 8 человек, более 200 ранено, большие разрушения. | |
Свердловск, Урал. | Взрыв вагонов с взрывчаткой. | Гибель более 10 человек, более 100 ранено. | |
Улу-Теляк, Уфа, Урал. | Взрыв на продуктопроводе, железнодорожная катастрофа. | Крупнейшая за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа. Энергия объемного взрыва газа соответствовала 300 т. тротила. Гибель более 780 человек, ранено более 800 человек,11 вагонов сброшено под откос, 33 вагона сгорело. | |
Орел, европейская часть России. | Прорыв городских очистных сооружений. | Аварийный сброс 150 тыс. куб. м. нечистот, загрязнение р. Оки в пределах ряда областей. | |
Уфа, Урал | Взрывы на химических предприятиях | Обширные зоны загрязнения воздушного бассейна и речной воды, отравлено фенолами более сотни тысяч человек. | |
Губкин, Белгородская обл. | Взрыв в Лебединском карьере. | Взрыв промышленного взрывчатого вещества в количестве, превышающем 200 т. Погибло 12 человек, травмировано 8 человек, повреждено 13 единиц техники. | |
Серов, Свердловская обл. | Прорыв плотины Киселевского водохранилища на р. Каква, наводнение. | Общий ущерб составил 63,3 млрд. руб. в ценах 1993 г. Погибло 12 человек, ранено 43, пострадало 6,5 тыс. человек, затоплено 69 кв. км. земель. | |
Усинский р-н, респ. Коми. | Массовая утечка нефти. | Вылив из нефтепровода на грунт с последующим попаданием в водотоки около 100 тыс. т. сырой нефти. Крупнейшая экологическая катастрофа за последние 20 лет нефтедобычи России. Общая площадь загрязнения составила 69,32 га, пострадало 63,5 тыс. человек. | |
Пос. Мамоны, Иркутская обл. | Авиакатастрофа самолета ТУ – 154М. | Гибель 125 человек,111 голов крупного рогатого скота. | |
Хабаровский край. | Авиакатастрофа самолета ТУ – 154М. | Гибель 97 человек. | |
Иркутск | Авиакатастрофа самолета АН – 124 «Руслан». | Гибель 66 человек. Разрушено несколько многоэтажных домов, школа, детский сад. |
Все виды транспорта получили интенсивное развитие в ХХ веке, когда значительные территории, особенно развитых стран, покрылись густой сетью автострад, железных дорог, большим количеством аэродромов, а движение транспортных средств достигло высокой интенсивности. Одновременно возросла опасность транспортных аварий, которая на сегодня является наиболее высокой не только в России, но и в мире.
В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс.человек. Число погибших пассажиров и членов экипажей на 1 млрд. пассажиро- километров составляет: на автомобильном транспорте - 30-35, на авиационном - более 1, на железнодорожном - 0,02-0,03.
Необходимо отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок на всех видах транспорта около 12%. Следует подчеркнуть, что подавляющая часть транспортных происшествий ((95%) приходится на автомобильный транспорт.
По данным ООН, ежегодно в мире в результате аварий на автотранспорте погибает около 300 тыс. человек, а 8 млн. человек получают повреждения. Кроме того, автотранспорт является основным загрязнителем воздуха в городах.
Наиболее тяжелые последствия имеют аварии, связанные с автотранспортом, перевозящим большие группы людей. Автомашины сталкиваются с железнодорожным транспортом, друг с другом, падают в пропасти на горных дорогах и т.п. Например, в 1994 году в Таиланде произошло лобовое столкновение автобуса с тяжелым грузовым автомобилем. Возник пожар. Погибло 37 человек. В январе 1999 года автобус, двигавшийся ночью по Военно-Грузинской дороге, рухнул с высоты 120 м в ущелье р.Терек. Погибли все находившиеся в автобусе люди. Найдено 28 трупов.
Авиация сегодня стала массовым видом транспорта и в целом по безопасности превзошла автомобильный транспорт. Однако авиационные происшествия, аварии и катастрофы еще относительно часты, а из-за большой вместимости воздушных судов их жертвы многочисленны.
В качестве примеров можно привести некоторые авиационные катастрофы недавнего времени. В 1977 году произошла авиакатастрофа в аэропорту г.Санта-Крус де Тенерифе (Канарские острова). При взлете "Боинг-747" задел другой самолет. В двух самолетах погибли 583 человека.
В последние годы ряд тяжелых авиационных происшествий имел место в России. В декабре 1995 года потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты самолет Ту-154, выполнявший рейс с о.Сахалин на Хабаровск. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере.
В Иркутске в сентябре 1997 года при взлете с аэродрома авиазавода упал на микрорайон города транспортный самолет Ан-124 "Руслан". Было разрушено полностью или частично несколько многоэтажных жилых домов, школа, детский дом. Погибли 17 человек экипажа, 6 человек, сопровождавших груз и 44 жителя микрорайона, в том числе дети. Авиакатастрофа в июле 2002 г. в небе над Германией при столкновении авиалайнера ТУ-154 компании "Башкирские авиалинии" и грузового "Боинг-757" унесла жизни всех пассажиров и членов экипажей самолетов.
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Особенно велик риск при перевозке опасных грузов, основные объемы которых доставляются именно этим транспортом. Согласно статистике количество аварий и инцидентов в грузовых поездах с опасными грузами имеет тенденцию роста. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения, остается изношенность технических средств, а также человеческий фактор.
В качестве примеров можно привести некоторые наиболее крупные железнодорожные катастрофы.
В 1981 году в штате Бихар (Индия) произошла крупная железнодорожная катастрофа, унесшая жизни 800 человек.
Российская история железнодорожных катастроф началась еще в ХIХ веке. В 1876 году в 15 верстах от Одессы в результате крушения воинского эшелона погибло почти 70 солдат-новобранцев. Аварии на железных дорогах имели и имеют место в последующем.
У поселка Ельниково в Белгородской области в 1990 году пассажирский поезд врезался в последние цистерны товарного поезда. Упавшая цистерна со сжиженным газом перегородила встречный путь, по которому шел пассажирский поезд. Сгорело 17 пассажирских вагонов и 2 локомотива, 11 человек погибли
Морской и речной транспорты, обладая одним процентом в пассажирообороте страны и одиннадцатью в грузообороте, занимают скромное место в проблеме безопасности транспорта. Главную опасность для жизни людей, как показывает статистика, несет здесь маломерный флот. Вместе с тем периодически имеют место и крупные кораблекрушения. Особенно тяжелые последствия имела гибель английского лайнера "Титаник" 15 апреля 1912 года, жертвами которой оказались 1500 человек. Почти столько же, более 1200 человек, погибло, когда в 1926 году на р. Янцзы взорвался китайский войсковой транспорт. Во второй половине нынешнего века произошло несколько тяжелых кораблекрушений, связанных с морскими паромами (Норвегия, Греция, Филиппины, Китай, Бангладеш, Англия, Египет, Эстония). Рекордные по числу жертв последствия имело столкновение филиппинского морского парома "Дона Паз" с танкером "Вектор" в 1987 году, когда гибель кораблей унесла жизни почти 4400 человек.
Катастрофами судов изобилует и история российских военного, грузового и пассажирского флотов. Крупнейшей российской катастрофой с большим количеством жертв стал взрыв и гибель в Севастополе в 1916 году линкора "Императрица Мария". Подобная катастрофа произошла в Севастополе и в 1955 году, когда (предположительно от взрыва оставшейся со времен Великой Отечественной войны мины) опрокинулся и затонул линкор "Новороссийск", что привело к гибели 608 человек. В 1983 году на р.Волге в районе г.Ульяновска столкнулся с опорой моста речной теплоход "Суворов". При этом 175 человек погибли. В 1986 году в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов".
Наиболее древним техногенным бедствием для людей являются пожары. В наше время пожары зданий и сооружений производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самым распространенным бедствием. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и больших материальных ущербов. Так, при пожаре высотного здания в Брюсселе (Бельгия) в 1967 году погибло около 400 человек и несколько сот получили сильные ожоги. В 1995 году в г. Дабвали (Индия) случился пожар в здании для зрелищных мероприятий, возникший из-за грубого нарушения противопожарных мер. От огня и в результате паники погибло более 800 человек - дети и их родители. Свыше тысячи человек пришлось госпитализировать из-за ожогов и отравления токсичными продуктами горения.
В России наиболее часто пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также на объектах жилого и социально-бытового назначения. При этом основное количество пожаров (до 85%) приходится на склады товарно-материальных ценностей, предприятий торговли и сферы услуг.
Среди наиболее крупных бедствий, обусловленными пожарами, можно отметить следующие.
В 1961 году в результате пожара в школе деревни Эльбарусово (Чувашия) погибло 105 детей. Большой общественный резонанс получил в 1977 году пожар в московской гостинице "Россия", охвативший около 3 тыс.кв.м площади. Его жертвами стали 42 человека. В 1990 году в Иркутской области произошли массовые пожары населенных пунктов, спровоцированные лесными пожарами. При этом значительно пострадали 45 городов и других населенных пунктов области, погибло несколько десятков человек. В апреле 1993 года в результате сильного пожара, длившегося почти неделю, был полностью выведен из строя моторный завод КамАЗа. У всех российских граждан свежи воспоминания о трагическом пожаре 10 февраля 1999 года в здании Самарского областного управления внутренних дел, в результате которого погибло более 60 человек.
С открытием пороха человек столкнулся с новыми для него техногенными бедствиями - взрывами. Они стали еще одним источником пожаров. Полученные в ходе прогресса другие взрывчатые вещества сделались не только средствами поражения при войнах, но и причиной катастрофических взрывов в мирной жизни. Взрывы возникали также из-за скопления рудничных газов, мельничной и угольной пыли, по другим причинам.
Вот некоторые примеры крупномасштабных техногенных бедствий, обусловленных взрывами.16 апреля 1947 года в американском порту Техас-Сити взорвался французский грузовой пароход "Гранкап" с грузом аммиачной селитры. Пароход разлетелся на куски, которые оказались разбросанными в радиусе двух миль. Многие суда в порту были сильно повреждены. Обнажилось дно залива, а затем на берег хлынула огромная волна, накрывшая портовые сооружения. Все люди в порту погибли. Однако взрыв оказался лишь прелюдией к гибели Техас-Сити. Опустившиеся на город раскаленные куски металла и горящих кип сезаля стали причиной возникновения сотен очагов пожаров. Одно за другим вспыхнули нефте- и бензохранилища шести нефтеперерабатывающих компаний. Горели многие химические предприятия, отравляя воздух. Горели целые улицы и районы. Началась паника. В разгар неистового пожара в заливе взорвались пароходы "Хайфлайер" и "Вильсон Киин" тоже с "безопасным" грузом - аммиачной селитрой и серой. С пожаром удалось справиться только через трое суток. Треть города осталась в тлеющих руинах. Было найдено полторы тысячи трупов, несколько сот человек пропали без вести, три с половиной тысячи человек получили тяжелые ранения, ожоги и отравления, 15 тыс. остались без крова.
Взрывы с тяжелыми последствиями имели место и в новейшей отечественной истории. В 1988 году в г.Арзамасе на железнодорожной станции взорвались три вагона с промышленными взрывчатыми веществами. Городу был нанесен тяжелый материальный ущерб. Погиб 91 человек, пострадало около 750, 700 семей остались без крова. В том же году осенью похожее событие случилось в Свердловске. На этот раз на станции Свердловск-Сортировочная взорвались два вагона с гексагеном и тротилом с массой заряда в пересчете на тротиловый эквивалент в 104 т. Ущерб был еще более значительным - были разрушены 44 многоквартирных жилых дома, более полутора тысяч домов получили повреждения различной степени, пострадали более 100 производственных объектов. Однако из-за ночного времени и отсутствия скоплений людей в зоне поражения погибло лишь 6 человек и 156 были госпитализированы.
В 1989 году из-за разрыва продуктопровода вблизи железнодорожного полотна на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкирия) скопилось большое количество углеводородной воздушной смеси. При прохождении в этом месте встречных пассажирских поездов произошел сильнейший взрыв этой смеси. В результате с железнодорожных путей были сброшены 11 вагонов, 7 из которых сгорели полностью. Остальные 26 вагонов сильно обгорели внутри и снаружи. В этой катастрофе погибли, пропали без вести, умерли в дальнейшем в больницах почти 800 человек.
В результате технического прогресса получили огромное развитие, стали важнейшими отраслями экономики химическая и атомная промышленность и ядерная энергетика. Вместе с тем с самого начала становления этих отраслей проявилась их опасность для людей и, прежде всего, за счет выбросов аварийно химически опасных и радиоактивных веществ.
Серьезность этой опасности наглядно иллюстрируют следующие примеры. На заводе удобрений в г. Потчерструме (ЮАР) в 1973 году разрушился резервуар аммиака. Из-за происшедшего выброса погибли 18 человек, в том числе и за пределами предприятия. 10 июля 1976 года произошла широко известная авария на заводе в г. Севезо (Италия), сопровождавшаяся выбросом струи трихлорфенола. Диоксинами оказалась загрязнена площадь более 17 кв.км, отравление получили примерно тысяча человек, 220 тыс.человек покинули места проживания. В районе поселка Монтана (Мексика) в 1981 году сошли с рельсов 32 цистерны, из которых на местность вылилось 300 т хлора. Пострадало свыше 500 человек, из них 17 погибли. В 1984 году произошла катастрофа в г.Бхопал (Индия). На заводе американской компании "Юнион Карбайд" по производству инсектицидов произошел выброс метилизоцианата. Одновременно погибло свыше 2500 человек, в последующие 5 лет от отравления умерло еще 850, а в целом пострадало более 200 тыс. человек.
В 1957 году в Великобритании на газоохлаждаемом графитовом реакторе в Уиндскейле (ныне Селлафилд) произошла авария с выбросом радиоактивных продуктов деления. При этом погибло 13 человек, 500 км2 территории было загрязнено радиоактивными веществами. В 1973 году на том же предприятии случилась авария с выбросом радиоактивного материала в зону обслуживания. На американской АЭС "Три-Майл-Айленд" в 1979 году возникло тяжелое повреждение активной зоны реактора второго блока АЭС с выбросом радиоактивных веществ во внутреннее пространство реакторного здания и последующим ограниченным выбросом за пределы производственной площадки. Прямой ущерб от аварии составил сумму свыше 1 млрд.долларов.
На территории России сегодня функционирует более 3600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождаемых выбросами АХОВ и радиоактивных веществ.
Следует отметить, что в России (СССР) после бурного развития химической промышленности в 50-60-ые годы ХХ века аварии с выбросом АХОВ стали достаточно частым событием. Так, в г.Дзержинске (Горьковская обл.) в 1961 году из-за выброса хлора на одном из химзаводов более 40 человек подверглись средней и легкой степени поражения. В 1966 году в г. Горьком из-за выброса почти 40 т хлора в радиусе 4300 м различную степень поражения получили 4,5 тыс.человек.
В 1994 году на Березниковском титаномагниевом комбинате из-за утечки хлора пострадало 40 человек.
В 1996 году в результате аварии железнодорожного грузового состава близ ст. Шумерля (Чувашия) произошел разлив фенола и пожар. Более 100 человек, принимавших участие в ликвидации последствий аварии, были госпитализированы из-за отравления.
В России имели место и наиболее крупные в мире радиационные катастрофы.
29 сентября 1957 года на ПО "Маяк" (Челябинская обл.) в одной из технологических емкостей с высокоактивными жидкими отходами радиохимического производства (примерно 70-80 т) произошел тепловой взрыв, при котором образовалось радиоактивное облако. Будучи поднятым в воздух до высоты 1 км, оно перемещалось по направлению ветра на северо-северо-восток. В результате осаждения радиоактивных аэрозолей на местности образовался радиоактивный след. Этот след захватил часть территории Челябинской, Свердловской и Курганской областей, имел ширину до 20-40 км и протяженность до 300 км, общую площадь 15-23 тыс. кв.км. В границах распространения радиоактивного следа на момент аварии проживало 270 тыс. человек. Авария привела к серьезным экологическим последствиям, потребовала принятия мер по защите населения
В ночь с 25 по 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС с разрушением реактора РБМК-1000 и выбросом радиоактивных веществ. Выброшенные из разрушенной активной зоны реактора в атмосферу радиоактивные продукты деления и частицы ядерного топлива были разнесены воздушными потоками на сотни и тысячи километров, приведя к радиоактивному загрязнению территории, в том числе стран Европы, и оказав негативное воздействие на окружающую среду и здоровье проживающего на них населения. В наибольшей степени радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины. В России общая площадь радиоактивно загрязненных территорий по цезию-137 достигала почти 60 тыс. кв.км. На загрязненных территориях оказалось 7608 населенных пунктов, где проживало около 3 млн. человек. В целом радиоактивному загрязнению подверглись территории в 16 областях России и трех республиках, на которых проживало около 30 млн. человек.
Эта катастрофа привела к радиоактивному загрязнению огромных территорий, серьезным экологическим последствиям, затронула судьбы многих миллионов людей, проживающих на этих территориях, а для России, Белоруссии и Украины стала общенародным бедствием.
Нефть в последние десятилетия стала основным сырьем для энергетики и нефтехимической промышленности, что обусловило резкий рост ее добычи, транспортировки и переработки. Все это, в свою очередь, обусловило увеличение опасности, связанной с разливами нефти как при авариях, так и при нормальной эксплуатации средств добычи нефти, ее транспортировки и переработки, приводящими нередко к катастрофическим экологическим последствиям как за рубежом, так и на территории России, что можно показать хотя бы на двух следующих примерах.
В ночь на 24 марта 1989 года на подводных скалах рифа Блай в проливе Принца Уильяма возле Аляски потерпел крушение супертанкер "Эксон Вальдез", направляющийся с грузом сырой нефти от морского терминала порта Вальдез в порты Техаса и Калифорнии для ее очистки. В стальном днище 300-метрового судна образовались огромные пробоины, нефть через них устремилась в воды одного из самых чистых проливов мира. Из танкера вылилось почти 50 тыс.тонн нефти. Собрать удалось не более 15%. Нефтяное пятно, покрывшее 900 квадратных миль, загрязнило 2400 км пляжей, выплеснулось в узкие бухты, где обитали морские выдры и гнездились десятки видов птиц. Нефть покрыла черной слизью когда-то чистые берега, где тюлени вскармливали своих малышей, она скопилась в маленьких бухтах и пещерах, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье. Восстановление экосистемы района аварии ожидается только к 2065 году.
В августе 1994 года произошла крупная авария на нефтепроводе Возей-Головные сооружения АО "Коминефть" (Усинский район Республики Коми), когда в результате образования многочисленных свищей в нефтепроводе на значительном его протяжении произошла утечка почти 100 тыс.т нефти. Общая площадь загрязненной поверхности составила около 69 га. На территории прямого воздействия нефтяного загрязнения на окружающую среду оказались 8 населенных пунктов с общей численностью населения 63,5 тыс.человек. Причем 3 населенных пункта имели мясомолочное животноводство, крестьянское и фермерское хозяйство.
Особую тревогу в связи с катастрофой вызвала возможность выноса нефти через притоки рек Колва и Уса в Печору, а затем в Баренцево море. Вылившаяся нефть скопилась в низинах, болотах, по берегам ручьев и на поверхности мха, откуда собирать ее исключительно трудно, она оказала разрушающее воздействие на почвенно-растительный покров и водные экосистемы района.
Древним видом хозяйственной деятельности является ирригация. В ходе развития укрупнялись и усложнялись ирригационные сооружения, строились различного рода плотины, что обусловило возникновение опасности их разрушения и образования волн прорыва, вызывающих катастрофические затопления. С возникновением во второй половине ХIХ века и развитием гидроэнергетики, которое сопровождалось строительством больших плотин, эта опасность еще более возросла.
История помнит о многих случаях прорыва плотин. В 1923 году в Италии в Глено прорвало 50-метровую плотину, что унесло жизни 600 человек. 400 человек погибло при прорыве плотины Франсисквито (США), 450 человек лишились жизни в 1928 году при прорыве плотины Сен-Френсис в Калифорнии (США). Арочная плотина высотой 60 м разрушилась в Мальпассе (Франция) в 1959 году, из-за чего погибло 400 человек. В 1963 году на водохранилище Болдуил-Хилс (США) прорвало основание дамбы. В результате водохранилище емкостью 950 тыс.куб.м воды опорожнилось за несколько часов, затопив город и разрушив около 300 домов. При прорыве плотины в Изу (Япония) в 1977 году было разрушено более 3 тыс.домов. В 1979 году в Индии из-за перелива и последующего разрушения плотины Мачху-II произошла крупнейшая катастрофа. Было разрушено 68 деревень, смыло почти 13 тыс.домов, погибли тысячи людей. Только в г. Морви зарегистрировано более полутора тысяч погибших.
Подобные происшествия, правда меньшего масштаба, имели место и в России. В 1993 году у г.Серова Свердловской области из-за сильных дождей переполнилось Киселевское водохранилище, была разрушена его плотина. Частично был затоплен город, пригородные населенные пункты, многие объекты хозяйственного и социального назначения. Погибло 20 человек. Парадоксальность ситуации с Киселевским гидроузлом проявилось в том, что в следующем году прорыв этой плотины повторился по тому же сценарию. В августе 1994 года также из-за обильных дождей прорвало плотину Тирлянского водохранилища (Башкортостан). Пострадал г. Белорецк, другие населенные пункты. Погибло и пропало без вести более 90 человек.
Острой эта проблема остается для России и сегодня. В стране эксплуатируется более 30 тыс.водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд.куб.м. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в аварийном состоянии. Особенно остро стоят проблемы состояния бетона первых столбов плотины Саяно-Шушенской ГЭС, ремонта плотины и берегоукрепления Воткинского водохранилища в Пермской области, реконструкции берегозащитной дамбы в г. Юрьевце Ивановской области, замены затворов шлюзов и укрепления ограждающих дамб на Волгодонском судоходном канале, укрепления стен камер и замены ворот шлюзов на водных путях Волжского и Камского бассейнов.
При проведении приватизации крупных промышленных предприятий часто не учитывалось, что в их состав входят водохранилища. Это привело к появлению около тысячи потенциально опасных водоемов, не имеющих официальных владельцев. Такие и другие водохранилища промышленных объектов чреваты высокой гидродинамической опасностью. Нынешнее состояние гидротехнических сооружений металлургических предприятий, в частности Алапаевского, Лысьвенского и Саткинского водохранилищ, шламонакопителей Челябинского электрометаллургического и Белорецкого металлургического комбинатов неудовлетворительно. В аварийном и предаварийном состоянии находится ряд гидроузлов в Челябинской области, в нижних бьефах которых проживает свыше 65 тыс.человек. Не лучшее положение дел на гидротехнических сооружениях еще 14 водохранилищ.
Определенные угрозы населению несет нестабильная работа объектов коммунального хозяйства, что в последние годы характерно для России, где существующие мощности систем жизнеобеспечения практически по всем регионам и населенным пунктам страны недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Дефицит мощностей составляет в год: по водоснабжению - 9,6 млн.куб.м, канализации - 8,3 млн.куб.м, теплоснабжению - 13 тыс. Гкал/ч. Кроме того, за последние 10 лет физический износ оборудования коммунального хозяйства возрос в 1,7 раза и в большинстве городов и населенных пунктов достиг критической величины - 50-70% и более. Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения. Особую опасность в осенне-зимний отопительный период создают аварии на системах теплоснабжения городов. Это происходит из-за того, что объемы предзимних работ из-за нехватки средств систематически недовыполняются, а также вследствие нехватки топлива. Каждую зиму без центрального отопления остаются целые жилые кварталы с десятками тысяч жителей. В наиболее тяжелых случаях население приходится эвакуировать из мест постоянного проживания.
Проведенный выше краткий анализ опасностей и угроз техногенного характера позволяет сделать вывод, что основными источниками техногенной опасности, как правило, являются:
- хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов;
- объективный рост сложности производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих ощутимое воздействие на компоненты окружающей среды;
- утраченная надежность производственного оборудования, транспортных средств, несовершенство и устарелость технологий, снижение технологической и трудовой дисциплины;
- опасные природные процессы и явления, способные вызвать аварии и катастрофы на промышленных и других объектах.
Для России, в силу ее особенностей, связанных со структурными изменениями в экономике, к числу источников техногенной опасности следует также отнести:
- остановку ряда производств, обусловившую нарушение хозяйственных связей и сбои в технологических цепочках;
- высокий уровень износа основных производственных средств, достигающий по ряду отраслей 80-100%;
- накопление отходов производства, представляющих угрозу распространения вредных веществ;
- снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов и государственных инспекций;
- отсутствие или недостаточный уровень предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения.
[1] Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
[2] Критерий (греч: - средство для суждения) - признак, на основании которого производиться оценка, определение, или классификация чего-либо; мерило оценки. Понятие термина «критерий» можно условно разделить на три элемента: содержание данного понятия, единицы измерения, цифровые показатели этих единиц
[3] БХОВ – боевые химически опасные вещества