Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.
Косыгинская реформа
Реформы и реорганизации в экономике конца 1950-х - начала 1960-х гг. не привели к позитивным сдвигам в народном хозяйстве:
§ оно по-прежнему носило экстенсивный характер,
§ падали темпы экономического развития;
§ замедлялся рост национального дохода;
§ снижалась производительность труда;
§ росло незавершенное строительство;
§ производились изделия, не находившие сбыта и т.д.
Реформы Хрущева показали, что одним администрированием достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Возникала необходимость иных - экономических - методов руководства. И хотя господство коммунистической идеологии делало невозможным переход к действительно рыночной экономике, идея о дополнении партийно-административных рычагов экономическими стимулами получала все большую популярность.
Косыгин Алексей Николаевич (1904-1980 гг.), политический деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1964, 1974 гг.). В 1939-1940 гг. нарком текстильной промышленности СССР. В 1940-1953 гг., 1953-1956 гг., 1957-1960 гг. заместитель председателя СНК - СМ СССР, одновременно в 1941-1942 гг. заместитель председателя Совета по эвакуации. В 1943-1946 гг. председатель СНК РСФСР. В 1948-1954 гг. министр (финансов, легкой промышленности и др.) В 1959-1960 гг. председатель Госплана СССР. С 1960 первый заместитель председателя, в 1964-1980 гг. председатель СМ СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС в 1948-1952 гг. и в 1960-1980 гг.
Инициатором преобразований считается глава советского правительства А.Н. Косыгин, имя которого дало название реформе. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС.
Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством.
Решения мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству:
§ был установлен новый порядок планирования: главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством; снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет;
§ повышены закупочные цены (кроме того, сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам);
§ увеличены капиталовложения;
§ произошло перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства;
§ начали предприниматься меры по решению социальных проблем села;
§ сокращены налоги;
§ сняты ограничения с ведения личных подсобных хозяйств.
Реформирование сельского хозяйства было продолжено в 1977-1978 гг. в производственных объединениях: колхозах, совхозах, предприятиях пищевой промышленности, научно-исследовательских лабораториях. В 1982 г. принимается «Продовольственная программа», которая предусматривает создание АПК - агропромышленных комплексов. Делается ставка на агропромышленную интеграцию - организованное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности. Начинается строительство районных агропромышленных объединений (РАПО). В 1985 г. был создан Госагропром СССР. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее слабой отраслью экономики. Только за 15 лет страна 8 раз переживала сильнейшие неурожаи (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984 гг.). Потери происходили не только из-за природно-климатических условий, но и из-за плохой организации труда, чрезмерного администрирования и т.д.
Решения сентябрьского (1965 г.) пленума ЦК КПСС по промышленности
В основу хозяйственной реформы были положены разработки группы экономистов под руководством Е.Г. Либермана, изложенные в двух постановлениях - «Об улучшении планирования и стимулирования производства и экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме».
Основные положения реформы:
1) сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей;
2) в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли (создавались фонды материального стимулирования, социокультурного и бытового развития, самофинансирования производства);
3) провозглашался хозрасчет;
4) вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды;
5) осуществлялось финансирование промышленного строительства с помощью кредитов;
6) не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями.
Жили начало реформе управления промышленностью. Суть нововведений заключалось в том, чтобы усилить экономические рычаги и расширить самостоятельность предприятий как хозяйственного звена. Подробнее.
В целом, предусматривая механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда, реформа не посягала на директивную экономику. Несмотря на заложенные в ней внутренние противоречия, реформа 1965 г. в краткосрочной перспективе дала некоторый положительный результат. Показатели выполнения VIII пятилетки (1966-1970 гг.) были положительными, особенно в сравнении с более поздними пятилетками. Но затем, в 1972-1973 гг., произошла смена экономических приоритетов.
Положение в экономике в середине 1970-х - начале 1980-х гг.
В 1972-1973 гг. произошла смена экономических приоритетов. Этот поворот объяснялся комплексом объективных и субъективных, внешних и внутренних причин.
§ В связи с обострением советско-китайских отношений стратегическое значение приобретало освоение Дальнего Востока (побудившее к форсированному строительству БАМа), повышалась роль военно-промышленного комплекса и вооруженных сил.
§ В связи с повышением с началом 1970-х гг. на мировом рынке цен на нефть и энергоносители (из-за энергетического кризиса на Западе 1973-1974 гг.), советское руководство предпочло пойти по легкому пути, дававшему скорейший результат - по пути экспорта сырьевых и энергетических ресурсов. Подробнее.
Под понятием «нефтедоллары» имеются в виду сверхдоходы, получаемые СССР от продажи западным странам энергоресурсов. Только за 1970-е гг. СССР получил около 170 млрд. «нефтедолларов», структура экспорта приобрела т.н. «колониальный характер»: в 1985 г. почти 55 % приходилось на топливно-сырьевой экспорт.
Но с начала 1980-х гг., в связи с переходом западной экономики на энергосберегающие технологии, поступление «нефтедолларов» стало уменьшаться.
Научно-техническая революция (НТР) - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с середины XX в. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.
Кризисные явления советской экономики:
§ физический износ и моральное старение оборудования;
§ вкладывание денег, в основном, в строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обуславливало большой удельный вес ручного и малоквалифицированного труда;
§ значительный рост военных расходов (производства с высокой технологией работали на военные заказы, доля военных расходов в валовом национальном продукте составляла около 23 %, что привело к большим диспропорциям);
§ значительный рост теневой экономики.
На рубеже 1970-1980-х гг. в мире начался новый этап научно-технической революции. Уровень развития страны стал определяться использованием микроэлектронной техники. По этому показателю СССР отстал от индустриальных стран на десятилетия. Росло отставание в лазерной, волоконно-оптической и других передовых технологиях. Причина была не в отсутствии фундаментальных и прикладных разработок, а в неспособности и незаинтересованности административно-командной системы внедрить их в производство. От разработки опытного образца до его массового выпуска проходило 6-8 лет. К началу 1980-х гг. в экономике СССР ярко проявились кризисные явления.
Задания XI пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.
В 1970-х - начале 1980-х гг. резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Рост заработной платы велся без учета реальных результатов труда работающих. Из-за финансирования по «остаточному» принципу обеспеченность села значительно отставала от города. Это проявлялось в недостаточном обеспечении села медицинскими и дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания.