Уе жүйелерінің пайдалану шарттары: жел, көктайғақ, найзағай түсу
При эксплуатации ВЛ приходится считаться с гололедом, вибрацией и пляской проводов, грозовыми поражениями, набросами, разрывами гирлянд и соединений проводов, загниванием и возгоранием деревянных опор.
Рассмотрим кратко некоторые из указанных явлений и укажем меры их профилактики.
Во время туманов и дождей при температуре воздуха около —5 СС провода ВЛ покрываются изморозью и гололедом. Происходит это из-за оседания и замерзания на проводе переохлажденных частиц воды. Гололеды и плотные изморози прочно удерживаются на проводах и создают не только большие добавочные вертикальные нагрузки, но и увеличивают поверхность провода, на которую оказывает давление ветер. Особенно поражаемы провода из алюминия небольших сечений (35—50 мм2).
Гололед и изморозь чаще всего образуются на ВЛ, расположенных на возвышенных местах, вблизи больших водных поверхностей. Они могут привести к аварийному выходу линии из работы. Для примера на рис. 2-32 показаны опоры, разрушенные непредвиденно большим гололедом, образовавшимся на проводах. Чтобы избежать подобных аварий, гололедные образования плавят электрическим током. Практикуют также их механическое удаление. При проектировании В Л расчет проводов и опор ведут с учетом возможного гололеда .
Вибрация проводов возникает при ветре скоростью 4—8 м/с, направленном поперек линии. Состоит это явление в том, что в проводах и тросах образуются продольные вертикальные
волны амплитудой до 50 мм и частотой 5—100 Гц. Следствием вибрации являются" изломы проволок проводов у зажимов, особенно на промежуточных опорах.
- Борьба с вибрацией сводится к тому, что к проводу или тросу, на определенном расстоянии от поддерживающих и натяжных зажимов, подвешивают особые приспособления — гасители вибрации. Состоит такой гаситель из двух чугунных грузов /, соединенных стальным тросом 2 (рис. 2-33). Гасители,, у которых частота собственных колебаний во много раз меньше, чем у провода, удерживают последний от вибрации.
При нормальном натяженин провода вибрация ощутима в пролетах длиной выше 80 м для алюминиевых и сталеалю-миниевых проводов сечением до 95 мм2 и в пролетах.более 100 м—для стале-алюминиевых проводов сечением 120 мм2 и выше. Установлена большая повреждаемость от вибрации алюминиевых и сталеалюминневых проводов малых сечений. Для этих проводов разработана защита от вибраций посредством «демпфирующей петли» /, изготовляемой из провода той же марки. Петля прикрепляется к проводу болтовыми зажимами 2 по обе стороны поддерживающего зажима 3 у подвесной гирлянды изоляторов 4 (рис. 2-34). Участки воздушных линий, защищенные от поперечных ветров (горные долины и лесные массивы с высотой деревьев, превышающей высоту подвеса проводов и тросов на опоре), не нуждаются в защите от вибрации.
На воздушных линиях, проходящих по открытой местности, при скорости ветра 10—30 м/с и направлении его к оси линии под углом и не в горизонтальной плоскости возникает другое явление, называемое пляска проводов.
Это явление представляет собой колебание проводов с малой частотой (несколько колебаний в секунду) и большой амплитудой, доходящей до. величины стрелы провеса провода.
Пляска проводов объясняется аэродинамическими свойствами провода и чаще всего возникает при наличии на проводе гололедных отложений. Колебания происходят в плоскости, близкой к вертикальной, и приводят к схлестыванию проводов различных фаз, а иногда и к разрывам креплений гирлянд и даже поломке траверс.
Грозовые поражен и я—наиболее частая причина выхода воздушных линий из работы. Если линия . электропередачи напряжением 110 кВ и выше выполнена на металлических или железобетонных опорах, то по верхним частям опор, над токоведущими проводами подвешивают стальной трос и заземляют его на всех опорах. Сопротивление заземления должно быть не менее 10—15 Ом. Трос не только защищает линию от прямых ударов молнии, но и способствует снижению амплитуды перенапряжений, возникающих при разрядах вблизи линии. Кроме того он снижает вшяние ВЛ на соседние линии связи. Наконец, трос полезен еще и тем, что при обрыве проводов на линии электропередачи он отчасти поддерживает опоры," способствуя их устойчивости.
К опорам воздушных линий напряжением 220—330 кВ трос крепят с помощью изоляторов, шунтированных искровыми промежутками размером 40 мм. Такое крепление троса обеспечивает изоля-' цню троса от опоры, что важно при измерении переходного сопротивления заземления опоры. На подходах к подстанциям
трос должен быть заземлен па каждой опоре линий всех напряжений.