Правовые основы стандартизации и ее задачи. Основные законодательные акты

Основные законодательные акты. Правовые основы стандар­тизации в России установлены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выпол­нению всеми государственными органами управления, субъек­тами хозяйственной деятельности независимо от формы собст­венности, а также общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требова­ний стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятель­ность, направленную на определение норм, правил, требова­ний, характеристик, которые должны обеспечивать безопас­ность продукции, работ и услуг, их техническую и информаци­онную совместимость, взаимозаменяемость, качество продук­ции (услуг) в соответствии с достижениями научно-техничес­кого прогресса. Нормы и требования стандартов могут отно­ситься также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвы­чайных ситуациях (например, природные и техногенные ката­строфы); к обороноспособности и мобилизационной готовно­сти страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартиза­ции в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стан­дартизации», приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок проведения Госстандар­том России Государственного контроля и надзора за соблюде­нием обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией».

Закон «О стандартизации» регламентирует:

· организацию работ по стандартизации,

· содержание и применение нормативных документов по стандартизации,

· информационное обеспечение работ по стандартизации,

· организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требо­ваний государственных стандартов,

· финансирование работ по государственной стандартиза­ции, государственному контролю и надзору,

· стимулирование применения государственных стандартов,

· ответственность за нарушение положений Закона «О стандартизации».

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России. Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется пу­тем анализа его необходимости в социальном, экономи­ческом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и ок­ружающей среды, обеспечение совместимости и взаимо­заменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международ­ные стандарты (и их проекты), правила, нормы междуна­родных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каж­дого по всем вопросам, представляющим взаимный ин­терес;

5) разработчики нормативных документов должны соблю­дать: нормы законодательства, правила в области госу­дарственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объ­ектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, что­бы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть прове­ряемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

· обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересо­ванными сторонами;

· установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребите­ля и государства;

· определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, ин­формационной, программной и др.), а также взаимоза­меняемости продукции;

· унификация конструктивных частей изделий;

· разработка метрологических норм и нормативно-техни­ческое обеспечение измерений, испытаний, оценки каче­ства и сертификации продукции;

· оптимизация технологических процессов с целью эконо­мии материальных, энергетических и людских ресурсов;

· создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования техни­ко-экономической информации;

· организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенкла­туре и качестве продукции, услуг, процессов путем соз­дания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизирован­ные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установле­ние цивилизованных барьеров поступлению на российский ры­нок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартиза­ции и сертификации.

Основополагающие стандарты Государственной системы стан­дартизации (ГСС). В соответствии с Законом «О стандартиза­ции» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирова­ния изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Россий­ской Федерации», новая редакция которого введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает документы:

· ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;

· ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государст­венных стандартов»;

· ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положе­ния»;

· ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построе­нию, изложению, оформлению и содержанию стандар­тов»;

· ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».

Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших техни­ческих характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему класси­фикации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтере­сованным сторонам получить достоверную информацию о про­дукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указан­ные требования и подтверждать их; в области инноваций ана­лиз международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, техноло­гических процессах, а также (что немаловажно) исключить дуб­лирование; стандартизация методов испытаний позволяет по­лучить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стан­дартизация технологических процессов, с одной стороны, спо­собствует совершенствованию качества продукции, а с другой — повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологиче­ского процесса: возможность сравнительной оценки конкурен­тоспособности предприятия на перспективу. Постоянное при­менение только стандартизованных технологий не может обес­печить технологический прорыв, а стало быть, и передовые по­зиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключа­ется в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с дос­тижением взаимопонимания в обществе через обмен информа­цией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

Финансирование государственной стандартизации. Работы по государственной стандартизации финансируются в соответст­вии с положениями Закона «О стандартизации». В нем выде­лены те направления деятельности, которые финансирует госу­дарство, и приведены источники финансирования.

Государственное финансирование предусмотрено для:

· разработки стандартов, содержащих обязательные требо­вания к объекту стандартизации в соответствии с законо­дательством России;

· работ, связанных с созданием общероссийских класси­фикаторов технико-экономической информации, публи­кацией информации об издании этих документов;

· формирования и ведения федерального фонда государст­венных стандартов и Государственного реестра продук­ции и услуг, которые прошли сертификацию на соответ­ствие обязательным требованиям государственных стан­дартов;

· научных работ, связанных с важными проблемами стан­дартизации, имеющими общегосударственное значение;

· деятельности в международных организациях по стандар­тизации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обяза­тельных требований стандартов также выделяются Законом как важный объект для государственного финансирования.

Источниками денежных поступлений для реализации дан­ного законодательного положения должны быть: реализация изданных (переизданных) государственных стандартов, обще­российских классификаторов технико-экономической инфор­мации; каталога сертифицированных продукции и услуг; часть сданных штрафов, взимаемых при госнадзоре.

Государство оказывает поддержку не только тем организа­циям, которые создают нормативные документы по стандарти­зации, но и тем субъектам хозяйственной деятельности, кото­рые производят продукцию или предлагают услуги, маркиро­ванные знаком соответствия обязательным требованиям госу­дарственных стандартов, что подтверждено посредством серти­фикации.

Особая экономическая поддержка предназначена для тех предприятий, которые выпускают новые перспективные виды продукции в соответствии с предварительными (перспектив­ными) требованиями стандартов.

Наши рекомендации