Сущность, основные цели, инструменты кредитно-денежного регулирования и эффективность кредитно-денежной политики
Тетрадь
Кредитно-денежная (монетарная) политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Кредитно-денежная политика – это экономическая политика, предполагающая изменение денежного предложения и спроса на деньги с целью достижения экономического роста и полной занятости в условиях минимального роста инфляции.
Существует активная и пассивная монетарная политика:
· Активная– политика в случае, когда государство воздействует на денежные параметры, преследуя цели экономического роста и занятости.
· Пассивная – монетарная политика в том случае, когда изменение денежных параметров является следствием дискретной бюджетно-налоговой политики, то есть является вынужденным.
Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.
Денежно-кредитная политика может преследовать две разные цели, и в соответствии с этим носить два разных характера:
стабилизационная или антициклическая денежно-кредитная политика. Такого типа денежно-кредитная политика направлена на регулирование выпуска таким образом, чтобы не допускать сильных циклических колебаний выпуска.
антиинфляционная денежно-кредитная политика. Она направлена на предотвращение инфляции или на замедление темпов инфляции.
Денежно-кредитная политика каждого из этих двух типов направлена на регулирование разных макроэкономических переменных. С одной стороны, антициклическая политика направлена на регулирование выпуска, на регулирование переменной Y, а с другой стороны антиинфляционная политика направлена на регулирование темпов инфляции, то есть на регулирование переменной Р (общего уровня цен).
Высшая конечная цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении равновесного и устойчивого развития народного хозяйства:
- стабильного роста реального объема ВВП;
- полной занятости ресурсов;
- стабильного уровня цен;
- равновесия платежного баланса.
Эти цели достигаются с помощью мероприятий долгосрочной политики(LR), которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры.
Промежуточные целевые ориентиры:
- денежная масса;
- ставка процента;
- обменный курс.
Методы и инструменты кредитно-денежной политики:
1. общие методы (влияют на рынок ссудных капиталов в целом)
1. операции на открытом рынке;
2. учетная и ломбардная политика;
3. изменения нормы обязательных резервов;
4. установление целевых ориентиров динамики денежной массы (таргетирование);
5. добровольные соглашения;
6. девизные операции.
2. селективные методы (направлены на регулирование отдельных видов кредита, кредитов отдельных отраслей экономики или предприятия):
1. прямое ограничение кредитов путем установления лимитов, квот по учету векселей;
2. ограничение темпа роста кредитных операций;
3. установление контроля по отдельным видам кредитов;
4. установление максимального процента по отдельным видам вкладов;
5. регулирование процентных ставок.
36.Объективные основы и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства.
Рынок-форма организации экономической деятельности, основанная на трех обязательных принципах: • частная собственность;• добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных инезависимых друг от друга субъектов;• конкуренция
"Провалы" рынка- ситуации, в которых рынок оказывается неспособным к эффективной координации экономической деятельности хозяйственных субъектов.
Государство как субъект экономических отношений-совокупность организаций, наделенных право и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять ее результаты.Функции государства: создание рамочных условий экономической деятельности; компенсация "провалов" рынка.
ВЫВОДЫ-1) выполняя административно−правовые и экономические функции, государство дополняет и корректирует рыночный механизм;2) государственное вмешательство не должно перейти "критический порог", за которым возможно ослабление (или подмена) рыночного механизма и снижение эффективности.