Сущность, основные цели, инструменты кредитно-денежного регулирования и эффективность кредитно-денежной политики

Тетрадь

Кредитно-денежная (монетарная) политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Кредитно-денежная политика – это экономическая политика, предполагающая изменение денежного предложения и спроса на деньги с целью достижения экономического роста и полной занятости в условиях минимального роста инфляции.

Существует активная и пассивная монетарная политика:

· Активная– политика в случае, когда государство воздействует на денежные параметры, преследуя цели экономического роста и занятости.

· Пассивная – монетарная политика в том случае, когда изменение денежных параметров является следствием дискретной бюджетно-налоговой политики, то есть является вынужденным.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Денежно-кредитная политика может преследовать две разные цели, и в соответствии с этим носить два разных характера:

стабилизационная или антициклическая денежно-кредитная политика. Такого типа денежно-кредитная политика направлена на регулирование выпуска таким образом, чтобы не допускать сильных циклических колебаний выпуска.

антиинфляционная денежно-кредитная политика. Она направлена на предотвращение инфляции или на замедление темпов инфляции.

Денежно-кредитная политика каждого из этих двух типов направлена на регулирование разных макроэкономических переменных. С одной стороны, антициклическая политика направлена на регулирование выпуска, на регулирование переменной Y, а с другой стороны антиинфляционная политика направлена на регулирование темпов инфляции, то есть на регулирование переменной Р (общего уровня цен).

Высшая конечная цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении равновесного и устойчивого развития народного хозяйства:

  • стабильного роста реального объема ВВП;
  • полной занятости ресурсов;
  • стабильного уровня цен;
  • равновесия платежного баланса.

Эти цели достигаются с помощью мероприятий долгосрочной политики(LR), которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры.

Промежуточные целевые ориентиры:

- денежная масса;

- ставка процента;

- обменный курс.

Методы и инструменты кредитно-денежной политики:

1. общие методы (влияют на рынок ссудных капиталов в целом)

1. операции на открытом рынке;

2. учетная и ломбардная политика;

3. изменения нормы обязательных резервов;

4. установление целевых ориентиров динамики денежной массы (таргетирование);

5. добровольные соглашения;

6. девизные операции.

2. селективные методы (направлены на регулирование отдельных видов кредита, кредитов отдельных отраслей экономики или предприятия):

1. прямое ограничение кредитов путем установления лимитов, квот по учету векселей;

2. ограничение темпа роста кредитных операций;

3. установление контроля по отдельным видам кредитов;

4. установление максимального процента по отдельным видам вкладов;

5. регулирование процентных ставок.

36.Объективные основы и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства.

Рынок-форма организации экономической деятельности, основанная на трех обязательных принципах: • частная собственность;• добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных инезависимых друг от друга субъектов;• конкуренция

"Провалы" рынка- ситуации, в которых рынок оказывается неспособным к эффективной координации экономической деятельности хозяйственных субъектов.

Государство как субъект экономических отношений-совокупность организаций, наделенных право и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять ее результаты.Функции государства: создание рамочных условий экономической деятельности; компенсация "провалов" рынка.

ВЫВОДЫ-1) выполняя административно−правовые и экономические функции, государство дополняет и корректирует рыночный механизм;2) государственное вмешательство не должно перейти "критический порог", за которым возможно ослабление (или подмена) рыночного механизма и снижение эффективности.


Наши рекомендации