Введение 11 страница. 7.3 Программы развития социальных процессов
7.3 Программы развития социальных процессов
в национальной экономике России
Социальные процессы национальной экономики могут формироваться как реализация особых программ. В этом случае могут быть решены многие социальные проблемы страны, регионов, конкретных людей. Нерешенными социальными проблемами являются создание эффективной системы защиты прав населения, правоохранительных органов, повышение доступности коммуникаций, предоставления социальных услуг, условий для развития человеческого капитала. Была в свое время принята Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы). Затем развитие социальных процессов стало управляться национальными проектами. В России существуют такие ориентиры изменения социальных процессов национальной экономики:
· главной целью функционирования национальной экономики должно стать обеспечение роста качества жизни населения;
· улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечение доступности этих услуг населению;
· развитие современных форм самоуправления территорий, что скажется на позитивном решении социальных проблем населения;
· обеспечение свободного перемещения рабочей силы по территории страны, что можно обеспечить развитием рынка жилья, аренды жилья, доступности информации по спросу на рабочую силу в различных регионах страны;
· развитие социальной инфраструктуры во всех регионах страны, чтобы население имело равные возможности пользоваться социальными услугами независимо от региона проживания;
· обеспечение всем гражданам доступности использования общественных благ равного качества по всей национальной экономике, по всем ее территориям;
· продолжение борьбы с бедностью в стране на основе предоставления равных возможностей развития собственных способностей, участия в предпринимательстве всему населению; повышение доступности и безопасности продовольствия для населения страны; обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации;
· модернизация образования с целью получения новых специальностей на основе информационно-коммуникативных систем;
· обеспечение доступности услуг здравоохранения всему населению страны, возможности выбора форм предоставления таких услуг;
· совершенствование системы обязательного социального, медицинского, пенсионного страхования для обеспечения роста качества жизни населения.
Изменения, какие предполагаются в среднесрочном периоде, должны позволить увеличивать населению реальная заработная плата. Только за один 2006 год эти доходы выросли более чем на 12%.
Пока очень мало внимания уделяется социальным проблемам села. Рынок меняет интересы сельских жителей по отношению к труду, способному обеспечить достойную жизнь семьи, поскольку наемный труд в селе дает мало дохода, может быть недоступен сельчанам в связи с тем, что исчезли многие предприятия, организации, колхозы и другие формы привлечения наемного труда. Фермерство же не компенсирует потерю таких возможностей. Сельские жители имеют намного худшие возможности, чем жители города, получить доступ к образованию, здравоохранению, культуре. Сельчане не могут одинаково с горожанами приумножать собственность, поскольку их возможности ограничены личным подсобным хозяйством, долей в кооперативе. Ограничены на селе и возможности профессионального роста, получения новой профессии, смены сферы деятельности. В 2002 году была принята Федеральная программа «Социальное развитие села до 2010 года». Но в ней, главным образом, предусмотрено восстановление социальной инфраструктуры села, разрушенной в предыдущее десятилетие. Необходимо же решать многие социальные проблемы развития качества жизни сельского населения. Особенно это касается сельской молодежи, уровень занятости которой снизился (в 1992 году уровень безработицы на селе равнялся 6,7%, а в 2001 году вырос до 17,6%). На аграрном рынке все чаще проявляются теневые отношения. Именно поэтому в 2007 году реализуется национальный проект, ориентированный на развитие села.
Социальные и хозяйственные процессы национальной экономики могут развиваться на основе управления ими со стороны государства.
Лекция 8. Государственное регулирование национальной экономики
8.1 Функции государства в национальной экономике
Исследование роли государства в национальной экономике имеет длительную историю, причем практика почти всегда опережала теорию. Еще физиократ Ф.Кенэ рассматривал экономику как единое целое, управляемое особой политической системой «легального деспотизма». Государство, по его мнению, должно ориентироваться на воплощение в жизнь Закона Природы, и известная Таблица Кенэ представляет собой оборот продуктов первой необходимости в рамках государства. Государство должно следовать за естественным порядком природы. И справедливость государства, считал Кенэ, состоит в том, что оно должно воздерживаться от вмешательства в экономические процессы.
В известной работе Локк («Два трактата об управлении государством») обращает внимание на то, что политический порядок должен гарантировать накопление. Государство у Локка представлено в виде определенной пристройки к экономике. Адам Смит обращал внимание на необходимость справедливой политики со стороны государства как обязательного условия сохранения экономического порядка. Но государство не должно вмешиваться в экономику, поскольку последняя развивается в системе экономических законов как законов «естественной гармонии». А.Смит определил роль экономической науки не только как осуществляющей анализ экономической действительности, но и как подготавливающей нормативную сторону экономической политики государства.
Карл Маркс в начале своей деятельности был сторонником гегелевской концепции, что государство является фактором, определяющем общественное развитие. Постепенно К.Маркс определил решающую роль экономических и социальных отношений в формировании государства. Теоретически Маркс исследовал те объективные отношения, которые определяют действия государства, выявив, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, в том числе и государство. Экономика представлена как скрытая пружина, определяющая историческое развитие общества, в том числе и государства.
Джон Мейнард Кейнс обосновал функциональные аспекты регулирования экономики, обеспечения бесперебойности ее функционирования с помощью государственного регулирования. Кейнс считал задачей экономической науки отбор таких переменных величин, которые «поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем»[23]. Кейнс считал необходимым использовать выводы экономической теории для решения хозяйственно-политических проблем страны. Он поставил вопрос о необходимости регулирования экономики государством, введя принцип эффективного спроса. Регулируя экономику, государство должно обеспечивать необходимый объем такого спроса. Теория мультипликатора Кейнса позволяет выявлять эффективность государственных расходов с точки зрения их воздействия на объем производства, занятость, доход и рынок.
Российская экономическая мысль постоянно обращалась и обращается к пониманию функций государства в обеспечении развития национальной экономики. Соотносили государственные и экономические реформы М.М.Сперанский, Н.С.Мордвинов, Е.Ф.Канкрин. М.М.Сперанский считал необходимым проведение финансовой и налоговой реформ, предлагая заменить подушную подать поземельным налогом и установить подоходный налог. Еще в 1826 году он считал, что отмена в отдаленном будущем крепостничества в России создаст политические условия для развития страны. Но он был уверен, что идея А.Смита о свободе торговли не подходит России, для которой более значимо протекционистское поощрение развития промышленности, сельского хозяйства и торговли. Н.С.Мордвинов особое внимание обращал на необходимость изучения естественных богатств России, составления карты их размещения. Он разработал проект государственного банка, который должен обслуживать из центра развитие всего хозяйства России.
Интересны взгляды Д.И.Менделеева на функции государства в развитии национальной экономики. Он считал, что изменение политики государства приведет к процветанию всего народа, активно поддерживал протекционизм национальной промышленности, чтобы перейти от земледельческой стадии к развитому промышленному производству в России.
Осмысление целостности национальной экономики, роли государства в России постоянно находится в центре внимания отечественных ученых-экономистов. Н.Д.Кондратьев особое внимание уделял развитию планового управления экономикой (но не планово-директивного управления). Л.И.Абалкин считает, что экономика России может развиваться при разумном использовании государством регулирующей и управляющей функции[24]. Развернутую характеристику участия государства представляет в своих работах Д.С.Львов[25], где особое внимание уделяется системе национального имущества, управления национальным имуществом. Большое значение в осмыслении экономических функций государства играют работы С.Ю.Глазьева, В.М.Полтеровича, Г.Б.Клейнера, А.Г.Гранберга и других ученых-экономистов, занимающихся этими проблемами в настоящее время. Экономические функции государства изучены неплохо. Но гипотезы, их объясняющие различны: от национализации как генерального направления действий государства, до невмешательства его в экономические процессы.
Современное государство исполняет экономические функции различными способами: формирование системы бюджетов, развитие институтов управления, создание государственного предпринимательства, государственного сектора и прочее. Государственный сектор представляет собой в России совокупность хозяйствующих субъектов: акционерные общества с преобладающим участием государства, собственно государственные предприятия как казенные предприятия, государственные унитарные предприятия, функционирующие на основе права хозяйственного ведения или в правовом режиме оперативного управления, бюджетные организации. Государственный сектор обеспечивает национальную безопасность, реализует стратегические интересы национальной экономики, обеспечивает производство продукции, изъятой из гражданского оборота, и осуществляет виды деятельности, которые дотируются средствами государства. Пока государство не обеспечивает в должной степени защиту своих интересов как собственника. Государство же должно контролировать процесс составления и утверждения бизнес-плана в государственном секторе, регулировать его инвестиционные программы. Но это находится чаще всего в ведении менеджмента таких предприятий. Государство же нередко даже не осуществляет наблюдения за их действиями. Именно поэтому предлагается рядом государственных деятелей резкое сокращение роли государства в управлении национальной экономикой России. Многие ученые выступают против такого необоснованного сокращения. Границы государственного сектора меняются. Идет динамичный процесс перераспределения объектов собственности, как внутри государственного сектора, так и между государственным и негосударственным секторами. В различных доктринах обобщается практика, а на практике проходит проверка таких доктрин.
Начиная со второй половины ХХ века, все отчетливее проявляется рост обобществления экономики не только в национальных рамках. Поэтому постепенно происходит превращение экономики в государственно интегрированную, а государство становится экономически интегрированным. Отделение государства от экономики в настоящее время превратилось в утопию (в развитых странах сейчас господствует государственно-корпоративное хозяйствование). Только государство может защищать интересы национальной экономики в развитии науки, научно-технического прогресса, интеллектуальной деятельности. Нематериальные активы являются результатом интеллектуальной деятельности. Но их рыночный оборот обеспечивает только государство, защищает этот оборот, формирует правила рыночного оборота нематериальных активов. Если в начале 90-х годов нематериальные активы составляли не более 2-5% стоимости приватизируемого имущества, то в настоящее время их удельный вес в таком имуществе иногда доходит до 90%. Дальнейшее развитие оценки интеллектуальной собственности, определение доли в ней государства, других хозяйствующих субъектов может обеспечить только само государство, формируя условия, правовые основы этого.
Для реализации экономических функций государству необходимо иметь определенную финансовую базу. При этом прямые расходы государства могут сокращаться. Так, за 1995-2001 годы при обеспечении прироста ВВП в различных странах мира сокращались их государственные расходы. Например, Великобритания обеспечила рост ВВП на 12% при сокращении государственных расходов на 4%. В Португалии прирост ВВП за этот период составил 14%, а государственные расходы сократились на 1%. Эта тенденция постепенно реализуется в России. Движение бюджетных расходов регулируется государством избирательно. Общая динамика государственного потребления должна быть позитивной. При дезорганизации производства очень трудно обеспечить регулирующую роль государства. В настоящее время производство восстанавливается в России и регулирующая роль государства усиливается.
Важнейшей функцией государства, обеспечивающей развитие национальной экономики, является прогнозирование и стратегическое планирование. Только эти действия обеспечивают долгосрочные, системные решения. Только на их основе экономическая и социальная политика государства реализует обеспечение целостности национальной экономики и ее поступательное развитие. Характер и направления долгосрочной стратегии – не являются результатом размышлений ученых и практиков. Они формируются под влиянием тех изменений, какие происходят в мире и внутри страны. Для России актуальная такая долгосрочная стратегия – обеспечение развития информационного общества при одновременном движении к эффективной рыночной экономике, ориентированной на улучшение социальных процессов.
Современное государство обладает большим набором прямых и косвенных регуляторов национальной экономики: государство аккумулирует через бюджет и внебюджетные фонды большую массу финансовых ресурсов, определяет все виды налогов, формирует госзаказ на товары, на услуги, на оборонное производство, регулирует цены, с какими естественные монополии выходят на внутренний рынок. Совместно с Центральным банком государство определяет ставки финансирования экономики, объем общего количества денег в стране, регулирует экспортно-импортные операции и т.д. Государство осуществляет меры по приватизации и национализации объектов собственности, создает условия для сокращения сферы теневой экономики и воздействия криминала на социально-экономические процессы. От того, как действует государство, зависит инвестиционный климат страны, предпринимательская активность, развитие науки, решение экологических проблем и прочее. Даже простое перечисление необходимых сфер деятельности государства подчеркивает глобальную роль его в обеспечении развития национальной экономики.
Высшим интересом государства является сохранение целостности страны. Именно это и определяет, как выполняются государством все остальные функции. При этом неприемлемы политический авантюризм и групповые интересы как преобладающие действия государства. Напротив. Достижение высокого качества жизни населения является единственным критерием исполнения государством экономических функций. Это – очень емкое понятие, которое включает в себя эффективность использования ресурсов национальной экономики, поддержание конкурентоспособности продукции страны, растущие доходы населения и увеличение возможностей человеческого развития. Инструментом обеспечения реализации таких интересов является долгосрочная стратегия в сочетании с гибким решением тактических задач.
8.2 Роль государства в развитии потребления общественных благ
Общественные блага представляют собой форму потребляемых населением благ, создание которых обеспечивается государством при условии, что потребление этих благ приносит пользу, как населению, так и обществу. Общественные блага - это блага, которые 1) не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы нельзя было не предоставить их в распоряжение других людей для их потребления; 2) если эти блага предоставляются одному лицу, то они могут предоставляться другим людям без дополнительных затрат. Общественными благами являются леса, воздух, земля, общественный транспорт, библиотеки, парки, дороги, здравоохранение, образование и другое. Общественным же благом является правовая охрана, национальная оборона. Выполняя функции поддержания общественного порядка, милиция предоставляет населению общественное благо. Общественные блага являются неконкурентными, поскольку получение выгод от потребления такого блага одним человеком не препятствует получению таких же выгод от потребления этого блага другими людьми.
Общественные блага, в отличие от товаров и услуг, не обладают свойствами исключения и соперничества. Свойство исключения состоит в том, что товар или услуга предлагаются одному человеку и не могут быть предложены другому человеку. Свойство же соперничества, конкурентности проявляется, когда использование товара одним лицом ограничивает возможности потребления этого товара другим человеком. Общественные блага не могут быть предоставлены одному человеку так, чтобы ограничить возможности потребления, использования их другими людьми. Будучи предоставлены однажды одному человеку, они могут быть предоставлены другим лицам без каких-либо дополнительных затрат. Так, национальная оборона не может быть предоставлена одному жителю страны без того, чтобы ею не пользовались другие жители. Затраты же на защиту одного человека от ядерной угрозы не отличается от затрат на предоставление этого общественного блага населению территории. Общественные блага неисключаемы и неконкурентны[26].
Общественные блага не нужно распределять в национальной экономике. Необходимо обеспечивать возможности равноправного их потребления людьми. В этом случае функции государства иные, чем при обеспечении потребления товаров и услуг. Рыночные способы предоставления общественных благ очень ограничены и затруднено их использование (конечно, можно продавать чистую воду, но пользоваться чистой водой из общедоступных источников нельзя запретить). Поэтому государство и должно формировать особые способы обеспечения общественными благами населения. Существуют совместно потребляемые блага (общинные земли, общественные леса, воды и т.д.). Но таких благ в современном мире немного. Эти блага обычно называют общими благами. Их также называют коммунальными благами. Эти блага занимают промежуточное положение между общественными и частными благами. И государство должно проводить особую политику по обеспечению ими населения, поскольку рынок не может здесь играть основную роль в распределении таких благ.
Значит, общественные блага требуют действий государства по обеспечению возможности их потребления населением. Роль государства в обеспечении населения общими (коммунальными) благами отличается от того, как оно предоставляет людям общественные блага. Общественное благо неделимо. Неделимо и общее благо. Их потребление обеспечивается государством как неделимыми благами. Но потребление общих благ осуществляется ограниченной группой лиц или на ограниченной территории. И государство создает условия именно такого потребления. Потенциальные потребители общественных благ получают от такого потребления выгоду независимо от того, заплатили они за это или нет. Иначе говоря, добровольно за потребление общественных благ (в том числе и общих благ) добровольно никто не платит. Государство может формировать цену такого потребления, но только при создании особых организационных ограничений доступности потребления общественных благ (например, за пользование библиотеками, за посещение парков, пользование водами рек и проч.). Рыночный спрос не характеризует потребность в общественном благе.
При потреблении общественных благ, и особенно общих благ, возникает проблема получения выгоды потребителями этих благ, не оплачивающих это потребление, в то время как другие потребители оплачивают такое потребление[27]. В современной России это положение в полной мере относится к решению проблемы предоставления жилищно-коммунальных услуг и оплаты этих услуг всеми их потребителями. Потребители коммунальных благ не могут выбирать поставщика этих благ. Поэтому нет конкуренции по возможности потребления и предоставления таких благ. Государство стремится эту проблему решить следующим образом: общие коммунальные блага перевести в разряд частных благ, чтобы они предоставлялись в потребление на рыночных, конкурентных основах. Или же ограничить доступность жилищно-коммунальных благ, превратив их в условно общественные блага. Но в современных условиях такие общественные блага все чаще превращаются в частные блага. В этом случае государство играет обычную роль охраны рыночных прав, а не роль обеспечения населения общедоступными благами.
Однако есть общественные блага, на производство и предоставление которых государство расходует большие средства, но потребляют эти блага люди целиком, не деля их. Так, затраты государства на обеспечение управления национальной экономикой значительны. Но население пользуется этим благом (управление экономикой) как общественным. Это же относится к затратам государства на оборону, сохранение экологической безопасности. Роль государства в обеспечении населения такими общественными благами сводится к тому, чтобы затраты государства были максимально эффективны, чтобы эти затраты на единицу общественного блага не увеличивались. Для этого общественное благо должно поддерживаться государством в таком объеме и качестве, чтобы предельная выгода от потребления этого блага была равна предельным издержкам поддержания существования такого блага (чистый воздух, чистая вода, поддержание безопасности населения и т.д.).
Регулирующая и управляющая функция государства применительно к обеспечению потребления общественных благ определяется как наличие оптимального объема этого блага при максимально возможной эффективности использования ресурсов этих благ. Если количество потребителей некоторых общественных благ превышает определенные пограничные величины возможного их предоставления, то происходит перегрузка. И тогда предельная выгода для каждого последующего потребителя снижается. Это происходит при перегрузке дорог транспортом, при чрезмерно большом количестве потребителей определенного вида коммунальных благ. В этом случае задача государства – регулировать величину перегрузки, создавать новые возможности предоставления аналогичных общественных благ. При этом государство может использовать такой механизм обеспечения населения подобными благами как клубы. Этот способ означает, что государство содействуют созданию ограниченных сообществ потребления какого-либо общественного блага, которое становится недоступным тем людям, кто не являются членами клуба. Например, создание Товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволяет формировать группы населения, пользующихся определенной частью коммунальных благ и оплачивающих их по фактическому потреблению. Другие группы населения коммунальные блага используют на основе других принципов.
Если степень исключаемости общественных благ недостаточно высока, их нельзя предоставлять как условные общественные блага, то они могут производиться в государственном секторе, а издержки по их созданию покрываются государством из налоговых поступлений. В данном случае совершенно невозможно обойтись без государства. Конечно, не все обеспечиваемые государством общественные блага являются чистыми общественными благами. Многие из них могут производиться в частном секторе, продаваться на рынке. Но при этом может возникнуть стойкий дефицит таких благ, если они производятся только как частные блага. Яркими примерами таких благ являются услуги здравоохранения и образования. Благами образования в вузах пользуются студенты. Но принимаются они в вуз либо на основе конкурсного отбора, либо на коммерческой основе. Увеличение числа студентов требует дополнительных затрат на оборудование, аудитории, преподавателей. Значит, образование соответствует понятию «общественное благо» условно. Поэтому роль государства в обеспечении населения такими благами не может быть сведена к созданию инфраструктуры производства и реализации этих благ как частных. Государство должно определенную часть этих благ формировать как общественные блага, беря на себя издержки по их созданию и использованию населением.
Государство, занимаясь политической деятельностью, одновременно должно решать сложную проблему обеспечения населения общественными благами, учитывая при этом индивидуальные интересы людей. Задачей государства является определение предпочтений граждан в получении общественных благ и организация удовлетворения таких предпочтений. В этом случае государство использует правило «большинства голосов», поскольку невозможно предоставлять общественные блага каждому члену общества в отдельности, поскольку они потребляются целиком, всеми членами (или большинством) общества. Возникает при этом специфика действий государства: транзитивность общественного блага как отражение позиции среднего потребителя. Группы населения, интересы которых по потреблению этого блага отличаются от среднего потребления, могут образовывать особые группы и осуществлять лоббирование своих интересов для того, чтобы это общественное благо поступало в их потребление на тех условиях, какие им выгоднее. Задача же государства при этом состоит в том, чтобы лоббирование не превратилось в обыденное действие управления. Потребление общественных благ соотносится нередко с возникновением особой ренты как дохода от занимаемой государственным чиновником должности, от возможности принять им то или иное решение по предоставлению группам общественных благ. Нередко такие действия осуществляются при дополнительном получении регионами субсидий, трансфертов, которые позволяют населению этой территории потреблять больше определенных общественных благ, чем населению другой территории. Эти трансферты могут использоваться не для получения общественных благ населением данной территории, а для получения привилегий правящими в регионах элитами, то есть теми, кто принимает политические решения. Значит, сама по себе государственная деятельность не является гарантом доступности общественных благ, но развитие особых институтов обеспечения предоставления таких благ является одной из первоочередных задач государства в национальной экономике.
Главная роль государства по обеспечению населения общественными благами заключается в том, что должно постоянно создавать рамочные условия защиты права населения по потреблению таких благ. При возможности же превращения этих благ в частные, создавать правовые и организационные препятствия, которые не позволяли бы ухудшать качество жизни населения. Нередко государство просто становится производителем общественных благ (например, национальная оборона) или же оказывает поддержку потребителям условно общественных благ (например, субсидии, налоговые льготы учреждениям образования). Государство может регулировать условия предоставления таких благ, как в случае пользования жилищно-коммунальными услугами.
8.3 Социально-экономическая политика государства
Социально-экономическая политика государства представляет собой систему мероприятий, которые осуществляются государством для реализации интересов субъектов, субъектов хозяйствования национальной экономики. Эта политика ориентирована на динамику экономики, реализацию социальных проблем, существующих в стране. Политика государства не всегда способствует росту эффективности, справедливости распределения, потребления, производства. Однако государство постоянно формирует социально-экономическую политику, модифицирует ее, осуществляет различные мероприятия для развития национальной экономики.
Виды социально-экономической политики государства различны. Они зависят от того, какое государство осуществляет эту политику, какие интересы при этом главенствуют, на каком этапе развития находится страна. В период становления государств на земном шаре в разных странах господствовали такие виды социально-экономической политики как меркантилизм, протекционизм, фритредерство.
Меркантилистская политика государства преследовала цели управления денежным богатством страны. Чтобы удержать деньги в стране, запрещался их вывоз за границу. Активный торговый баланс рассматривается как показатель богатства страны: чем выше разница между доходами от экспорта и расходами на импорт, тем позитивнее считалось развитие национальной экономики. Основное внимание такая политика государства уделяет получению денежных выгод от обращения товаров (покупать дешевле, продавать дороже, сберегать деньги государству). Политика меркантилизма соотносилась с развитием политики протекционизма.
Протекционизм представляет собой такой вид социально-экономической политики государства, когда государство защищает отечественную экономику от иностранной конкуренции, поощряет развитие отечественного производства. Эта политика направлена на расширение внешних рынков национальной экономики. Формы и методы протекционизма могут быть различными. Еще в 16-18 веках в мире выработалась система протекционизма, сформировались его инструменты. Инструментами протекционистской политики государства являются таможенные пошлины, сборы, прямые запреты или разрешение ввоза-вывоза каких-то видов товаров. История развития протекционизма в России богата. В России Петр 1 вел протекционистскую политику, помогая развиваться отечественному производству, защищая это производство от воздействия иностранного капитала. На разных этапах развития Россия не раз прибегала к политике протекционизма. Так, в СССР была достаточно жесткая протекционистская политика, хотя эта политика была вынужденной, поскольку контакты многих стран с СССР ограничивались на международной арене политическими запретами. С начала 90-х годов протекционизм российской социально-экономической политики почти полностью исчез. Только в конце 90-х годов ХХ столетия страна начала вновь обращаться к политике протекционизма, но в очень ограниченном виде. В современный период происходит формирование и реанимация отечественного протекционизма как одной из форм социально-экономической политики России. При этом отрицательно влияет на такую политику государства активный экспорт товаров топливно-энергетического комплекса, вывоз сырья, зависимость бюджета страны от мировых цен на нефть. Если в условиях существования СССР экспорт был топливно-энергетическим по политически причинам, то в современной России такая ориентация экспорта происходит в связи с отсутствием четкой программы протекционизма отечественного производства, его поддержки, экономической слабости страны.