Оценка эффективности управленческого труда. Управленческий доход и управленческая (организационная) рента
Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации
Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций.
Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функционировать производственный объект.
В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые - здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д.
Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд - это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала.
Конечный продукт управленческого труда - решения, определяющие меры управляющих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения.
Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия этого предприятия.
Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком. Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности.
Доходы предприятий являются основными источниками финансовых ресурсов.
Увеличение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — базовое условие роста финансовых доходов коммерческих организаций. Объём выручки от реализации продукции в основном зависит от количества и качества и ассортимента произведенной продукции, а также от уровня цен и тарифов.
Экономическая рента — оплата фактора производства сверх того, что было бы достаточно для его вовлечения в производственный процесс и удержания в нем без дополнительных усилий; например, доход с капитала, имущества, земельного участка, не требующий от владельцев этих факторов предпринимательской деятельности. или доход по государственным облигациям . Иначе говоря, рента это разница между доходом от фактора производства и минимальной суммой, необходимой для обеспечения этим фактором данного объема услуг.
Экономической рентой часто называют также излишек производителя и излишек потребителя (хотя существуют и некоторые отличия этих понятий от ренты.)
Не следует смешивать экономико-теоретическое понятие экономической ренты с финансово-хозяйственными понятиями типа страховой ренты, государственной ренты, земельной ренты (арендной платы за землю) , ресурсной ренты и др., хотя общие черты и основания у них имеются. Кроме того, широко распространено более широкое юридическое понятие ренты как любого незаработанного, незаслуженного дохода. Отсюда — понятия админстративная рента, рентоориентированное поведение и т.п., которыми деликатно характеризуется такое общественное зло, как коррупция в системе управления, в бюрократии.
Система нормативных актов, регулирующих деятельность хозяйствующих рынка. Нормативные акты, регулирующие становление организации. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Нормативные акты, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов рынка. Защита прав потребителей.
Среди документов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные отношения, законодатель устанавливает:
- локальные нормативные акты (статья 8 ТК РФ),
- коллективный договор (статья 40 ТК РФ) и коллективные соглашения (статья 45 ТК РФ),
- трудовой договор (статья 56 ТК РФ).
К локальным нормативным актам отнесены акты, принимаемые работодателем в пределах его компетенции и содержащие нормы трудового права. Таким образом, законодательно закреплено право работодателя принимать подобные акты самостоятельно.
Некоторые локальные нормативные акты работодатель должен принимать, учитывая мнение представительного органа работников, что предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Примерами таких актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 190 ТК РФ), графики отпусков (статья 123 ТК РФ). Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть дополнен коллективным договором, отраслевыми и иными соглашениями.
Наиболее распространенные локальные нормативные акты, принимаемые в организациях и касающиеся взаимоотношений работодателя и работников: Положение о персонале организации;Положение о системе премирования (поощрении) работников организации;Правила внутреннего трудового распорядка;
Штатное расписание;иные локальные нормативные акты, касающиеся взаимоотношений работодателя и работников.
Вышеназванные документы могут иметь иное название. Этот вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке следует учитывать, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации.
К таким локальным актам относятся:контракт с руководителем;контракт с главным бухгалтером;должностные инструкции; положение об охране труда;приказ о приеме на работу;приказ о поощрении; приказ о наложении взыскания;приказ о материально ответственном лице;приказ об увольнении;инструкция по противопожарной безопасности;приказ о командировке;приказ об отпуске и так далее.
Обратите внимание! Статья 22 ТК РФ к правам работодателя относит принятие локальных нормативных актов, а к основным обязанностям - ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью
Критерий 1. Степень важности.
Все локальные нормативные акты по умолчанию имеют равную юридическую силу относительно друг друга. В то же время не исключено, что самими актами будет введена их особая иерархия, допустим - в зависимости от даты принятия документа.
Критерий 2. Временные характеристики.
По сроку действия ЛНА подразделяются на акты постоянного действия (например, Правила внутреннего трудового распорядка), которые сохраняют свою юридическую силу в течение всего времени до их отмены или изменения, и акты с определенным сроком действия, устанавливаемым самим локальным актом (например, штатное расписание, связанное с конкретным бизнес-планом на определенный срок, график отпусков, действующий в течение календарного года в силу прямого указания закона).
Критерий 3. Пространственный.
По данному критерию локальные акты делятся на применяемые в организации в целом и в отдельных структурных подразделениях. При этом следует соблюдать принцип недопущения дискриминации. Распространение ЛНА только на отдельные подразделения организации должно быть объективно обусловлено наличием производственной специфики, особых условий работы, местом нахождения структурного подразделения и т. д.
Критерий 4. Процедура принятия.
По этому критерию ЛНА можно разделить на три группы:
1.принимаемые уполномоченным представителем работодателя единолично;
2 принимаемые уполномоченным представителем работодателя с учетом мнения представительного органа работников;
3 принимаемые уполномоченным представителем работодателя по согласованию с представительным органом работников.
Реформы в современной России. Основные вызовы и угрозы экономики России в ближайшей и отдаленной перспективе. Цель и задачи системы реформ в современной России. Основные направления реформ в отраслях и комплексах национальной экономики.
Как в Китае и Индии, в России существует очень серьезная проблема – коррупция. Для Китая и России проблема заключается не в законодательстве, так как, в соответствии с международными стандартами, созданные законы, затрагивающие коммерческую деятельность, считаются нормальными. Как и в Китае, в России проблема заключается в неэффективности исполнения законов.
По мере сокращения разницы с передовыми странами по экономическому развитию данные факторы приведут к постепенному замедлению темпа развития, последствия будут проявляться в относительно длительный срок.
Персональные ресурсы зависят от истории и традиций страны, и их можно улучшить с помощью совершенствования системы образования. Во-первых, улучшение системы образования требует продолжительного времени. Кроме того, образование в учебных заведениях рассматривается лишь частью работы по улучшению качества персональных ресурсов. Семейное воспитание и исторические традиции также играют важную роль. В этой связи, в предстоящее десятилетие существует незначительная вероятность улучшения персональных ресурсов.
Сложившаяся российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета. Также в России не возникает взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы. Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.
Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.
Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.
Так, сегодня в России существуют рядом друг с другом как самые прогрессивные, так и реакционнейшие тенденции, рыночное хозяйство и государственная экономика, свобода и авторитаризм, прогресс и реакция. Используя старую терминологию, можно было бы сказать: в России в настоящее время царит единство противоположностей».
В связи с этим РФ и ее экономику ожидает немало трудностей, смут и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. В настоящее время экономика России занимает шестое место среди стран мира по объему ВВП. По данным на 2010 год, общий объем ВВП за год составил 44,5 трлн. рублей.
Несмотря на обилие полезных ископаемых, основну экономики России составляет не добывающая, а обрабатывающая промышленность. Согласно последним данным, доля обрабатывающих производств в промышленности превышает 60%.Производство в России представлено широким спектром областей: от тяжелого машиностроения до легкой и оптико-механической промышленности. Список товаров, которые производятся на территории России обширен и разнообразен.
Сразу стоит отметить, что развитие производства в России идет крайне неравномерно: одни отрасли семимильными шагами идут вперед, а другие постепенно скатываются вниз, замедляя свое развитие. Огромную роль здесь играет не только ситуация на рынке, но и меры поддержки, которые правительство оказывает тем или иным отраслям производства в России. Например, в последнее время государство очень активно стимулирует сферу нанотехнологий, так что нанотехнологические производства развиваются особенно активно.