Объекты и сооружения магистрального нефтепровода
В состав магистрального нефтепровода входят следующие объек-ты и сооружения:
296 Часть II. Объекты и сооружения подготовки и транспорта ...
• сбора нефти, газа и воды (включая кустовые насосные станции) и
подготовки к транспорту нефти и газа;
• дожимная нефтеперекачивающая станция;
• головная нефтеперекачивающая станция (ГНС);
• линейная часть с переходами через преграды, запорной армату
рой, нефтепроводами-отводами, лупингами, узлами пуска и
приема внутритрубных устройств;
• промежуточные нефтеперекачивающие станции (ПНС);
• резервуарные парки, состоящие либо из железобетонных резервуа
ров (РВБ), либо из стальных (РВС); резервуарные парки сооружают
ся на нефтеперекачивающих станциях, на терминалах морского и
речного портов, на нефтеналивных станциях железных дорог;
• устройства электрохимической защиты трубопровода и резер-вуарных парков от коррозии;
• вдольтрассовая ЛЭП; ■
• вдольтрассовая линия технологической связи;
• узлы определения количества нефти, сооружаемые в конце неф
тепровода для коммерческих целей;
• противопожарные сооружения (земляные амбары, земляные
дамбы и др.);
• обслуживающие нефтепровод сооружения;
• постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные
вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним;
• опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубо
провода;
• пункты подогрева нефти и нефтепродуктов;
• указатели и предупредительные знаки.
Состав магистрального нефтепродуктопровода (бензинопровода, керосинопровода, трубопровода для дизтоплива) аналогичен составу нефтепровода. Отличие заключается только в том, что продуктопро-вод имеет большее число отводов к нефтебазам.
К основным характеристикам линейной части магистральных газонефтепроводов относятся следующие группы данных:
• конструктивная схема прокладки трубопроводов;
• координаты, определяющие ориентацию трубопровода в про
дольном отношении на всем протяжении трассы;
• основные пространственные характеристики конструктивных
элементов с указанием допустимых отклонений от номинальных
размеров (внутренний и наружный диаметр трубы, толщины
- стенок, геометрические характеристики формы сварных соединений и т. д.);
Глава 8. Линейные объекты магистрального трубопроводного транспорта 297
• физико-механические характеристики, включая прочностные,
применяемых материалов и аналогичные характеристики метал
ла в зоне сварных соединений;
• данные о дефектности материала труб (дефектность обнару
жена).
Диаметр трубопроводов определяется гидравлическим расчетом в зависимости от территории прохождения трассы. Если заранее известно, что транспортирование продукта в обратном направлении исключено, трубопроводы проектируют из труб с разными толщинами стенок в зависимости от категорий участков трубопровода.
Допустимые радиусы изгиба трубопровода в горизонтальной и вертикальной плоскости определяют расчетом из условия прочности, местной устойчивости стенок труб и устойчивости положения. Минимальный радиус изгиба трубопровода из условия прохождения очистных устройств составляет не менее 5 его диаметров.
На трассе трубопроводов предусматривается установка сигнальных железобетонных или деревянных знаков высотой 1,5—2 м от поверхности земли, которые оснащаются соответствующими щитками с надписями-указателями. Знаки устанавливаются в пределах видимости, но не более чем через 500 м, а также дополнительно на углах поворота.