Сущность интеллектуального потенциала
Категория «интеллектуальный потенциал» является примером многотрактовности, что, с одной стороны, объясняется ее глубокой содержательностью, а с другой - различием подходов, применяемых представителями разных научных школ.
Изучение научных работ по проблемам воспроизводства интеллектуального потенциала позволяет выделить несколько подходов к трактовке понятия «интеллектуальный потенциал», а именно: ресурсный, функциональный и целевой, доминирующим из которых является ресурсный.
Так, В. Левашовой, В. Иванцовым, Б. Данилишиным, А. Гришновой, О. Бутник-Северским и многими другими учеными определение интеллектуального потенциала ограничивается перечнем или сферой применения совокупности ресурсов, с помощью которых могут быть реализованы определенные возможности развития.
Представителями целевого подхода - С Мочерным, И. Моисеенко, В. Гунько, М. Демчишиным, А. Кендюховым, М. Гуревичем, Н. Городянским, В. Мурашко - при определении интеллектуального потенциала делается акцент на возможности его использования для достижения конкретных целей, поставленных перед субъектом предпринимательской деятельности, регионом или страной.
Сущность интеллектуального потенциала, согласно функциональному подходу, представителями которого являются С. Вовканич, К. Матусевич, Е. Панченко, В. Орищенко, М. Нижний, заключается в способности отдельных личностей или общества выполнять определенные действия с целью воспроизведения их интеллектуальных способностей.
Результаты теоретических исследований указывают на то, что различия в трактовке интеллектуального потенциала существенным образом определяются характером объекта исследований. Так, в поле зрения В. Левашова, К. Матусевич, Х. Саримсакова, А. Тодойсичука находится интеллектуальный потенциал общества; А. Мартынова, Е. Брукинга, В. Орищенко - интеллектуальный потенциал социума государства; Б. Данилишина, Д. Муранова, Л. Лемдяевой, В. Гунько - социума региона (города); Ю. Савельева, Н. Ващенко, В. Евенко, Д. Ерохина, Я. Зайцевой - работников субъектов предпринимательской деятельности; Т. Стюарта- интеллектуальный потенциал индивидуумов. Некоторые ученые уделяют внимание вопросам воспроизводства интеллектуального потенциала на различных уровнях, учитывая связи между ними.
Безусловно, интеллектуальный потенциал является категорией, с помощью которой могут быть охарактеризованы все уровни экономической структуры государства. Так, интеллектуальный потенциал индивидуума является совокупностью умственных способностей человека к умственной деятельности по усвоению, осознанию информации, ее систематизации, преобразованию в знание». Интеллектуальный потенциал работников предприятий является результатом их плодотворной работы, а также реализации стратегии развития предприятия, направленной на использование нематериальных активов. В основе интеллектуального потенциала регионального социума лежат результаты интеллектуальной деятельности отдельных лиц, занимающихся экономической деятельностью на территории региона, а также целенаправленных стратегий развития региона. Интеллектуальный потенциал государства строится на совокупном сочетании интеллектуального потенциала обществ каждого из регионов.
Таким образом, отсутствие единства взглядов в определении категории «интеллектуальный потенциал» обусловливает необходимость предоставления унифицированного определения, которое может быть использовано для всех уровней экономической структуры государства.
На основе сочетания определений понятий «потенциал» и «интеллект» можно утверждать, что интеллектуальный потенциал - это имеющиеся и потенциальные возможности развития объекта при условии рационального использования интеллектуальных ресурсов для достижения поставленных целей. При этом под интеллектуальными ресурсами следует понимать нематериальные, но главные активы - это знания, умения, опыт представителей социума, информацию, результаты интеллектуальной деятельности человека, выраженные в патентах, ноу-хау, промышленных образцах и тому подобное.