Таблицы. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблица (номер) - (название таблицы)

 
Головка

   
Заголовки граф

         
Подзаголовки

       
Строки

         
         

Рисунок 1 – Оформление таблицы

Заголовки граф и строк таблицы следует печатать (писать) с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков точки не ставятся.

Таблицы следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. Над перенесенной частью таблицы справа печатают (пишут) слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует помещать слово «Таблица» с указанием её номера.

Таблицы обозначают сквозной нумерацией арабскими цифрами (1, 2, 3 и т. д.) или в пределах раздела (1.1, 1.2, 1.3 и т. д.).

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Пример: Таблица В2 – Экономические показатели…

Примечания приводят в работах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию. Примечания помещают непосредственно после текстового, иллюстрационного или табличного материала, к которому они относятся.

Слово «Примечание» следует печатать (писать) с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Примеры:

Примечание _________________________________________

Примечания

1____________________________________________________

2____________________________________________________

3____________________________________________________

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках или заключать между двумя косыми чертами. Примеры: [13, c. 12-15]; [15, c. 17]; [26]; /24, c.8/.

Определения, обозначения и сокращения. Перечень следует располагать столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся определения, обозначения и сокращения, справа – их детальная расшифровка.

Список использованных источников. Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать (писать) с абзацного отступа. Примеры оформления источников приведены в приложении Л.

Приложения оформляют как продолжение данной работы. Приложения имеют общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Перед приложениями помещается страница, в центре которой прописными буквами указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. В случае полного использования букв русского алфавита, допускается использовать буквы латинского алфавита, а затем арабские цифры.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

2.5. Рецензирование, защита курсовых/дипломных

работ/проектов и критерии их оценки

Окончательный вариант дипломной работы/проекта, который полностью отвечает установленным требованиям по содержанию и оформлению, подписывается на титульном листе студентом и научным руководителем с указанием даты. Подпись научного руководителя свидетельствует о том, что он удовлетворен работой студента и допускает её к защите на государственной аттестационной комиссии (ГАК). После этого научный руководитель составляет письменный отзыв на студента.

Если дипломная работа по содержанию и оформлению не отвечает установленным требованиям, то научный руководитель имеет право не подписывать титульный лист дипломной работы и не давать отзыв. Это может отрицательно повлиять на итоговый результат оценки защиты студента членами ГАК.

Студент передает дипломную работу/ проект и отзыв научного руководителя на рецензирование эксперту в соответствии с приказом о допуске к защите. Рецензентами дипломных работ/проектов могут быть:

- преподаватели профильных специальностей данного учебного заведения, кроме той кафедры, по которой выполнялась данная работа/проект;

- преподаватели профильных специальностей других высших учебных заведений (внешнее рецензирование);

- руководители и высококвалифицированные специалисты организаций, выступивших в качестве объектов наблюдения конкретных дипломных работ/проектов;

- научные сотрудники научно-исследовательских организаций по профилю специальности.

Минимальным требованием к образованию рецензента является наличие высшего образования.

В рецензии обязательно указываются: должность, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии). Если дипломная работа проходит внешнее рецензирование, то подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке [4].

Порядок защиты и оценки курсовых работ/проектов устанавливается методическими рекомендациями (указаниями), программами и другими учебно-методическими документами соответствующей дисциплины.

От умелого представления дипломной работы/проекта во многом зависит получение высокой оценки. Подготовка к предстоящей защите включает:

– разработку текста доклада и тренировку в его озвучивании;

– разработку проекта иллюстрационного материала и его изготовление;

– подготовку компьютерной презентации работы с помощью пакета Microsoft PowerPoint.

При написании доклада необходимо иметь в виду, что для сообщения основных положений работы, обоснования сделанных в ней выводов и предложений студенту предоставляется около 10-12 минут. Это примерно соответствует 4-м страницам печатного текста (кегль шрифта 12, межстрочный интервал – полуторный).

Следует обратить внимание, что при затягивании времени, отведенного на доклад, или расплывчатости его построения председатель и члены государственной аттестационной комиссии имеют право прервать выступление и попросить студента докладывать по существу или перейти к конкретным рекомендациям. Как показывает практика, при таком повороте событий некоторые студенты теряются, не могут быстро перестроиться, в результате чего доклад производит неблагоприятное впечатление, что может отрицательно сказаться на результатах защиты в целом. Поэтому в тексте доклада не следует затрачивать время на пересказ (повтор) общетеоретических положений работы.

Доклад необходимо начинать с обращения к членам ГАК: «Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!».

Содержание доклада должно условно включать в себя в рамках темы выпускной работы три логических блока.

Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение дипломной работы. Здесь необходимо отразить актуальность, цель, объект и предмет исследования. Теоретические аспекты изучаемой проблемы следует изложить одним абзацем, резюмируя основные моменты. Если в теоретической главе дипломной работы имеются теоретические положения, которые сформулированы и содержательно обоснованы самим автором, то их сущность следует указать в докладе особо. Закончить эту часть целесообразно указанием объекта наблюдения. Это позволит сделать логический переход ко второй части доклада. Рекомендуемая продолжительность первой части доклада составляет 2-3 минуты.

Во второй части доклада излагаются результаты проведенного анализа, и раскрывается сущность проектных предложений. По объему, это самая большая часть доклада, ее рекомендуемая продолжительность – 5-6 минут. Вторая часть доклада опирается на содержание аналитической и проектной глав дипломной работы. После изложения основных результатов проведенного анализа необходимо отметить выявленные недостатки. Это позволит перейти к обоснованию проектных предложений [6].

Информацию, непосредственно отражающую существенные результаты работы, следует представить в виде таблиц и рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.) и оформить приложением к докладу в качестве дополнительных наглядных материалов. Такое приложение носит название иллюстрационного материала.

В тексте доклада обязательно должны быть ссылки на информацию, представленную в иллюстрационном материале. Это можно сформулировать следующим образом: «данные таблицы 1 иллюстрационного материала наглядно показывают, что…», «…это отражено на рисунке 1 иллюстрационного материала», «схема структуры управления представлена на рисунке 3 иллюстрационного материала» и т.п.

Заканчивается доклад третьей заключительной частью, отражающей ожидаемые результаты от внедрения проектных предложений. Продолжительность этой части доклада не должна превышать 1 минуты [6].

Рекомендации не должны содержать абстрактный или декларативный характер ("повысить", "снизить", "улучшить", "усовершенствовать", "ускорить" и т. п.). Они должны иметь конкретную направленность с указанием конструктивных мер.

Рекомендуется тщательно отработать способы связи разных частей доклада, чтобы при переходе от слайда к слайду презентации, от таблицы к таблице иллюстративного материала, от описания методик к результатам исследования студент не терялся и не произносил что-то типа "ну... вот..." или "э-э-э-э", или вовсе замолкал.

В тексте желательно использовать понятные аудитории и комиссии слова, не бравировать новыми терминами и понятиями, постараться найти аналогии и иллюстрации к собственным определениям.

В докладе должны быть предусмотрены логические паузы, чтобы члены комиссии могли следовать за мыслями защищающегося. В нем уместны также на наиболее значимых моментах и ударения, которые необходимо определить и прорепетировать.

Иллюстрационный материал составляется на основе содержания выпускной работы. В него включают таблицы, схемы, диаграммы, графики, фотографии и т. д. Данный материал подбирается в соответствии с содержанием доклада. Следует использовать только те графики, диаграммы, схемы и другие материалы, которые приведены в дипломной работе/проекте.

Не рекомендуется в качестве иллюстраций использовать большие, перегруженные цифрами таблицы, содержащие исходные данные, сплошной текст.

При проверке содержания и оформления иллюстрационного материала следует особое внимание обратить на следующие моменты:

- название таблиц и рисунков;

- наименование и перечень показателей, а также их величины;

- наличие в таблицах единиц измерения;

- указание периодов или моментов времени, к которым относится предоставляемая информация;

- логичность и взаимоувязка представленных показателей и т.п.

Небрежное оформление иллюстрационного материала может существенно снизить качество восприятия всей дипломной работы и тем самым отрицательно повлиять на результат ее защиты.

Отдельный экземпляр иллюстрационного материала должен быть предоставлен каждому члену ГАК, а также быть у докладчика. В зависимости от темы ВКР на защите дополнительно к иллюстрационному материалу могут быть представлены образцы продукции, рекламные буклеты, символика, фирменные константы (флажки, ручки, календари) и т.д. [6].

При подготовке к защите следует также учитывать возможный выбор одежды. Элегантность, опрятность в костюме (без подчеркнутой экстравагантности) оказывают содействие благосклонному отношению к студенту у членов государственной аттестационной комиссии, а также у всех присутствующих на защите. Важно "отработать" позы во время выступления, а также технологию жестов, мимики, манер и др.

Новой технологией, которая получает все более широкое распространение при защите работ, является компьютерная презентация. Желательно сопровождать выступление презентацией с использованием не более 15-20 слайдов.

Основными принципами при составлении подобной презен­тации являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

Подготовку компьютерной презентации необходимо начать с заголовочного слайда и завершить итоговым кадром. В нем можно выразить слова благодарности научному руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации. Важное требование – каждый слайд должен иметь заголовок, а количество слов в слайде не должно превышать 40.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Для оформления компьютерной презентации необходимо использовать дизайн шаблонов. При этом важно не увлекаться яркими шаблонами. Желательно, чтобы информация на слайде была контрастна фону, который не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет недостаточной. С этой целью необходимо подобрать два-три различных фоновых оформления, для того чтобы иметь возможность варьировать фоновым полем при плохой проекции. Не рекомендуется злоупотреблять эффектами анимации.

Оформление слайдов

Стиль 1. Соблюдайте единый стиль оформления 2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации 3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета 1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста 2. Для фона и текста используйте контрастные цвета 3. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты 1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде 2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации 1. Используйте короткие слова и предложения 2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных 3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице 1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации 2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана 3. Если на слайде располагается рисунок, надпись должна располагаться под ней
Шрифты 1. Для заголовков – не менее 24 2. Для информации не менее 18 3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния 4. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации 5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание 6. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)
Способы выделения информации 1. Рамки, границы, заливка 2. Штриховка, стрелки 3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений 2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Виды слайдов 1. С текстом 2. С таблицами 3. С рисунками

Перед допуском к защите заведующий выпускающей кафедрой имеет право назначить предварительное слушание результатов проведенных исследований. Такая процедура называется предварительной защитой (предзащитой).

Окончательное решение о допуске студента к защите дипломной работы/проекта принимает заведующий выпускающей кафедрой. Он ставит свою подпись на титульном листе рекомендуемых к защите дипломных работ/проектов, принимая на себя часть ответственности за их качество.

Заведующий выпускающей кафедрой имеет право не подписывать дипломную работу, в которой студентом не устранены отмеченные недостатки.

Отсутствие подписи заведующего выпускающей кафедрой на титульном листе свидетельствует о том, что кафедра не берет на себя ответственность за качество данной дипломной работы. Это является крайне отрицательным фактором, влияющим на итоговый результат, если студент посчитает для себя возможным выйти на защиту на ГАК вопреки мнению выпускающей кафедры[4].

Окончательный вариант дипломной работы/проекта, отзыв научного руководителя и рецензия передается секретарю ГАК в соответствии с установленным порядком.

Защита дипломных работ/проектов проводится на открытых заседаниях ГАК, т.е. могут присутствовать студенты, преподаватели, руководители и специалисты предприятий и другие заинтересованные лица. Процедура защиты дипломных работ проводится в следующей последовательности.

1. Секретарь приглашает студентов для защиты дипломных работ в соответствии с заранее установленной очередностью (графиком).

2. Студент, приглашенный для защиты дипломной работы, занимает место за трибуной, а любой его помощник раздает членам ГАК иллюстрационный материал.

3. Председатель ГАК представляет комиссии дипломную работу, называя фамилию, имя, отчество студента, тему дипломной работы, фамилию, имя, отчество научного руководителя и др.

4. Студент зачитывает свой доклад, заканчивая его словами «Доклад окончен. Спасибо за внимание!» или другой завершающей фразой.

5. Председатель, члены ГАК, присутствующие на защите специалисты задают студенту вопросы по теме проведенного исследования.

6. Председатель или любой член ГАК зачитывает отзывы научного руководителя и рецензента, особо отмечая все замечания и пожелания, которые в них отражены.

7. Студент выражает свое отношение и дает краткие пояснения по поводу указанных замечаний и пожеланий.

8. По окончании каждого заседания ГАК обсуждает результаты защиты и выносит решение о присвоении искомой квалификации с выдачей диплома или диплома с отличием, о рекомендации по внедрению отдельных предложений в производство, о рекомендации отдельных выпускников к поступлению в аспирантуру.

9. Секретарь приглашает студентов, а председатель ГАК оглашает результаты защиты дипломных работ [4].

Члены ГАК по пятибалльной шкале определяют оценки по следующим критериям:

– качество доклада, при этом оценивается соответствие темы содержанию работы, а также ее актуальность, новизна, прикладное значение, структура доклада, аргументированность выводов, обоснование предложений;

– содержание и оформление иллюстрационного материала, при этом оценивается наличие и мастерство использования наглядных материалов, техническое оформление;

– оформление работы;

– ответы на вопросы, при этом оценивается правильность, четкость, аргументированность и краткость ответов;

– оценка рецензента.

Итоговая оценка складывается как средняя арифметическая из оценок по каждому критерию [3].

В соответствии с Порядком подготовки и защиты выпускной квалификационной работы в ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет» [3] оценка«отлично»выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены глубокий анализ и критический разбор практической деятельности, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. ВКР имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При ее защите студент-выпускник показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, во время доклада использует раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо»выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При ее защите студент-выпускник показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «удовлетворительно»выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах рецензентов имеются существенные замечания по содержанию работы и методике проведения исследования. При ее защите студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, во время доклада использует раздаточный материал, не всегда дает аргументированные ответы на заданные вопросы.

Оценка«неудовлетворительно»выставляется за работу, которая не имеет анализа практической деятельности, в ней нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются серьезные критические замечания. При защите студент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответах допускает существенные ошибки. К защите не подготовлен раздаточный материал.

Результаты защиты объявляются в тот же день в присутствии студентов.

Студент, получивший в ходе защиты работы/проекта на заседании ГАК неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета и ему выдается академическая справка установленного образца. Он имеют право на повторную защиту через год после доработки работы/проекта и устранения отмеченных недостатков.

В случае неявки на защиту выпускник считается не вышедшим на защиту. Лицам, не проходившим защиты ВКР на заседании ГАК по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, подтвержденных документально), предоставляется возможность пройти защиту в период следующего заседания ГАК по специальности (направлению) [3].

Рекомендуемые темы и примерное содержание курсовых

и дипломных работ/проектов студентов образовательных

Наши рекомендации