Влияние кибернетики и математики на развитие теории управления
Количественная школа. - IV период — информационный период (1960 г. по настоящее время) внесла значительный вклад в развитие теории управления и теории организации. Школа количественного подхода положила начало широко внедряемому в современном менеджменте:
применению методов количественных исследований и моделирования;
использованию количественных измерений при принятии решений;
использованию информационных систем управления и вычислительной техники.
Современный мир вступил в эпоху формирования информационного пространства, которое базируется на развитии сетевых систем телекоммуникации и использовании компьютерных технологий сбора, обработки и хранения информации. Отличительной особенностью нового информационного пространства является неограниченная возможность доступа к нему широкого круга пользователей. Можно говорить о создании новой информационной среды жизнедеятельности человека.
Создание индустрии информатики и превращение информации в товар привели к глубинным социальным преобразованиям во всех сферах жизни общества и в первую очередь в деятельности организаций. В отличие от других объектов материального мира, информация обладает не только количественными характеристиками, но и смысловым содержанием, причем для обеспечения деятельности организаций последнее качество является наиболее важным.
На начальном этапе ценность информации определялась возможностью ее использования для решения задач управления организацией. «Ценность — это мера приращения вероятности достижения цели в результате использования информации». Впоследствии выяснилось, что указанный чисто математический подход не дает возможности полностью раскрыть значение информации в работе организаций как сложных объектов, обязательно включающих в себя социальную составляющую. В последние годы заметные достижения в области осмысления роли информации в деятельности организаций связаны с развитием информатики — науки, изучающей процессы передачи, обработки и хранения информации. В результате проведенных исследований было установлено, что в практических задачах управления информация выступает как объективная категория, исполняющая роль регулятора деятельности организации, который отражает требования окружающей среды. Точно так же система внутриорганизационных информационных связей обеспечивает учет воздействия свойств внутренней среды на работу организации.
Указанные свойства объективно определяют ведущую роль информации в развитии любой организации. Чем сложнее по своей структуре организация, тем большие объемы внутренней и внешней информации используются для обеспечения ее жизнедеятельности. Поэтому уровень информатизации организации является ведущим показателем обобщенного понятия качества организации и определяет ее способность к выживанию в условиях конкуренции.
Революционные процессы, происходящие в последние десятилетия в области информатизации всех сторон жизнедеятельности общества, стали мощным катализатором становления и стремительного развития процессов глобализации рынка.
Во множестве функций, которые выполняет информация в процессе жизнедеятельности организации, следует подчеркнуть два основных фактора.
Первый из них обусловлен тем, что информация, используемая в производственном процессе, носит производительный характер и, следовательно, играет роль ресурса, необходимого для выпуска конечного продукта. Особенно наглядно это свойство проявляется в деятельности фирм, для которых информация является предметом и продуктом труда. К ним следует отнести государственные и частные организации, занимающиеся координацией и управлением деятельностью других организаций, в том числе и маркетинговые агентства. Предметом деятельности последних является информация о состоянии рынка и действиях его субъектов, а результатом труда является информация, используемая в системах управления организаций. Вторая особенность воздействия информатизации на жизнедеятельность организаций заключается в том, что развитие подхода к информации как к самостоятельному объекту привело к созданию нового научного направления — информационной экономики. Развитие и успешное внедрение в практическую деятельность научных разработок в этой области, которое началось с 90-х годов XX века, было обусловлено следующими причинами:
возрастающим влиянием научно-технического прогресса на деятельность организаций;
определяющим влиянием уровня информационного обеспечения,
революционным характером темпов развития информатизации;
переходом к межгосударственным формам экономической деятельности.
Классический подход к оценке целесообразности использования информационных ресурсов с помощью получаемого экономического эффекта оказался малопродуктивным. Это связано с тем, что многие достижения составляют коммерческую тайну. Для получения содержательных оценок в этой области следует развивать государственные системы статистического анализа деятельности организаций. Параллельно необходима государственная поддержка независимых маркетинговых агентств, занимающихся сравнительной оценкой деятельности различных организаций.
Специфика информации как продукта заключается в том, что при одинаковом содержании она может иметь различные формы материального воплощения, что значительно расширяет возможности ее использования. Она может быть представлена в виде документов, печатных изданий, передана в словесной форме, размещена на магнитных носителях. Современные средства телекоммуникаций значительно расширили возможности передачи и хранения информации. Она может отображаться в виде информационных файлов, передаваться с использованием аудио и видео средств. Классификация информации по функциональному назначению представляет значительную сложность из-за многообразия направлений ее использования. Традиционные и наиболее давно используемые виды информации — данные статистической отчетности. Наиболее современные — базы знаний.
В отличие от материальных продуктов, информация не разрушается в процессе использования и, следовательно, может использоваться многократно. Однако имеется существенное ограничение: информация быстро устаревает и теряет оперативность.
Ценность информации заметно повышается, если она носит адресный характер, т.е. ориентирована на определенный круг пользователей. Характеризуя специфику информации как продукта, следует отметить такое ее свойство, как уникальность. Действительно, нет смысла тратить время и средства на производство еще одного уже имеющегося информационного продукта, достаточно лишь обеспечить к нему доступ заинтересованных лиц, используя, например, процедуру тиражирования или поместив его в общедоступную базу данных.
Окончательная полезность информации может быть определена только после ее использования в процессах управления или производства. Следует учитывать тот факт, что в ходе использования информация может изменяться, что приведет к соответствующему изменению качества информационного продукта с точки зрения деятельности данной организации. Из сказанного, в частности, следует, что оценка качества (полезности) информационного продукта всегда носит субъективный характер, связанный с деятельностью конкретной организации.
Если речь идет об оценке стоимости информационного продукта, целесообразно использовать количественные оценки. Однако следует иметь в виду, что коммерческой оценке поддается лишь небольшая часть информации, циркулирующей внутри организации и во внешней среде. Это чаще всего информация, отражающая состояние рынка, спрос и предложение, цены, действия конкурентов. Эта информация хранится в базах данных, там же пользователь может найти прогнозы развития цен и спроса, анализ экономических тенденций. Составление таких прогнозов требует высокой квалификации и использования значительных вычислительных ресурсов, поэтому организации готовы оплачивать доступ к базам данных, содержащих нужную информацию.
К информационным продуктам следует также отнести различные виды программных пакетов. Некоторые из них реализуют новейшие методики управления и оценки эффективности управленческих решений. Стоимость программных пакетов определяется их сложностью, объемом, затратами на разработку и востребованностью на рынке информационных услуг. При оценке стоимости информационных продуктов значительную роль играет фактор новизны не только самого продукта, но и идей, заложенных в его реализацию.
Переход общества к информационной экономике, главной движущей силой которой является появление нового вида организующего и производительного ресурса — информации, порождает ряд новых проблем в теории развития организаций. Они связаны с тем, что информатизация меняет не только характер функционирования систем управления, но и методологию их действия, что, в свою очередь требует структурной перестройки систем управления. Изменение форм и методов управления также требует проведения соответствующей реорганизации производственных циклов с целью обеспечения большей мобильности исполнительных звеньев.