Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов
Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений T.
Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет Т.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов T или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Украине.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 1), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔY = ΔG x mg, где mg — мультипликатор государственных расходов.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ΔG и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину bxΔG. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2xΔG и т.д. Совокупный эффект равен:
первоначальное изменение расходов = ΔG;
первое изменение потребления = bxΔG;
второе изменение потребления = b2хΔС\
ΔY= ΔG(1 +b +b2+…)
Мультипликатор государственных расходов
Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.
Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
Y= С + I + G— основное макроэкономическое тождество;
C= а + bY— потребительская функция.
Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
Y = a+bY+I+G => Y-bY = a+I+G => Y(1-b) = a+I+G.
, где
(a+I+G) — автономные расходы, независящие от величины дохода Y,
— мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу.
Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (MPC).
С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:
, где
— мультипликатор расходов в закрытой экономике;
t — предельная налоговая ставка.
Предельная налоговая ставка — соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:
, где
t — предельная ставка налогообложения;
ΔT— прирост суммы вносимого налога;
ΔY— прирост дохода.
Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.
Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.
В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
, где
Y= С + I + G— основное макроэкономическое тождество;
C= а + bY— потребительская функция.
Xn=g-m'Y,— функция чистого экспорта.
, где
мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;
m' — предельная склонность к импортированию.