Цель, задачи и требования к курсовой работе

Курсовая работа является одной из важнейших форм учеб­ного процесса, она направлена преимущественно на пра­ктическую подготовку и выполняется в соответствии с учеб­ными планами. Она способствует углублению и закреплению знаний по общей теории права, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, естественно, должен быть изучен шире и обстоятельнее, чем он освещён в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту рекомендуется тщательный подбор и скрупулёзное всей имеющейся литературы по теме работы, особенно новейших публикаций.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания; б) овладеть на-выками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать сужде-ния и выводы, логически после­довательно и доказательно их излагать; г) выра-ботать умение публичной защиты; д) подготовиться к более сложной задаче -выполнению дипломной работы.

Тематика курсовых работ должна отвечать учебным зада­чам теоретичес-кого курса, быть увязана с практическими за­дачами современного общества и науки, быть реальной.

Темы курсовых работ и графики их выполнения раз­рабатывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые ра­боты.

Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению.

Структура курсовой работы должна способствовать рас­крытию избранной темы и быть аналогична структуре диплом­ной работы: иметь титульный лист, реферат, содержание, вве­дение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Требования к реферату и содержанию (плану) курсовых работ аналогичны правилам оформления реферата и со­держания дипломных работ.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, конкретные ее задачи и методы исследования.

При определении целей и задач исследований необходимо правильно их формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать "сделать". Правиль-но будет использовать глаголы "раскрыть", "определить", "установить", "показать", "выя­вить" и т. д.

Основная часть работы включает две - четыре главы, кото­рые разбивают на разделы и подразделы. Каждая глава посвящается решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается констатацией итогов.

Необходимо избегать логических ошибок, как например, одинаковое название курсовой работы и одной из ее глав.

Курсовая работа носит учебно-исследовательский харак­тер, и в то же время она должна опираться на новейшие дос­тижения науки в своей сфере.

Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т. п.).

Следует правильно понимать сущность метода теоре­тического анализа и не сводить всю курсовую работу к перепи­сыванию целых страниц из двух –трех-четырех источников. Чтобы ра­бота не граничила с плагиатом, серьезные теоретические поло­жения необходимо давать со ссылкой на источник. Причем это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание кур­совой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.

Выполняя работу, не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Напри­мер, давая определение, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение (понятие) этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказа­тельные выводы в рассуждениях ученых.

В работах, носящих в основном теоретический характер, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описы­вая опыт наблюдаемых событий (явлений), автор обязательно высказывает свое мнение и отношение к затрагиваемым сторо­нам проблемы.

Оформление заключения, списка использованных источ­ников и приложения осуществляется как и для дипломной ра­боты в соответствии с требованиями ГОСТа.

Объем курсовой работы - до 25-30 страниц печатного текста, выполнен-ного че­рез 1,2 межстрочных интервала. Работу сшивают в папку-скоросшива-тель или переплетают.

Написание курсовой работы осуществляется под ру­ководством преподавателя - руководителя работы. Руко­водство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций.

Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, опреде­ляет структуру работы, сроки выполнения ее этапов, необхо­димую литературу и другие материалы, а также устраняет не­достатки в работе, на которые указывает руководитель.

Студенты заочного отделения выполняют работу на мате­риалах предприятий (организаций, учреждений), где они рабо­тают или проходят практику. Студенты дневного обучения мо­гут использовать материалы, собранные в период практики.

Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней руководителем работы, который дает письмен­ное заключение по работе - рецензию.

При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономико -правовой). Одно­временно рецензент отмечает положительные стороны и недо­статки работы, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли рабо­та быть допущена к защите.

Работа вместе с рецензией выдается студенту для оз­накомления и возможного исправления. Если же курсовая ра­бота по заключению рецензента является неудовлетвори­тельной и подлежит переработке, то после исправления она отправляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.

Защита работы производится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух-трех человек, один из которых - руководитель курсовой работы. Состав комиссии утверждает­ся кафедрой.

Курсовая работа должна быть защищена до начала экза­менационной сессии.

На защите студент обязан кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

Работа, выполненная студентом в научном кружке (обще­стве) и доложенная на его заседании, засчитывается как курсо­вая.

Основные рекомендации

Написание курсовой - работа качественно иного уровня, чем сочинение реферата, доклада или выполнение контрольной. Если положительная оценка за реферат или контрольную все­го лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за кур­совую вносится в зачетную книжку наравне с экзаменацион­ными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена. Ее написание предусмотрено учебным стандартом только по специальным предметам. В течение учебного года пишется всего одна курсовая работа. На выпускном курсе вместо курсовой пишется дипломная работа.

Курсовая работа - это настоящее студенческое научное ис­следование. Поскольку пишется она по специальному предме­ту или по выбранной студентом специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько последний овладел навыка­ми самостоятельной научной деятельности. Именно поэтому свободу студента в разработке темы курсовой никак не огра­ничивают.

Пользуясь советами научного руководителя и подобранной литературой, студент в течение нескольких недель проходит подготовительный этап работы и пишет текст, который затем сдает своему руководителю для прочтения и оценки. На первом - четвёртом курсах в зачетную книжку вносится оценка за курсо­вую, выставленная руководителем лично. Поскольку курсовая работа - это уже самостоятельное на­учное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Общие советы отно­сительно выбора темы письменной работы мы уже приводи­ли выше. Отметим только, что во введении к курсовой работе, актуальность выбранной темы должна быть убедительно обоснована.

Существуют некоторые различия в требованиях, предъяв­ляемых к курсовым работам разных типов. Так, если вы пише­те работу теоретического характера, не имеющую выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубеж­ной научной литературы по теме исследования, проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методо­логий и методик изучения темы.

Работа практического характера, как правило, делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.

Невзирая на все типологические различия, любая курсо­вая работа должна строиться согласно существующим кано­нам и иметь развернутый план-оглавление, введение, основную часть, состоящую обычно из двух-трех глав, и заключение. Примерный объем работы в целом должен составлять ориен­тировочно 25 - 30 печатных страниц. Из этого объема около 5 % обычно занимает введение, от 5 до 10 % - заключение.

Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным, тем не менее здесь ваша основная задача состоит в том, чтобы сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узконаучном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему. Вы можете там, где это уместно, подтвердить актуальность своего выбора и аргумен­тами социального плана, обосновать ее с точки зрения накопив­шихся социальных проблем и т. п.

Далее следует остановиться на описании степени раз­работанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индиви­дуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразработан­ного в ней, так, чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь.

Затем нужно переходить к довольно трудному этапу - фор­мулировке цели и задач своей работы. Эта формулировка дол­жна быть, по возможности, четкой и краткой. Ее назначение - определить стратегию и тактику написания работы. Безуслов­ным требованием к тексту курсовой является соответствие сформули-рованной цели и поставленных задач.

Наконец необходимо коснуться методологии и методов исследования. Достаточно будет просто их назвать.

Основная часть курсовой работы посвящена решению по­ставленных во введении задач. Обычно в основной части вы­деляется две- три главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения. О структуре основ­ной части мы уже говорили выше.

Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги исследо-вания. Хорошо, если в конце заключения вы ос­тановитесь на дальнейших перспективах исследования данной темы. Это может послужить заделом для написания следующих курсовых и дипломной работы.

Вслед за заключением идет список использованной ли­тературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями, о которых мы поговорим поз­же. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах, и их следует пронумеровать.

Необходимо помнить, что в отличие от рефератов, док­ладов и контрольных к курсовой работе предъявляется требо­вание хотя бы относительной самостоятельности. Имеется в виду не самостоятельность изложения, которая желательна во всех перечисленных случаях, а самостоятельность научной мысли - насколько это допускает уровень профессионализма студента.

Конечно, от студенческой работы никто не требует уров­ня диссертации, которая предполагает наличие в тексте дей­ствительных элементов новизны, нетривиальных тезисов и т. п. Однако студент в своей курсовой работе должен продемонст­рировать, насколько он овладел начальными навыками научного мышления. Для этого вполне достаточно просто квали­фицированно и грамотно поставить проблему. Постановка проблемы - это уже первый шаг в науку.

Кроме того, курсовая работа пишется не один раз за пери­од обучения. Со второго по четвертый курс включительно вы будете ежегодно писать и сдавать своему руководителю такие работы, и, естественно, требования к ним будут возрастать. Работа четверокурсника - это без пяти минут диплом, в то вре­мя как на первом курсе вашу работу примут снисходительно, рассматривая ее как пробу пера.

Поэтому самое разумное - с самого начала взяться за одну тему и, последовательно углубляя проблематику, развивать ее на протяжении всех лет учебы, с тем чтобы в итоге написать по ней и дипломную работу. Более того, если позволят объем и качество накопленного материала и если у вас возникнет та­кое желание, вы можете впоследствии продолжить разработку этой темы в диссертации.

Готовая курсовая работа сдается на кафедру. Согласно существующим правилам научный руководитель должен обо­сновать выставленную им оценку в письменной рецензии. Если курсовая проходит процедуру защиты на кафедре, то резуль­таты обсуждения и выставленная оценка заносятся в протокол заседания кафедры.

Критериями оценки курсовой работы являются акту­альность выбранной темы, глубина освоения материала, каче­ство подбора и использования источников, степень самостоя­тельности выводов, общая культура изложения.

И, наконец, для сведения студентов-первокурсников, несколько слов оцели, задачах и требованиях к дипломной работе

Дипломная работа является квалификационной работой выпускника. Содержание дипломной работы показывает уро­вень общетеоретической и профессиональной подготовки сту­дента. По уровню ее выполнения и результатам защиты Госу­дарственная экзаменационная комиссия определяет возмож­ность присвоения выпускнику соответствующей квалификации и выдачи диплома (с отличием, без отличия, бакалавра).

Являясь заключительный этапом обучения студентов в выс­шем учебном заведении, выполняемая дипломная работа имеет следующие цели:

- систематизацию, закрепление и углубление теоретичес­ких и практичес-ких знаний по избранной специальности, при­менение их для решения конкретных задач;

- развитие навыков ведения экономического анализа или исследователь-ской работы и овладение методикой научного исследования и эксперимента;

- развитие навыков обобщения и анализа результатов, по­лученных другими исследователями или разработчиками;

- оценку степени подготовленности выпускника к самосто­ятельной работе в современных условиях по профилю специ­альности.

По содержанию дипломной работы и в процессе ее защиты устанавлива-ются:

- уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по соответствующей специальности;

- умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;

- способность самостоятельно проводить научные исследо­вания, система-тизировать и обобщать фактический материал;

- умение самостоятельно обосновывать выводы и прак­тические рекомен-дации по результатам дипломного исследо­вания.

Дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:

- рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе (новую постановку известной про­блемы);

- содержать элементы научного исследования и выпол­няться на актуальную тему;

- иметь четкое построение и логическую последова­тельность в изложении материала;

- выполняться с использованием расчетов экономико-матемгггических методов и моделей, а также специализированных пакетов программ для ЭВМ;

- содержать убедительную аргументацию, для чего в тек­сте работы необходимо широко использовать иллюстративный материал;

- завершаться обоснованными рекомендациями и доказа­тельными выводами.

Дипломная работа должна включать:

а) титульный лист; б) задание к дипломной работе; в) ре­ферат; г) содер-жание; д) введение; е) основную часть; ж) заклю­чение (выводы); з) список использованных источников; и) при­ложения.

Следовательно, Ваша первая курсовая работа – первый шаг к выпускной дипломной работе. И Ваш первый опыт (вопреки расхожему мнению:первый блин – комом) должен , - и ОБЯЗАН!- быть успешным! По глубочайшему убеждению автора данного пособия, уяснение и скрупулезное следование выше и ниже изложенным методическим рекомендациям и указаниям – залог успеха!

Написание курсовой работы по указанной дисциплине (Общая теория права) пре­дусмотрено государственным образовательным стандартом выс­шего профессионального образования по специальности «Правоведение» и является одной из важных форм самостоятельной работы студента факультета Экономики и права. Оно спо­собствует углублению и закреплению знаний по общей теории права, подготовке к будущей практической деятельнос­ти. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, естественно, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он освеща­ется в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту настоя­тельно рекомендуется тщательное изучение литературы, указанной в новой Типовой учебной программе для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 сентября 2008 г. (регистрационный № ТД –Е 067/ тип.), планах семинарских занятий, а так­же иной, соответствующей содержанию избранной тематики (см.: список литературы для углубленного изучения курса и пе­речень классических источников).

Курсовая работа по общей теории права, выполненная на первом курсе, может стать основой для последующих исследований студентов, в том чис­ле и для написания дипломной работы.

Курсовая работа — это своего рода обязательное условие допуска студента к итого­вому экзамену по общей теории права. Работа над подготовкой курсовой должна носить творческий характер. Она способствует приобретению студентом навыков само­стоятельной работы с литературными и нормативно-правовыми источниками, а также необходимому для профессии юриста любого профиля работы качеству — умению изло­жения аргументированной и логически завершенной позиции по конкретному вопросу. Выполнение письменной работы — это шаг к овладению письменной речи одному из не­пременных требований, предъявляемых к юристу-профессионалу.

Основные цели курсовой работы:

— развить способность студента к углубленному анализу научной литературы, законодательства и материалов юри­дической практики;

— выработать умение отбирать необходимую норматив­но-правовую базу по различным аспектам исследования про­блемы, систематизировать и обобщать научный и практичес­кий материал, критически его оценивать, обосновывать соб­ственные выводы и позиции;

— формировать и укреплять навыки усвоения общетеоре­тических государственно-правовых понятий, аргументиро­ванного, логичного, грамотного изложения положений теории права и государства;

— развивать у студентов умение применять теоретичес­кие положения для анализа юридической действительности, осмысления природы и специфики юридической практики, пользоваться теми или иными методами исследования;

— вызвать интерес студентов к данным юридической ста­тистики, оформляемым в работе (при необходимости) в диаг­раммы, графики или таблицы.

Курсовая работа призвана прививать студентам навыки самостоятельной исследовательской работы. «Sapere aude!— имей мужество пользоваться собственным умом!», — призы­вал И. Кант более 200 лет назад. Это творческая деятельность студента, непременно завершающаяся подведением итогов в форме защиты, в процессе которой обучаемый, кроме всего прочего, овладевает азами необходимого для будущего юриста ораторского искусства, способами аргументации, доказатель­ства научных положений и собственных взглядов и убеждений. Следует помнить, что преподаватели, как правило, не допускают к защите и возвращают студентам для последующей переделки работы, полностью или в значительной части выполненные несамостоятельно, т. е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, сви­детельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также курсовые сочинения снизким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления. Студент должен научиться анализировать дополнительную литературу по избранной теме: статьи в специальных журналах, монографии, сборники материалов, хрестоматии, практикумы, нормативно-правовые акты и т. п.

Курсовая работа студента должна основываться на знаниях, полученных им во время учебы в университете. Она является заключительным этапом самостоятельной научной работы студента и должна показывать уровень его подготовленности по юридическим дисциплинам, связанным с проблемой исследования, умение студента самостоятельно углублять знания по избранной теме.

Основные требования к курсовой работе

Курсовая работа должна:

1) быть написана на актуальную и практически значимую тему;

2) демонстрировать умение студента собирать, анализировать и обобщать материал по избранной проблеме;

3) иметь достаточный научный уровень и включать важнейшие теоретические и практические аспекты юридических дисциплин, представлять весь спектр взглядов по разрабатываемой теме;

4) основываться на действующих нормативных и правовых документах, критически проанализированной научной литературе, материалах судебной практики;

5) показывать способность автора самостоятельно и творчески анализировать законодательный материал, умение делать правильные теоретические выводы, вносить практические предложения;

6) отражать и аргументировать позицию, которой придерживается студент по данной проблеме;

7) иметь четкую структуру и быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом:

— написана от руки или напечатана последовательно, гра­мотно, разборчиво;

— иметь нумерацию страниц и поля для возможных замеча­ний рецензента;

— основные вопросы плана следует указать в начале работы и выделить их в тексте;

— при цитировании надо давать точные ссылки на источни­ки с указанием автора, названия работы, места (город, изда­тельство) и года издания, страницы. Цитаты в тексте работы следует брать в кавычки. Цитировать необходимо точно по тек­сту источников. Цитаты не должны превышать 25% общего объема работы;

— в конце работы следует привести списокфактически ис­пользованной литературы и источников. Библиография оформ­ляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое опи­сание документа. Общие требования и правила составления» (М.: Госкомитет СССР по стандартам. 1984). Общая схема офор­мления библиографии: Ф.И.О. автора (авторов); основное загла­вие: сведения, относящиеся к заглавию (если таковые имеют­ся); сведения об издании: место издания (город, издательство), год издания, объем. (Более подробно – смотри Приложение 2).

— объем курсовой работы, по общему правилу, не должен превышать 35 страниц формата А-4. Возможно незначи­тельное увеличение объема — на 5-6 страниц, если это пред­полагается особенностями темы и характерам изложения материала;

— на титульном листе, по общему правилу, должны быть указаны следующие данные: министерство (ведомство), к кото­рому относится данное учебное заведение, полное название последнего, название соответствующей кафедры и предмета, по которому выполнено курсовое сочинение (в данном случае — курсовая работа по общей теории права), тема, фами­лия, имя, отчество (инициалы) студента, выполнившего рабо­ту, группа (курс, факультет), а также фамилия, имя, отчество (инициалы) научного руководителя, его ученая степень и зва­ние, если таковые имеются, и должность, город и год выполне­ния работы. (См.: Приложение 1).

Подбор нормативного и практического материала, оконча­тельное составление плана работы должны осуществляться сту­дентом самостоятельно, так как являются составной частью курсового исследования. Все планы и методические рекомен­дации, содержащиеся в ранее подготовленном практикуме по написанию курсовых работ по общей теории права, имеющемся на кафедре правоведения, являются примерными и могут быть взяты за основу как студентом, так и его руководи­телем. Научный руководитель обязан осуществлять системати­ческий текущий контроль за ходом исследовательской деятель­ности студента, вовремя давать необходимые консультации и разъяснения по содержанию и оформлению работы. На началь­ной стадии подготовки курсового исследования руководитель поясняет особенности структуры работы, необходимость обо­значения во введении актуальности выбранной темы, цели и задач предполагаемого исследования, изученности этой про­блемы учеными-правоведами и юристами-практиками, ее ме­тодологической, теоретической и информационной базы. Кро­ме этого следует обратить внимание на название глав (парагра­фов), которые должны быть четко и ясно сформулированы и, естественно, соответствовать конкретному аспекту той темы, которой работа посвящена. Как правило, высокой оценки за­служивает работа, в которой представлена и доказана практи­ческая значимость и новизна проблемы. Однако в любом случае студент должен подвести итоги своего исследования, обозна­чить степень решенности поставленных задач и самостоятельно изложить основ­ные выводы по результатам проделанной работы.

Процесс написания работы начинается с выбора темы, изучения учебной и научной литературы, а так же и правовых источников по теме работы.

Студент может выбрать тему работы из списка, предложенного кафедрой, и затем вписать свою фамилию в соответствующую графу напротив выбранной темы. Если студент хочет предложить свою тему, то он должен обратиться с этим предложением к предполагаемому руководителю, который в случае положительного решения вопроса, вносит предложенную студентом тему в тематику курсовых работ по данной дисциплине.

Выбор одной и той же темы двумя или более студентами из одной группы не допускается.

Список тем курсовых работ студент может получить у лаборанта кафедры.

После выбора темы и определения научного руководителя студент должен обратиться к нему за рекомендацией по составлению плана работы и подбору теоретического и практического материала для подготовки курсовой работы. Руководитель курсовой работы определяет сроки предоставления студентом предварительного плана работы, чернового и чистового вариантов. Затем студент, предварительно ознакомившись с основными правовыми источниками, научной литературой и материалами судебной практики самостоятельно составляет развернутый рабочий план курсовой работы, обсуждает его с руководителем и приступает к написанию работы.

При ознакомлении с научной литературой и правовыми документами студент сравнивает их содержание с уже известными ему источниками; выявляет проблемы, возникающие при правовом регулировании изучаемых отношений на практике; сопоставляет и критически анализирует точки зрения различных авторов по данным вопросам; уясняет подчиненность одних нормативных материалов другим. Результатом аналитической работы студента должна быть четкая систематизация материалов и знаний по изучаемой проблеме, формулировка научно-обоснованных выводов и практических предложений.

Важнейшее место в написании курсовой работы занимает составление и согласование плана курсовой работы.

Шарль Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал: «Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувствовал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, чтобы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяжении двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, развивался и завершился».

Наличие плана курсовой работы позволяет ответить в ней только на те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

Примерные планы курсовых работ содержатся в методических указаниях по отдельным темам. Выбор темы и составление плана не должны происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить ее место и значение в изучаемом курсе общей теории права.

Объем курсовой работы, как уже указывалось выше, 25– 35 печатных страниц. Может быть добавлено до 10 страниц приложений.

По окончании работы студент очного отделения сдает ее для регистрации лаборанту кафедры, а заочного – методисту деканата. После того, как курсовая работа будет проверена руководителем, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, устранить все недочеты и подготовиться к защите.

С учетом всего вышеизложенного, общими требованиями к курсовой работе являются:

– четко выраженная структурированность и целевая направленность;

– логическая последовательность изложения материала;

– глубина исследования и полнота освещения вопросов;

– убедительность аргументаций;

– краткость и точность формулировок;

– конкретность изложения результатов работы;

– доказательность собственных выводов и обоснованность рекомендаций;

– оформление, соответствующее всем предъявляемым требованиям;

– подготовка краткого (не более одной страницы) реферата курсовой работы.

После утверждения темы и закрепления научного руководителя студент вместе с ним определяет порядок исследования избранной проблемы (сроки составления библиографии и списка нормативных источников, предоставления предварительного плана, чернового и окончательного варианта курсовой работы), и т.д. Изучив имеющиеся публикации, студент определяет, в какой степени данная проблема исследована отечественными и зарубежными учеными. Затем он самостоятельно разрабатывает предварительный план работы, который при необходимости корректируется после его обсуждения с руководителем. Данный вариант является рабочим и при написании работы в него могут вноситься изменения.

ІІ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ курсовОЙ работЫ

Конечно же, примерный перечень тем курсовых работ утвер­ждается и предлагается соответствующей кафедрой. Целесооб­разно и более чем оправданно, как с точки зрения целей и задач учебного процесса, так и в контексте развития теории права и государства как науки, чтобы их формулировки основывались на актуальных проблемах юриспруденции с учетом специфики современной правоприменительной (правотворческой) прак­тики, а также тенденций, ориентиров развития национальной политико-правовой жизни, не были односложными. При необходи­мости и только по согласованию с научным руководителем тема может быть изменена (уточнена, скорректирована), более того, возможно «конструирование» (лучше вместе со студен­том) и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих ин­дивидуальные интересы студента, его желание самостоятель­но исследовать именно данную проблему права и государства. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической на­уки. Вообще, большой обучающий эффект в плане формирова­ния адекватной внутренней мотивации имеет самостоятель­ный выбор студентом темы курсовой работы, сообразно не только с собственными интересами и склонностями, но и лич­ными аналитическими, познавательными (исследовательски­ми) способностями.

Курсовая работа — это своего рода обязательное условие допуска студента к итого­вому экзамену по общей теории права. Работа над подготовкой курсовой должна носить творческий характер. Она способствует приобретению студентом навыков само­стоятельной работы с литературными и нормативно-правовыми источниками, а также необходимому для профессии юриста любого профиля работы качеству — умению изло­жения аргументированной и логически завершенной позиции по конкретному вопросу. Выполнение письменной работы — это шаг к овладению письменной речи одному из не­пременных требований, предъявляемых к юристу-профессионалу.

А сейчас – несколько принципиальных и важных положений относительно отдельных структурных частей выполняемой работы.

Структура курсовой работы

Курсовая работа должны содержать следующие структурные элементы:

– титульный лист;

– реферат;

– оглавление;

– перечень используемых сокращений (при необходимости);

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения (при необходимости).

Наши рекомендации