КЭН, доцент, Максимова Т.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ/КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Кафедра: | Экономической теории и инвестирования | |
Аббревиатура | ЭТиИ |
Разработчики:
КЭН, доцент, Максимова Т.П.
Введение
Курсовая работа представляет собой результат самостоятельной работы студента за семестр по определенной теме изучаемой дисциплины, заключенный в специальную форму изложения в соответствии с указанными в данном пособии требованиями.
Курсовая работа - это первая проба пера студента, подготовительная ступень к написанию дипломной работы.
Она является важным этапом в процессе всего процесса обучения:
§ приучает студента к исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ведения ее;
§ является важным звеном в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний;
§ приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал;
§ помогает в дальнейшем при написании итоговой дипломной работы на этапе окончания учебы в вузе.
Такая работа готовится студентом самостоятельно в течение всего семестра.
Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки. После положительной ее оценки преподавателем она должна быть защищена.
На начальном этапе написания курсовой работы студент согласовывает с преподавателем план работы, представляет (на усмотрение преподавателя) черновой вариант. После выполнения всех доработок по содержанию, форме изложения и порядку оформления работы студент готовит «чистовой» вариант работы и сдает ее на кафедру ЭТиИ для рецензирования.
Защита курсовой работы осуществляется строго до начала экзаменационной сессии, как правило, во время зачетной недели. Более точно время защиты курсовой работы назначается либо специальным учебным отделом, определяющим порядок учебного процесса в целом в вузе, либо по согласованию с преподавателем.
По итогам защиты работы - студент получает оценку, которая ставится в зачетную книжку студента в разделе «Курсовые работы». Оценивает курсовую работу, в основном, тот же преподаватель, который читает лекционный курс и принимает экзамен по данной дисциплине.
К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.
Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре теории рыночной экономики и инвестирования (ЭТиИ).
К числу основных критериев при оценке курсовой работы относятся следующие:
- грамотное логичное изложение содержания основных вопросов
темы;
- самостоятельный подход к подбору, анализу использованных
источников;
- элементы исследовательского подход при анализе использован
ной литературы;
- обоснование собственной точки зрения на рассматриваемые проблемы и явления;
- грамотное оформление работы в соответствии с предъявляемыми
требованиями.
Объем работы составляет 25-30 страниц машинописного текста. Рекомендуемый интервал - двойной. Шрифт - Times New Roman. Размер шрифта- 14.
Основные этапы написания курсовой работы:
1. Подготовительный этап
• выбор темы курсовой работы;
• подбор и изучение литературы;
• составление плана работы;
• собрание и систематизация отобранного материала, обработка
фактического и статистического материала;
Основной этап
• написание самой работы, соблюдая логику и последовательность изложения в соответствии с планом работы;
• формулирование выводов по итогам работы;
Заключительный этап
• оформление работы, строго придерживаясь предъявляемых
требований
• подготовка к защите курсовой работы.
Подготовительный этап
1.1.Выбор темы курсовой работы.
Верный выбор темы курсовой работы для студента очень важен, поскольку правильно выбрать тему работы, по сути, означает наполовину обеспечить ее успешное выполнение. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выполнения.
Курсовая работа по «микроэкономике» выполняется по существующему учебному плану в первом учебном семестре практически по всем специальностям.
Первый семестр - сам по себе труден для многих в плане адаптации: новая обстановка, новые преподаватели, отличающаяся от школьной схема учебного процесса, совершенно иные требования к студентам и новые формы обучения.
Названия большинства дисциплин, в том числе и «микроэкономики», требуют дополнительного осмысления и привыкания.
Все эти факторы создают определенный, часто настораживающий психологический настрой. Поэтому уже на вводной лекции по микроэкономике и на первых семинарских занятиях преподаватели стараются познакомить студентов с основными направлениями по микроэкономике, чтобы у студента сложилось хотя бы общее представление об изучаемой дисциплине, чтобы проще было сориентироваться в правильном выборе темы курсовой работы. Вот почему важно внимательное восприятие лекционного и практического материала с первых дней обучения.
И тем не менее, даже при серьезном отношении к изучению указанной дисциплины, решения при выборе темы курсовой работы принимаются весьма неоднородно. Причин тому много. Здесь же мы остановимся лишь на некоторых из них.
Во-первых, мотивация у всех студентов при выборе темы курсовой работы различна:
— одни исходят из чисто практических соображений: рано или поздно, а писать курсовую работу все равно «надо», поэтому стремятся побыстрее решить эту проблему и «защититься»; эта категория студентов берет тему часто «какую попало», наугад, лишь бы как можно раньше свалить этот груз с плеч;
— другие берут тему наиболее знакомую или, по их мнению, наиболее легкую;
— третьи, используют, так называемый подход «от обратного»,
который предполагает выбор темы, исходя из имеющейся у студента литературы по данной теме;
— четвертые выбирают ту тему, которая представляет наибольший
познавательный интерес у студента и т. д.
В этом случае, в наиболее выигрышной ситуации, как показывает опыт, оказываются те студенты, у которых на первом месте при выборе темы среди остальных мотивов стоит интерес. Поскольку при данном подходе, как показывает опыт, сам процесс выполнения курсовой работы уже не кажется «тяжелой повинностью» и выполняется с хорошим психологическим настроем.
Иными словами, можно смело утверждать, что «чем тема работы интереснее, тем легче данная работа выполняется и тем больше пользы лично для студента она принесет».
Кроме того, если тема курсовой работы ее автору интересна, она может послужить в дальнейшем предметом уже более серьезного изучения и даже научного исследования.
Поэтому критерий интереса, познавательного интереса рекомендуется в качестве одного из основных при выборе темы курсовой работы.
Во-вторых, кто психологически быстро адаптировался в вузе и сразу пытается вникать в сущность изучаемой дисциплины, быстро ориентируются при выборе темы работы. А кто чувствует неуверенность в себе, очень долго настраивается на рабочий лад, всячески оттягивают момент начала выполнения курсовой работы. В итоге, когда семестр подходит к концу начинается, невероятная спешка.
В этом случае, хочется посоветовать побыстрее определяться с выбором темы курсовой работы, потому что «чем дольше Вы протянете времени с выбором темы курсовой работы, тем меньше времени останется на ее подготовку, и тем больше трудностей возникнет накануне сдачи экзаменационной сессии».
Ниже предлагается тематика курсовых работ по «микроэкономике», разработанных и утвержденных на кафедре ЭТиИ.
Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой теории рыночной экономики и инвестирования (ЭТиИ) избавляет студентов от
расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую работу вообще не по курсу микроэкономики, а по другим родственным ему дисциплинам.
Темы работ по микроэкономике составляются таким образом, чтобы они не совпадали с темами учебной литературы и нацеливали студента на самостоятельную разработку методологии и содержания проблемы.
В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедры.
При выборе темы следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и туже тему только два- три студента.
Однако в этих случаях надо помнить, что выбор одинаковой темы курсовой работы из предложенного списка несколькими студентами, а также ее изменение или замена в ходе выполнения допустим только по согласованию с преподавателем, которому студент будет «защищать» свою курсовую работу.
При выборе темы курсовой работы можно ориентироваться на близость темы к профилю будущей специальности, поскольку в этом случае успешно выполненная курсовая работа окажет дополнительную помощь в приобретении знаний по специальности и использовании этих знаний в дальнейшем на практике.
Можно рекомендовать студенту выбирать тему из тех разделов курса по микроэкономики, которые уже изучены, так полученные знания помогут ему лучше представить содержание и основные вопросы избираемой темы и, естественно, успешнее написать всю письменную работу.
1.2. Составление списка использованной литературы и работа с ним.
После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. При написании работы студент:
- во-первых, ориентируется на основной список литературы, рекомендованной кафедрой ЭТиИ в рабочей программе по курсу
«Микроэкономика» и планах семинарских занятий по соответствующим темам;
- во-вторых, самостоятельно подбирает необходимый материал.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к
которым примыкает тема, а затем уже вести самостоятельный поиск
нового материала.
Правильный поиск литературы - труд непростой: из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы надо отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.
Кроме того, следует помнить, что даже по беглому просмотру представленного списка использованной литературы еще до изучения самого содержания работы у проверяющего складывается первое впечатление о том, насколько серьезно студент подошел к выполнению курсовой работы.
Составленный студентом список использованной литературы (или иными словами использованная им библиография по теме выполненной работы), его содержательность, многообразие, порядок оформления служат одним из показателей самостоятельной творческой работы студента.
Основные направления самостоятельного поиска информации для написания курсовой работы:
■ учебные издания;
■ монографии (научные труды);
■ официальные документы и статистические справочники;
■ периодические издания, публикующие материалы по проблемам
рыночной экономики.
К таким изданиям можно отнести следующие журналы и газеты: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Мировая экономика и международные отношения», «Эксперт», «Компании и рынки», «Финансы», «Коммерсант», «Известия», «Экономика и жизнь» и т.д.
■ Интернет-ресурсы (официальные сайты, особенно, когда используются статистические данные, чтобы была гарантия достоверности информации).
Библиографический поиск литературных источников следует начинать с изучения библиографического каталога в библиотеке МЭСИ, включая электронную библиотеку вуза.
Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний.
Осуществлять просмотр можно начать с разделов «Микроэкономика», «Экономика», «Экономическая теория», «Рынок».
Студент при отборе литературы должен найти в систематическом каталоге указанный раздел, а в нем - тему, соответствующую его курсовой работе, и выписать на карточки нужные ему книги и статьи.
Например, в системном каталоге библиотеки МЭСИ, это ячейка №330, 338 и др.
По такому же пути можно идти и при изучении периодической печати. Овладев подобными общими навыками поиска необходимого материала студенту проще будет ориентироваться в огромном потоке информации всемирной паутины (в Интернете).
Кроме того, при подборе фактического материала из журнальных статей целесообразно использовать следующие приемы:
— берется последний номер журнала за истекший год (например, №12 «Российского экономического журнала» за 2003г), в котором, как правило, напечатан список всех опубликованных статей
за год, и анализируются названия статей в соответствии с вы
бранной темой. Затем уже более подробно изучается содержание
в заинтересовавшей статье с выделением необходимого мате
риала по теме курсовой работы;
- изучение периодической литературы следует начинать с работ,
опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а только затем переходить к
более ранним изданиям.
Основные этапы изучения литературы по теме курсовой работы:
• общее ознакомление с монографией в целом по ее оглавлению;
• беглый просмотр всего содержания;
• чтение в порядке последовательности расположения материала;
• выборочное чтение какой-либо части;
• выписка представляющих интерес материалов;
• критическая оценка записанного, его редактирование;
• «чистовая» запись как фрагмент текста будущей курсовой работы.
Некоторые советы по поиску и работе с литературой:
n Не надо сдаваться при первых попытках «провала», когда кажется, что «ничего по выбранной теме нет» или когда студент начинает утверждать, что необходимых сведений в доступной ему литературе нет. Основные вопросы по каждой из тем, предложенных студенту на выбор, всегда имеются в опубликованной литературе. Подобные затруднения возникают, когда студент пытается найти аналогичную названию темы или разделов работы трактовку названия статьи или монографии.
■ Не стоит полагаться на наличие всего необходимого материала дома, даже если хорошо владеете навыками поиска информации в Интернете.
Рекомендуется поработать по поиску информации в библиотеке вуза или в других библиотеках, потому что:
- во-первых, в библиотеке вуза в случае трудностей можно обратиться за советом к сотрудникам библиотеки;
- во-вторых, данные навыки работы по поиску литературы
окажут неоценимую помощь в дальнейшем при написании
курсовых работ на следующих курсах, дипломной работы, а
также и после окончания вуза.
■ Статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая
выписки. При этом обязательно на таких выписках точно указывать
источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно
было найти.
■ Записи лучше делать на отдельных листках. Содержание записей
на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы. Затем листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и
расположить таким образом, чтобы получилось последовательное
освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут лучше усвоить содержание проблемы.
■ Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то
можно делать выписки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.
■ В черновом варианте курсовой работы рядом с выписками из
книг и журналов желательно выделять подчеркиванием важных
слов текста, делать свои письменные замечания по поводу прочитанного материала, сразу записывать свои идеи, которые появляются
в процессе изучения материала.
■ При изучении литературы по выбранной теме используется не
вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы и потому является
наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в
своей курсовой работе.
1.3. Определение плана работы.
После того, как студент определился с выбором темы, подобрал и изучил необходимую литературу, следующая очень важная задача подготовительного этапа - составление тщательно продуманного плана курсовой работы.
Составление плана для студентов и его правильное оформление вызывает, как показывает практика, еще большие затруднения, чем выбор темы курсовой работы.
План - это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы.
Задача плана в курсовой работе - способствовать более полному раскрытию ее основных вопросов.
Важность правильно составленного плана работы заключается вследующем:
Во-первых, следует знать, что грамотно составленный план значительно облегчает весь процесс написания работы, придает содержанию работы логичный стройный характер.
Во-вторых, правильно составленный план служит одним из критериев оценки студента. Поскольку служит в данном случае показателем самостоятельности мышления студента, уровня его подготовки к творческой аналитической работе в целом и по данному предмету, в частности.
Порядок составления и оформления плана следующий:
• При оформлении план пишется на отдельной странице.
• Порядковые номера частей плана при оформлении не ставятся.
• С правой стороны указываются номера страниц, соответствующих пунктов плана.
• Первой страницей считается титульный лист, страница №2 - сам
план. Таким образом, вплане нумерация начинается с « Введения», которое соответствует странице №3.
• После «Введения» следует основная часть плана, которая представлена всвою очередь в виде глав.
• Каждая глава включает в себя два-три параграфа.
• За основной частью следует «Заключение».
• Завершает структуру плана «Список использованной литературы».
• Кроме того, после «Списка использованной литературы» возможен раздел «Приложения» (при наличии такового).
Общая структура плана курсовой работы:
1.Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованной литературы.
Пункты первый, третий и четвертый являются общими в структуре любого плана по любой теме.
Поэтому основная задача студента состоит в том, чтобы определить два-три вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.
Как правило, основная часть курсовой работы состоит из двух глав. Допустимы в курсовой работе и три (в редких случаях четыре) главы, однако в этом случае желательно проконсультироваться с преподавателем. При этом важно определиться, «не распыляется» ли автор при раскрытии темы работы так называемым второстепенным материалом, «не уходит ли в сторону» от решения тех задач, которые он поставил перед собой и которые обозначены во введении.
Название каждой главы представляет собой формулирование основной проблемы, которая рассматривается в данной главе.
Далее желательно конкретизировать план работы, разбив основные вопросы (главы) на пункты и подпункты. Основные пункты и подпункты глав, которые помогают лучше рассмотреть указанную проблему, имеют форму параграфов.
Все названия должны быть краткими, «четкими», формулирующими сущность (самое главное, основное) рассматриваемого вопроса.
Ниже предлагается один из вариантов названия части курсовой работы по теме «Основы теории поведения потребителя» в соответствии с предложенными выше рекомендациями:
Глава 1. Теория полезности: понятие и основные подходы.
1.1. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
1.2. Кардиналистский и ординалистский подходы.
1.3. Правило максимизации полезности.
И далее предлагается вариант составленного плана курсовой работы по теме «Основы теории потребительского поведения» в полном объеме.
На примере предложенного варианта так же показано, как должен быть оформлен данный план работы с перечислением его основных частей, порядком их очередности, правилами обозначения данных частей.
Поскольку на практике, студенты часто представляют план в весьма произвольной форме по незнанию или по небрежности.
Поэтому рекомендуется придерживаться единых правил при оформлении данной части работы.
Примерный вариант плана по теме «Основы теории поведения потребителя»
План:
Стр.
Введение.................................................................... ……………….. 3
Глава 1. Теория полезности: понятие и основные подходы
1.1.Понятие общей и предельной полезности. Закон
убывающей предельной полезности...................... ………………… 4
1.2. Кардиналистский и ординалистский подходы……………… 9
1.3 .Правило максимизации полезности................ …………………. 14
Глава 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения потребителя.
2.1. Кривые безразличия. Предельная норма замещения……….. 17
2.2.Бюджетная линия. Реакция потребителя на изменение дохода..22
2.3. Определение оптимума потребителя............. …………………. 27
Заключение............................................................... 30
Список использованной литературы..................... 31
Приложения.............................................................. 32
Отдельные советы при составлении плана:
1. Не следует торопиться, когда приступаете к работе по составлению плана работы. Можно с уверенностью утверждать, что
план, составленный «наспех», обязательно придется переделывать.
При составлении плана автор должен себе представлять хотя бы общую картину того, о чем он будет писать в своей курсовой работе,
на каких основных вопросах рассматриваемой проблемы собирается
остановиться более подробно.
2. Прежде чем приступать к составлению плана, важно внимательно изучить основную литературу по теме курсовой работы,
чтобы определиться, какие основные положения будут рассматриваться в работе.
3. Если на начальном этапе составления плана возникают серьезные затруднения и ничего «не идет на ум», не следует паниковать и
«опускать руки». Обычно хорошую помощь в этом случае оказывает
обращение к экономической литературе, особенно к монографиям
(научным трудам и исследованиям), учебникам. При этом стоит обращать внимание на форму составления оглавления или содержания
рассматриваемого печатного издания.
4. На первом этапе лучше составить несколько подробных рабочих вариантов плана (хотя бы два). После повторного прочтения и
тщательного анализа таких вариантов очень часто случается, что автор какие-то пункты плана объединяет, какие-то, наоборот, выделает,
что-то убирает вовсе. В итоге подобной работы у автора курсовой
работы выстраивается стройная логичная схема (или план работы),
которая облегчает весь последующий труд по написанию курсовой
работы в целом.
5. Если возникают серьезные затруднения и в голове «полный ха
ос» на данном этапе написания курсовой работы, рабочий вариант
(или варианты) плана представляется для согласования преподавателю по микроэкономике, который консультирует студента. Поскольку, если на данном этапе все пустить «на самотек» и начинать
процесс написания основного содержания работы без консультации с
преподавателем, то в этом случае очень велика вероятность того, что
курсовая работа, сданная на проверку, будет полностью отправлена
на доработку, начиная, в первую очередь, с составления плана.
II. Основной этап
• написание самой работы, соблюдая логику и последовательность изложения в соответствии с планом работы;
• формулирование выводов по итогам работы.
После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы.
Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения.
Общая логическая схема написания курсовой работы:Обоснование актуальности выбранной темы работы ---------- Постановка цели и конкретных задач в ходе написания работы ------Определение объекта и предмета исследования ----------- Выбор и использование основных методов написания работы ----------- Написание самого содержания работы ------------- Формулирование выводов и подведение итогов работы
Излагать содержание работы следует, придерживаясь составленного плана и общей логической схемы, представленной выше.
Процесс написания курсовой работы по составленному плану Введение.
Первымпунктом плана в курсовой работе всегда стоит «введение». Введение - весьма ответственная часть в курсовой работе.
Обычно в этой части курсовой работы студент пишет об актуальности выбранной им темы, о поставленных цели и задачах. Это обычно делается в форме перечисления {изучить..., описать..., установить..., выявить..., провести расчеты... и т.д.)
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав, как правило, по смыслу соответствуют сущности поставленной задачи.
Во введении можно кратко сказать об использованных источниках в работе (особенно когда при выполнении работы автор активно обращался к монографиям и научным статьям по теме работы).
Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно кратко в объеме 0,5-1 страницы машинописного текста показать главное - суть проблемной ситуации, чем вызван интерес обращения к выбранной теме.
Например, по теме «Основы теории поведения потребителя» можно следующим образом обозначить актуальность выбранной темы: «Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель - «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он в конечном счете оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.
Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. Например, в США потребительские расходы составляют от 1/2 до 3/4 ВВП. Поэтому поведение потребителя выступает решающим фактором экономического развития.
Изучение особенностей поведения потребителей помогает глубже раскрыть сущность рыночного спроса, проникнуть в его тайны ....и т.д. (имеется ввиду продолжение в подобном стиле изложения).
Данные факторы определяют актуальность выбранной нами темы курсовой работы»
Во введении также студент указывает о методе (способе) или методах(способах) изучения темы работы, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Например, «в данной курсовой работе предполагается обобщить и проанализировать имеющийся статистический материал по избранной теме, провести сравнительный анализ на основе проведенных расчетов особенностей потребительского выбора в зависимости от роста доходов на товары низкого качества (с указанием такого товара)».
Студент должен помнить, что каждый преподаватель очень серьезно относится к содержанию введения.
Объясняется это тем, что в основном содержании курсовой работы, особенно в его теоретической части, большая часть студентов грешит копированием текста (или проще говоря, переписыванием отдельных кусков текста из разных источников, не заботясь даже о том, чтобы эти «куски» логически «связать» между собой) из имеющейся литературы, из Интернета.
Скопировать содержание введения в полном объеме из какого-либо источника непросто даже для подготовленных студентов. В содержании введения и заключения студент демонстрирует свое умение ставить задачи, анализировать, обобщать имеющуюся информацию. Эта работа требует самостоятельного творческого подхода. Поэтому для каждого преподавателя становится ясно, насколько студент владеет данными навыками работы.
Основная часть
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.
Так, например, при раскрытии темы «Основы теории поведения потребителя» нет необходимости описывать весь рыночный механизм в целом, заполняя данным материалом большую часть требуемого объема в работе, оставляя на основные составляющие указанной проблемы тезисное изложение из учебных пособий.
Наоборот, эти главы должны показать умение автора сжато, логично и убедительно излагать материал, изложение которого должно точно соответствовать плану курсовой работы и поставленным задачам.
При написании работы не надо забывать о том, что важным оценочным критерием является высказывание собственной аргументированной точки зрения на анализируемые процессы и явления.
Очень часто практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по отдельным проблемам по микроэкономике даже в учебных пособиях студент может встретить различные подходы и точки зрения при раскрытии той или иной проблеме. В научных статьях, периодических изданиях разных точек зрения и дискуссий встречается еще больше.
Поэтому в курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать им критический разбор. Это придает работе творческий характер, что высоко ценится при защите курсовой работы.
Используя материал из подобранной литературы по теме курсовой работы, следует избегать прямого заимствования, механического списывания текста из опубликованных учебников или из, часто устаревших, статей и брошюр.
При современных технологиях нередко случается, что студенты сканируют кусками текст, не делая никаких логических переходов, смысловой связи между данными кусками. Такой подход безграмотен. Необходимо обдумывать найденную информацию, логически соединять ее между другими частями, уметь видеть связь таких отдельных кусков с проблемой в целом.
Иными словами, студент должен не просто излагать факты, цифры из используемой литературы, но и учиться их анализировать, сопоставлять, делать на их основе выводы. Любую собственную точку зрения не просто декларировать (т.е. голословно озвучивать), а доказывать (аргументировать) на основе данных из проверенных источников, чтобы она представлялась убедительной для слушателей.
Все теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:
■ данные следует приводить к абсолютным (млн., руб., т, м, шт.)
или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;
■ для доказательства определенной закономерности, тенденции
требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы
сущность экономического процесса. Например, говоря о росте
(снижении) спроса на тот или иной товар по влиянием определенного фактора, нужно привести данные его роста (снижения) в
процентах за несколько месяцев, а лучше за ряд лет;
■ для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке. Это зависит от самого материала и содержания того вопроса, которые они
выражают.
Особой формой фактического материала являются цитаты, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, служат опорой автору в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики анализируемого явления.
Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений и выводов автора. Однако число используемых цитат должно быть «в меру», то есть оптимальным, исходя из того, насколько уместно их применения, нет ли в них искажения смысла анализируемых источников.
Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
Случается, что студенты злоупотребляют цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономических процессов.
Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.
Чтобы выработать навыки подобной самостоятельной, творческой работы на данном этапе, можно использовать, например, следующие приемы.
• Представить себе мысленный диалог с предполагаемым оппонентом (в данном случае, например, преподавателем, которому
стоит принимать защиту курсовой работы и оценивать ее) и попытаться предположить, какие вопросы могут быть заданы. Как
правило, срабатывает психологический принцип самозащиты, и
на ум приходят, в первую очередь те вопросы, при ответах на которые сомневаешься больше всего.
• Быть готовым при подведении выводов и высказывании собственной точки зрения в любой момент ответить на вопрос: «Почему Вы
пришли к данным выводам?», или «Какими аргументами Вы можете обосновать свою точку зрения по данному вопросу?» (или другими словами «Какие Вы можете привести доводы в качестве доказательства истинности сделанных Вами выводов?»).
• При аргументации ответа использовать только проверенную ин
формацию.
• В случае использования статистических данных, цифр, цитат по
рассматриваемой проблеме, определений используемых понятий
обязательно делать ссылку на источники (т.е.указывать, где была
получена данная информация).
Отдельные советы по написанию курсовой работы по микроэкономике на данном этапе.
1. Изложение содержания должно быть логически последовательным и четким в соответствии с составленным планом работы.
Каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего. Вся работа должна выглядеть и восприниматься единой, цельной картиной, а не хаотичным набором фактов,
цифр, цитат из разных источников.
2. В конце каждого параграфа делается краткий вывод. При
формулировании выводов используются следующие стилистические
приемы:
- «итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующий
вывод ……»;
- «таким образом, (идет изложение содержания вывода) ….. »;
- «указанные выше факторы позволяют сделать вывод, что … »;
- «кроме того, автором получены следующие результаты...»;
- «поэтому можно сделать следующий вывод..»;
- «следовательно можно утверждать, что...»
- «все сказанное позволяет сделать вывод ….»;
- «значит,... .» и т.д.
3. В качестве средств связи между отдельными кусками текста
могут использоваться следующие местоимения, прилагательные и
причастия: «данные, этот, такой, названные, указанные».
4. Важным средством выражения логической связи в процессе
изложения служат, например, такие стилистические приемы: для
указания последовательности мысли - «вначале, прежде всего, за
тем, во-первых, во-вторых, значит и др.»противоречивых отношений - «однако, между тем, в то время как, тем не менее»; причин
но-следственных отношений -«следовательно, благодаря этому,
кроме того, к тому же»; перехода от одной мысли к другой —« необходимо рассмотреть, прежде чем перейти к..., рассмотрим, необходимо остановиться на...,» и т.д.
5. Не следует в буквальном смысле использовать все из пере
численных выше стилистических приемов, поскольку не всегда это
будет к месту. В то же время, необходимо уже с первого курса вырабатывать в себе навыки языково-стилистической культуры написания исследовательских работ. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль.
В подобного рода работах исключается изложение текста на бытовом языке или использование сленга.
6. Следует соблюдать единообразие в применении терминов,
условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие
сокращения не допускаются.
7. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В.Даля, С. Ожегова, иностранные словари, словари по экономической теории, философские словари.
8. В тексте собственное мнение автора (в данном случае студента) излагается от третьего лица.
Например, неправильно излагать: «...я думаю, что...;
я пришел к такому выводу, потому что; мной доказано;
по моему мнению...» и т.д.
И, наоборот, правильно:
«... .нам думается, что;
на основе проанализированного статистического материала можно сделать следующий вывод или нами сделаны следующие выводы;
нами доказано, что...
по мнению автора, данные факты позволяют утверждать, что...» и т.д.
9. Фактический материал, статистические данные, используемые в работе должны быть достоверными. При этом следует помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.
Поэтому при использовании таких данных, необходимо указать в подстрочной строке, из какого источника были получены эти данные. Особенно это относится к использованию информации в курсовой работе из Интернета. В этом случае обязательно надо указывать адрес сайта, где была получена данная информация.
При этом следует помнить, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Поэтому и при использовании Интернета как источника информации следует опираться на официальные сайты.
Заключение
Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Как и всякое заключение, эта часть работы выполняет роль концовки по содержанию, которая носит форму синтеза накопленной в основной части информации.
Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Итоговые результаты в заключении часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой построения курсовой работы. Заключительная часть дополняет характеристику общего уровня выполненной курсовой работы, а также показывает уровень зрелости и квалификации студента в целом на данном этапе учебы, свидетельствует о его навыках самостоятельной работы.
В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения темы выполненной курсовой работы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые в будущем автор предполагает решать в будущем.
Заключение может включать в себя и практические предложения, результаты проведенных социологических исследований и проведенные расчеты, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных студентом лично.
При написании заключения используются особые стилистические приемы.
Можно, например, использовать следующие приемы:
«Итак, в ходе выполненной нами курсовой работы, можно сделать следующие выводы (идет изложение текста вывода):
1……
2……
3…… ».
Нумерация выводов при этом необязательна.
■ «В ходе выполнения курсовой работы по теме « » в соответствии с поставленной целью и задачами можно сделать следующее заключение: ........ »
■ По теме «Основы теории поведения потребителя», например,
можно начать так: «Изучение потребительского поведения -
сложная наука. В своей работе автор попытался изложить основные концепции теории потребительского поведения, однако рас
смотреть всю обширную тему в одной работе невозможно. По
этому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных вы
водах, сделанных в ходе выполнения данной курсовой работы:
(идет изложение выводов)» и т.д.
В том случае, если возникают трудности в вопросе написания заключения, если у автора отсутствуют навыки формулирования выводов и итогов своей работы, можно дать следующие советы. • Обратитесь к учебной или монографической литературе по экономическим проблемам: практически всегда в литературе подобной тематики в конце изложения следует заключение или резюме. Внимательно прочитайте их, проанализируйте, и тогда станет понятнее, о чем же следует писать в заключении.
• Сделайте черновой вариант заключения и обсудите его с преподавателем, научным руководителем вашей курсовой работы.
III. Заключительный этап
• оформление работы, придерживаясь предъявляемых требований;
• подготовка к защите курсовой работы.
3.1. Оформление работы.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист.
2. Оглавление (включающее в себя составленный план курсовой
работы с указанием номеров страниц каждого пункта плана - вариант образца был представлен выше).
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Библиографический список (список использованной литературы).
7. Приложения (если таковые имеются: сюда входит в курсовой
работе, как правило, табличный материал).
Титульный лист курсовой работы является первой страницей и заполняется по определенным правилам:
■ Вверхнем поле указывается полное наименование учебного за
ведения.
■ Далее указывается кафедра, на которой выполнена работа.
■ В среднем поле дается заглавие курсовой работы.
■ После заглавия ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы научного руководителя (с указанием его ученого звания и ученой степени) и фамилия и инициалы
студента, выполнившего курсовую работу (с указанием факультета и номера учебной группы).
В нижнем поле указывается место выполнения курсовой работы и год ее написания (без слова «год»).
Образец оформления титульного листа