Влияние политических факторов на развитие туризма
Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство управляет туризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства. Этот фактор при различных формах государственного управления проявляется по-разному.
Тоталитарное государство — это крайность: при такой системе общественных отношений туризм выполняет государственную и государственно-политическую функцию, т.е. подчинен политическим целям, планируется и управляется государственными учреждениями. Чаще всего такие страны закрыты и для внешнего мира.
В то время как тоталитарное государство отличается жесткой государственной регламентацией, ситуация в стране с рыночной системой экономики совершенно иная. Государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляет каждому гражданину свободу действий. Это означает, что туризм может беспрепятственно развиваться, со всеми своими недостатками и преимуществами.
Между этими двумя крайностями находится государство с социально-рыночной экономикой. При социально-рыночной экономике свобода действий каждого индивидуума ограничивается в пользу благосостояния всех членов общества. Государство вмешивается для того, чтобы обеспечить и расширить материальное благосостояние широких слоев населения. Это так называемая социальная политика.
Здесь туризм подчиняется государственному регулированию и управлению, и государство формирует политику туризма. Политика туризма — это целенаправленное содействие развитию туризма и его формированию путем влияния на важные для этой отрасли особенности. Государство не одиноко в постановке данной цели: политику туризма создают также и негосударственные учреждения типа туристских союзов и объединений.
Государственная политика туризма создается на всех уровнях: страны, области, района, коммуны. Считается, что, чем сильнее государство вмешивается в туристскую деятельность, тем сильнее тенденция к ее централизации.Существует несколько составных элементов в мире политики, так или иначе влияющих на туризм. Это экономическая политика, политика пассажирских перевозок, социальная политика, территориальная политика, политика культуры и политика досуга.
Экономическая политика. Политико-экономические решения часто носят всеобщий характер и касаются развития экономики в целом. Они влияют и на туристскую отрасль народного хозяйства. Очень часто законы и постановления, которые на начальном этапе их введения в действие не касались туристской отрасли, в конце концов начинают оказывать на эту отрасль более широкое влияние, чем законы, разработанные специально для туризма.
Политика пассажирских перевозок. Политика перевозок — это второй элемент, постоянно воздействующий на туризм. Отправиться в путешествие означает каким-либо образом стать участником пассажирских перевозок. В данной сфере существует обоюдная связь, ведь не только туризм зависит от перевозок пассажиров, но и они сами в значительной степени зависят от развития туризма, так как он является важной предпосылкой процесса пассажирских перевозок. Эта взаимосвязь особенно сильно проявляется в период массовых отпусков, когда движение заполняет автомагистрали и другие пути сообщения и приводит к пробкам на автодорогах.
Социальная политика оказывает также существенное воздействие на развитие туризма. Мероприятия социально-политического характера могут управлять спросом на туристские услуги. Различаются три направления этой политики: законодательное регулирование рабочего времени и отпусков, перераспределение дохода и стимулирование развития социального туризма.
Территориальная политика. Относительно туризма задачей территориальной политики является, с одной стороны, создание наилучших условий для развития туризма, а с другой — устранение вредных для природы его последствий. Одна из важных задач в этом направлении — не допускать количественного и качественного сокращения территорий, пригодных для отдыха.
Политика культуры. Как уже отмечалось ранее, туризм создает опасность окультуризации осваиваемых стран. Противодействие процессу может оказать политика, способствующая сохранению культурной идентичности, традиций и обычаев народа, например, сохранение исторических памятников.
Политика досуга. Последним элементом политической сферы, окружающей систему туризма, является политика досуга. Политика досуга состоит из мероприятий, разрабатываемых управлениями и учреждениями по улучшению организации свободного времени населения или отдельных групп.
12. Организация, ее признаки. Виды организаций
Организация – понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.
Признаки организации:
1 общие цели
2.обособленность предприятия или замкнутость внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.
3.принцип саморегулирования предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни
4.организационная культура – правила, процедуры, символы, традиции, ценности, верования, которыеопределяют характер взаимоотношения внутри коллектива
5.Разделение труда- закрепление отделами. Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. С помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, и отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям.
Виды организаций.
Существует множество форм разновидностей организаций.
1. По статусу (по отношению к своим членам) организации бывают первичными и вторичными. Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как некая внешняя данность, образованная и существующая независимо от них. Людям остается только подчиняться установленным требованиям и правилам, выполняя свою работу. Например государственное учреждение.
Вторичные организации создаются, наоборот их членами, которые устанавливают свои «правила игры».
2.В зависимости от особенностей взаимодействия отдельных элементов, организации подразделяются на механистические и органические. Первые характеризуются незыблемостью границ, преобладанием жестких «вертикальных» связей, официальным характером отношений, жесткой регламентацией деятельности. Органические - для них характерно размытость границ, значительная самостоятельность отдельных подразделений, более широкая специализация, слабая иерархичность, немногочисленность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка результатов по реальному рыночному эффекту, преобладание неформальных отношений. Все это придает организациям большую гибкость, маневренность, оперативность в работе, а работникам дополнительные стимулы в работе.
3. С точки зрения легитимности деятельности организации можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные создаются для решения конкретных
производственных, хозяйственных и иных задач, являются юридически узаконенными, существуют в определенном правовом пространстве, их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами.
Неофициальные организации складываются стихийно и существуют как совокупность юридически незафиксированных неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные цели и интересы.
4.По форме собственности организации делятся на государственные, муниципальные, частные и иные.