Исходные положения теории общественного выбора
Зарождение теории общественного выбора можно связать с именами К. Уитселла, Д. Блэка, Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа и Ч. Доджсона, которые в своих исследованиях затрагивали отдельные проблемы процесса голосования. В 1950–60-х гг. значительный методологический вклад в данную теорию внесли работы Э. Даунса, Дж. Бьюкенена, Г. Таллока, М. Олсона и Г. Беккера, что позволило оформить ее в самостоятельное направление экономической науки. Последовательно применяя методологические принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа в разработке проблем политического процесса принятия экономических решений, они, одновременно используя методологию неоинституционализма, вторглись в область, традиционно считавшуюся сферой деятельности политологов, юристов, социологов.
Э. Даунс выдвинул две гипотезы, которые в той или иной степени были использованы позднее многими авторами. Первая гипотеза: граждане ведут себя в политике рационально, т.е. преследуют прежде всего личную выгоду. Они, выступая в роли избирателей, делают выбор политической партии или кандидата после оценки всех предложений участников предвыборной гонки, останавливаясь на самом выгодном для себя варианте. Данная гипотеза основана на классической модели «экономического человека» как абстракции поведения людей в рыночном хозяйстве, которая сформулирована в XVIII веке Адамом Смитом и является фундаментальным методологическим принципом неоклассической экономической доктрины.
Э. Даунс в своей работе «Экономическая теория демократии» поведение рационального избирателя объясняет следующей формулой:
(21.1)
где t+1 – период времени между прошедшими и настоящими выборами;
А – кандидат или партия, находящаяся у власти;
В – оппозиция;
U – общая полезность от деятельности действующего кандидата или партии за период t+1;
E – ожидаемая полезность.
Если разница двух величин составляет положительное число, то избиратель выбирает партию А, если отрицательное – он голосует за оппозицию. При нулевом итоге избиратель воздерживается от голосования. Кроме этого, рейтинг правительства, находящегося у власти за истекший период t, рациональный избиратель оценивает как:
(21.2)
где – максимально возможная полезность, которую можно было бы получить за истекший период t.
– полезность, которая была реально получена за период t.
Вторая гипотеза Э. Даунса звучит следующим образом: политики и политические партии создают свои политические программы с целью максимизировать голоса избирателей, видят в них только средство остаться у власти или прийти к власти. Предположение о преследовании личной выгоды в политике Э. Даунс не принимает в качестве постулата применительно к каждому конкретному человеку и случаю. Он допускает в какие-то периоды возможность появления альтруистских побуждений у некоторых политиков, администраторов или избирателей. При этом если альтруистское поведение понимается как бескорыстное жертвование своими частными интересами в пользу интересов других людей, то эгоистическое поведение характеризуется превращением частных интересов индивида в единственный мотив его деятельности. Хотя по форме проявления альтруизм противоположен эгоизму, он, по существу, является разумным эгоизмом.
Важнейшим методологическим элементом в анализе Даунса является положение о том, что потребители и налогоплательщики «рационально неосведомлены» относительно правительственной политики, так как издержки на получение полной информации относительно результатов политики обычно перевешивают потенциальные выгоды. Степень рационального неведения (невежества) индивидов увеличивается по мере того, как они становятся более богатыми. На основе гипотезы о рациональности поведения в политическом процессе всех индивидов и положения о рациональном неведении Э. Даунс выдвигает ряд предположений о воздействии партий и индивидов на экономическую политику. Эти предположения сделали возможным моделирование взаимодействия избирателей, политиков и политических партий в политическом процессе принятия экономических решений.
В основе работ Дж. Бьюкенена и Г. Таллока по теории общественного выбора лежат три важнейшие методологические положения.
Во-первых, ее авторы согласны с Э. Даунсом, что индивиды ведут себя рационально: все – от избирателей до политиков – действуют в рамках концепции «экономического человека», сравнивая при осуществлении выбора предельные выгоды с предельными издержками.
Во-вторых, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок отрицают существование коллективной рациональности. Депутаты представительных органов власти и администраторы заинтересованы в общественном благополучии в той же степени, что и избиратели, и не больше. То есть важнейшей посылкой анализа является «методологический индивидуализм», когда люди рассматриваются как единственные субъекты, принимающие окончательные решения по поводу как коллективных, так и индивидуальных действий. Коллективные действия рассматриваются как действия индивидов, решивших достичь некоторых целей в составе коллектива, а не индивидуально, а государство – как простой набор приемов, своеобразная «машина», которая делает возможным осуществление таких действий. Поиск некоего «общественного интереса», независящего от конкретных интересов отдельных участников общественного выбора и находящегося вне их, считается несбыточным.
В-третьих, процесс принятия политических решений необходимо рассматривать как разновидность рыночного обмена. Если на рынке люди меняют деньги на товары, то в политике соглашаются платить налоги в обмен на предоставление общественных благ (от пожарной охраны до суда). Аналогично тому, как рыночные цены отражают общественные спрос и предложение на рынках товаров, демократический выбор отражает общественные предпочтения. Голосуя за свои интересы, люди не подозревают о том, что они невольно участвуют в формировании общественных интересов. Модель коллективного выбора наиболее близка модели частного выбора в теории рынков.
Рис. 21.1. Процесс разработки экономической политики.
В соответствии с экономическим подходом политическая деятельность рассматривается как особая форма обмена. В идеальном случае результатом коллективных действий должно быть получение взаимных выгод всеми сторонами, подобно тому, как это происходит на рынке. Сторонники теории общественного выбора считают свою идею аналогичной идее «невидимой руки» А. Смита – они доказывают, что в политической жизни тоже возможна эффективная организация, основанная на принципе защиты личных интересов.
Изложенные методологические подходы легли в основу различных теоретических моделей политического процесса принятия экономических решений, участниками которого являются индивиды (избиратели), законодатели, группы с особыми интересами и исполнители (рис. 21.1).