Главное, что отличает предпринимательскую организацию, — это поиск новых возможностей
Основой предпринимательской организации является предпринимательский процесс от определения возможностей до их реализации, который должен осуществляться на всех уровнях иерархии. Все остальное: стратегии, организационные структуры, ресурсы, решения и т.п. — постоянно меняется, так как служит для поддержания предпринимательского процесса.
Возможности появляются, исчезают, приводят к другим возможностям. Это повторяется вновь и вновь. Поэтому предпринимательская организация должна постоянно реагировать, изменяться и адаптироваться, быть более гибкой и подвижной, чем другие, чтобы успеть реализовать свои возможности.
Это напоминает самоадаптацию биологических систем. Предпринимательский процесс постоянно воссоздается, распространяется по всей организации, повторяется как бы автоматически. Это возможно лишь при условии, что предпринимательское мышление становится основой управления организацией, а предпринимательство — философией управления.
Такая самоадаптация отличает предпринимательскую организацию от организаций другого типа и позволяет ей эффективно функционировать в быстро изменяющейся и неопределенной деловой среде в течение длительного времени.
Организационная структура предпринимательской организации характеризуется гибкостью, небольшим числом иерархических уровней, децентрализацией, низкой степенью формализации, сетевым построением.
7.4.2. Организация — это сообщество предпринимателей
В предпринимательской организации менеджеры рассматривают каждого человека независимо от занимаемого им положения как предпринимателя, который осознает и разделяет цели организации, имеет право самостоятельно принимать решения, распоряжаться необходимыми ресурсами и информацией. Такой подход требует фундаментальных изменений в мышлении всех работающих, и особенно менеджеров.
Философия управления
Предпринимательской
организации —
меньше менеджмента,
Больше
Предпринимательства
В предпринимательской организации формируется новый тип менеджера — менеджер-предприниматель вместо менеджера-администратора. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю. Люди, работающие в предпринимательской организации, должны ощущать себя членами сообщества предпринимателей, испытывать чувство сопричастности.
Для этого поощряются различные формы сотрудничества, поддерживаются различного рода внутриорганизационные объединения, например малые группы. Их успешное использование в известной на рынке персональных компьютеров компании Apple подтолкнуло IBM к созданию своего варианта малых бригад (автономные трудовые отряды).
Чтобы не упустить возможности, решения должны приниматься сразу же после их выявления. Обычно это происходит на низших или средних уровнях управления. Поэтому именно сюда в предпринимательских организациях передано право принятия решений и ответственность за их выполнение.
Руководители высшего уровня содействуют децентрализации решений, поддерживают менеджеров, которые способствуют этому, и отдают предпочтение людям, проявляющим инициативу и самостоятельность, обеспечивая им доступ к ресурсам и информации.
Люди, а не формальные процедуры определяют успех предпринимательской организации, поэтому принятие решений часто осуществляется по неформальным правилам. Большое значение имеют профессиональные знания и личные контакты внутри организации. Решения часто основаны на интуиции, а не на рациональном расчете и связаны с риском.
7.4.3. Организационная культура предпринимательской организации
Организационная культура предпринимательской организации, ее ценности отличаются от традиционной. Для нее характерны атмосфера самостоятельности и созидания, поощрение инициативы, новаторства, предприимчивости.
Среди компаний, которые уделяют особое внимание формированию такой культуры, следует назвать Hewlett-Packard, IBM, 3M. «Мы заинтересованы в независимости суждений сотрудников и их предприимчивости. Это не один из подходов к делу, а самый главный, единственный», — утверждают руководители компании 3M.
Важную роль при этом играет лидер-предприниматель, который ведет организацию, занимая активную позицию. Его воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей, работающих в организации.
Понимая всю важность и необходимость творчества, Стив Джобс, один из основателей компании Apple, поместил великолепный рояль и автомобиль BMW'в центральном фойе штаб-квартиры с плакатом «Я полагаю, что людям приходят в голову великие идеи, когда они видят великие творения».
Лидер предпринимательской организации должен обладать способностью не только видеть вещи с новой, нетрадиционной точки зрения, но и сделать так, чтобы и другие увидели их с этой стороны. Ему нужно уметь распознавать перспективу и возможности там, где другие видят лишь хаос и противоречия. Для него важно найти, распределить и удержать под контролем ресурсы, часто принадлежащие другим.
Отношения между людьми строятся на доверии и уважении. Предпринимательство всегда связано с риском, а следовательно, с ошибками и неудачами. Поэтому в предпринимательских организациях доверие и уважение к людям должно подкрепляться терпимостью к неудачам. Неудача не должна угрожать «членству» в организации. Система контроля также обязана поддерживать высокую степень доверия к работникам.
7.4.4. Развитие самоуправления
Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпринимательской организации, требует самоуправления. Суть его состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления (коллективное принятие решений, развитие различных форм участия членов трудового коллектива в управлении и. т.д.), а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Контроль со стороны руководства ограничен и направлен на конечные результаты. Предпочтение отдается самодисциплине и самоконтролю.
Чтобы выявлять новые возможности, необходимо располагать правильной и своевременной информацией. Развитие самоуправления означает возможность ее получения и интенсивного обмена ею между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации.
В этих целях компания Microsoft, мировой лидер в разработке программных продуктов, создала и успешно использует внутри организации систему электронной почты, по которой любой из сотрудников может напрямую обратиться к главе корпорации Билу Гейтсу.
Так как решения часто принимаются на том уровне, на котором реализуются, то самоуправление предполагает перемещение не только информации, но и ресурсов внутри организации, обеспечение ими работников для самостоятельного использования.
За последние 20—30 лет крупные зарубежные компании в сфере бизнеса, такие, как IBM, Johnson & Johnson, Microsoft и др., прошли путь от традиционного предпринимательства (антрепренерство) к внутреннему предпринимательству (интрапренерство) и, наконец, к созданию предпринимательских организаций.
В России идеи создания организаций предпринимательского типа постепенно начинают получать распространение, и не только в бизнесе, но и в традиционно считающихся бюрократическими муниципальных организациях. В связи с этим можно отметить деятельность мэрии Москвы, возглавляемой Ю.М.Лужковым. Реконструкция МКАД, Манежной площади, открытие сети кафе «Русское бистро» и множество других проектов, которые выводят Москву на новый уровень европейского города, — это поиск и реализация возможностей для привлечения капитала, развития бизнеса, решения социальных проблем.
Конкретная ситуация: «Компания "Найк"»
Компания «Найк» (США) осуществляет продажу спортивной обуви и одежды. Ее основная деятельность — разработка моделей продукции, маркетинг и торговля. На протяжении всего своего существования компания не занималась производством своей продукции. Она эффективно производится с помощью большого числа компаний-поставщиков, расположенных в Азии и где-либо в другом месте и специализированных на определенных моделях обуви и одежды. Все компании, образующие альянс, связаны между собой договорными отношениями. Эти отношения могут включать владение частичной собственностью родительской компании, но они продолжаются только до тех пор, пока родительская компания и компании-поставщики считают это выгодным (прибыльным).
Такая организация сделала возможным для «Найк» сосредоточить большой объем капитала на инвестировании в производственное оборудование для других компаний и в то же время разгрузить основную компанию в интересах обеспечения эффективных продаж. Если какой-нибудь определенный тип продукции потеряет свой рынок, «Найк» может выйти из альянса с производителем. Тем самым высвобождаются средства, затрачивавшиеся на приобретение или ремонт производственного оборудования, находившегося ранее в собственности «Найк». Наибольшее преимущество состоит в том, что «Найк» может концентрироваться на деятельности, которую она выполняет лучше: проектировании, маркетинге и продаже продукции. Благодаря этому «Найк» довела до совершенства свою деятельность по реализации своих изделий.
Та же родительская компания может иметь различные временные альянсы в других областях, таких, как морские перевозки или маркетинг. Важнейшие черты виртуальной организации — в ее временной природе и частичной интеграции в родительскую компанию.
Тесты
1. Каковы основные черты корпорации как организационной формы интеграции организаций?
2. Какие тенденции характерны для развития крупных корпораций в последние годы?
3. Каковы основные черты децентрализации управления корпорациями?
4. В чем состоят различия между международными, многонациональными, транснациональными и глобальными организациями?
5. Какие факторы оказали влияние на организацию сетевых структур?
6. Как изменяются отношения в системе «заказчик—генеральный подрядчик-субподрядчики» при введении сетевой структуры?
7. Какие организационные изменения происходят в компании, присоединяющейся к сетевой структуре?
8. Какие ограничения следует учитывать при создании сетевых организаций?
9. Назовите особенности внутренних и внешних сетей.
10. Каковы специфические особенности виртуальной организации?
11. Как формируется и функционирует виртуальная организация?
12. Как меняется представление о границах виртуальной организации?
13. Каковы характерные признаки предпринимательской организации?
14. В чем состоят отличия организационной культуры предпринимательской организации от традиционной?
Упражнение 9
1. Какие предпосылки развития и распространения корпоративных форм интеграции существуют в России?
2. Какие механизмы рыночных отношений, действующих в России, могут быть использованы в сетевой организации?
3. Приведите примеры создания сетевых организаций в России и за рубежом. Какие ошибки могут быть допущены при создании сетей?
4. Рассмотрите принципы образования виртуальных организаций. Насколько реально их появление в российской экономике в ближайшее время? Приведите известные всем примеры создания виртуального продукта, виртуального офиса, виртуального магазина, виртуальной корпорации.
5. В чем состоят различия между традиционным предпринимательством, внутренним предпринимательством и предпринимательской организацией? Приведите примеры.
Выводы
1. Корпорация является одной из эффективных форм взаимодействия организаций и их интеграции. Корпорации уменьшают зависимость от внешней среды за счет включения партнеров в единые группы, обеспечивают их поддержку, консолидацию ресурсов, более стабильное функционирование и развитие организаций.
2. Необходимость адаптации организаций к окружающей среде вызвала необходимость появления гибких структур, напоминающих скорее сети, чем традиционные иерархические пирамиды. Сетевая организация, основанная на добровольных горизонтальных связях организаций, участвующих в бизнес-процессе и создании цепочки стоимости, рассматривается как организационная форма, лучше отвечающая современным требованиям динамичной внешней среды.
3. Концепция виртуальной организации отражает новое мышление в области управления. Виртуальное предприятие выступает во внешней среде как единая организация, управление которой полностью основано на использовании средств телекоммуникационных и информационных технологий. Взаимодействие партнеров призвано повысить уровень их кооперации и координации и в конечном счете конкурентоспособность продукции. С включением заказчиков и подрядчиков в открытую организационную структуру границы между организациями становятся нечеткими, прозрачными, размытыми.
4. Предпринимательская организация акцентирует внимание на поиске новых возможностей, что позволяет ей быстро адаптироваться и гибко реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Создание предпринимательской организации связано прежде всего с изменением мышления работающих в ней людей, определенным типом их поведения, стилем лидерства, которые направлены на поддержание предпринимательского процесса — от поиска возможностей до их реализации на всех уровнях.
Заключение: Тенденции развития организации будущего
Главным свойством организации будущего, как показывают исследования, станет гибкость, постоянное приспособление к динамичной окружающей среде. Как адаптирующийся механизм организация будет меняться в процессе того, как преобразуются окружающие ее условия и объективные требования к ней. Эти требования будут диктоваться:
• быстро меняющимся потребительским спросом;
• расширением выпуска наукоемкой продукции и внедрением высоких технологий;
• распространением информационных технологий и телекоммуникаций, использованием супермощных информационных систем;
• повышением уровня интеллектуального потенциала, научных знаний и квалификации кадров;
• ростом творческой активности и повышением ценности инновационной деятельности персонала.
Можно ожидать, что процесс модификации организаций будет развиваться по следующим направлениям.
1. Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют от организации глобализации действий. Организация должна иметь глобальную стратегию, которая позволяет действовать в ряде стран на любой стадии цепочки создания добавленной стоимости. Например, трудовые ресурсы, финансы или сырье могут быть найдены в любой части мира. Аналогично исследования, разработки и производство могут осуществляться в одной стране, а рынки находиться в других странах. Организация должна принимать во внимание конкуренцию и другие условия окружающей среды в каждой стране в процессе достижения единства действий во всех странах.
2. Ориентация на предвидение и долгосрочность. Организация может обеспечить быстрые, независимые и ответственные действия своих работников только тогда, когда четкое дальновидное предвидение будет служить общей базой для принятия решений, представлять для работников ту цель, на достижении которой они могут сосредоточить свои усилия. Это особенно важно тогда, когда менеджеры должны управлять разнородными в культурном отношении группами как внутри страны, так и за рубежом.
3. Развитие информационных технологий. Эффективность принимаемых решений и осуществляемых операций для достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке в значительной мере будет зависеть от используемых организацией информационных технологий. Происходящее в настоящее время развитие телекоммуникационных и информационных технологий — глобальный процесс, создающий повсеместно новые, невиданные ранее возможности для повышения эффективности управления. Около половины всех персональных компьютеров в мире соединены в информационные сети. Например, глобальная сеть Интернет стала самой популярной среди менеджеров информационной системой в мире: она обслуживает до 30 млн пользователей, охватывает 30 тыс. взаимосвязанных информационных сетей, причем каждые 30 мин к ней подключается еще одна новая сеть.
4. Децентрализация. С этой целью в рамках крупных компаний создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыль и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями.
5. Нововведенческая экспансия. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведен-ческих фирм, ориентированных на разработку, производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах «риско-
вого финансирования». Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке. Они могут создаваться как самостоятельно, так и по соглашению с другими компаниями на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.
б. Развитие предпринимательства. Одним из ключевых конкурентоспособных качеств является умение организации адаптироваться к потребностям клиентов и предоставлять им новые услуги. Оно зависит от того, насколько организация ориентирована на поиск и реализацию новых возможностей, насколько она поддерживает предпринимательство. Известно, что большинство крупных организаций не являются в достаточной мере предпринимательскими, предпринимательство присуще в основном малым фирмам. В условиях быстро изменяющейся внешней среды и ускорения сроков создания новых продуктов предпринимательство должно поддерживаться и развиваться в любой организации независимо от ее размеров и видов деятельности.
7. Повышение отдачи персонала, развитие творчества, самостоятельности, демократии участия. Для этого принимаются самые разнообразные меры, включая различные формы участия в решении проблем, обучение и развитие работников, распределение акций среди персонала, образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников, и т.п. (см. рис. 7.3).
Развитие организаций по всем указанным направлениям под влиянием изменений в окружающей среде предполагает повышение значимости таких свойств, как большая гибкость, приверженность индивидуумам, преимущественное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособность, стремление к диверсификации.
Конкретная ситуация: ОАО «Производственно-мебельное объединение «Шатура»
Шатурский мебельный комбинат, расположенный в Московской области, был основан в 1961 г. Вместе с Шатурской ГРЭС он является градообразующим предприятием города с 30-тысячным населением. Комбинат, как и вся мебельная промышленность СССР, никогда не являлся законодателем мод в этой области и по 10—15 лет выпускал одну и ту же продукцию: мягкую и корпусную мебель (стенки), древесно-стружечные плиты, фанеру; он пережил все этапы советского реформирования экономики, реорганизации управления и производства, хотя на коллективный подряд и аренду, популярные в 80-е годы, комбинат переходить не стал. В этот же период, когда в СССР шла интенсивная перестройка организационных структур путем создания научно-производственных (НПО) и производственных объединений (ПО), комбинат стал базовым предприятием ПО, куда входили 60 мебельных фабрик центра России. Таким образом, Шатурский мебельный комбинат развивался эволюционным путем в условиях стабильной окружающей среды и являлся одним из организационных элементов жесткого централизованного планового управления.
Переход экономики страны к рыночной модели потребовал совершенно других подходов к работе комбината. Коренным образом изменилась как внешняя деловая среда, так и внутренняя среда организации. Встал извечный вопрос: что делать? Чтобы решить его, в 1992 г. комбинате числе первых предприятий в своей отрасли и Московской области осуществил приватизацию. Он стал акционерным обществом открытого типа. Основные акции были распределены между 4200 работниками. Но руководство нового открытого акционерного общества (ОАО) не слишком хорошо представляло себе, что делать дальше в условиях резких перемен в сфере политики, экономики, управления и др. Комбинат, как и многие организации, начал искать пути адаптации, приспособления к новым условиям, а возможно, и способы влияния на них. «Мы поняли, —говорит директор ОАО «Шатура» Валентин Зверев, —что у нас не хватает знаний. Мы честно себе в этом признались и решили, что нечего стенку головой пробивать, надо воспользоваться знаниями других, тех, кто умеет работать в рыночной экономике, а это западные предприятия».
Было принято нетрадиционное решение: отдали предпочтение консультациям, а не поиску инвестиций, как поступало в то время большинство организаций. В 1993г. датские консультанты сформулировали свои представления о месте комбината на рынке, о недостатках в управлении. Такая услуга обошлась в немалую по тем временам сумму—42 тыс. дол., но углубила понимание реальной ситуации, которая сложилась в деловой среде. В том же году ОАО «Шатура» получило от консультантов из британской компании РА подробный отчет о состоянии организации и мерах по повышению ее эффективности.
«Когда мы его прочитали, то поняли, что с точки зрения рыночной экономики ничего особого не представляем, хотя считали себя далеко не последними, — говорит В.Зверев. — Это нас еще больше убедило в том, что нужны знания, хотя существовало и существует широко распространенное мнение, что нужны только деньги и можно обойтись без консультантов с их «абстрактными» советами... Сегодня почему плохо в экономике? Потому что руководители не имеют знаний о работе в рыночных условиях. Такие знания, особенно в области экономики, менеджмента, маркетинга, подходят для любой организации—хоть мебельной, хоть химической промышленности».
Понимая важность знаний рыночной экономики и ограниченность собственных финансовых ресурсов, на комбинате начали изучать российскую и международную деловую среду. Это позволило «Шатуре", единственному в своей отрасли комбинату, уже в 1994 г. получить по программе ТА CIS экспертов крупнейшей в мире консалтинговой компании «McKinscy & Company», которые в общей сложности проработали год.
Через год ОАО «Шатура» еще раз получила помощь от TACIS — в форме сотрудничества с итальянской группой «Casi». Перед новыми консультантами стояла задача найти иностранного партнера, который мог бы помочь в реструктурировании производства. Такой партнер для неприбыльного фанерного производства был найден в 1997 г. в лице итальянской фирмы «San Giorgio». Планировалось, что созданное с ней СП с уставным капиталом 20 млрд руб. (ОАО «Шатура» внесло свои 50% производственными площадями, итальянцы—современным оборудованием) будет продавать всю продукцию в Италии. Так было реструктурировано убыточное фанерное производство, где 450 человек работали в настолько плохих условиях, что ежегодная утечка кадров составляла 50—60 человек. Выход ОАО «Шатура» на внешний международный рынок позволил создать с итальянской фирмой «Presotto Rino spa.» еще одно СП—по производству современных кухонь, стоимость которых предполагается снизить в 3 раза по сравнению с аналогичной итальянской мебелью.
Такая адаптация к деловой среде позволила ОАО «Шатура» войти в рыночные отношения с меньшими потерями, стать ведущей организацией мебельной промышленности и производить более трети отечественной мебели. Число сотрудников было безболезненно сокращено с 4200 до 2000 (за счет естественного выбытия и более раннего ухода на пенсию по желанию). Рабочие без задержек получают сегодня от 1 до 3 тыс. руб. в месяц.
Вместе с консультантами была выработана миссия. Сегодня она состоите том, чтобы производить и продавать на российском рынке качественную корпусную (не мягкую) мебель для дома и офиса в дешевой и средней нишах рынка.
Выработанная стратегия развития и быстро меняющаяся деловая среда вынуждают сегодня ОАО «Шатура» превратить реструктуризацию в постоянный цикличный процесс и перейти со временем к реинжинирингу.
Стратегия ОАО «Шатура» заставила его пересмотреть свои взаимоотношения с поставщиками и потребителями, постоянно менять свою организационную структуру (рис. 7.4). Так, сбыт был переориентирован с Москвы и Московской области (60%) на другие регионы. Сегодня в 70 регионах России и СНГ работают 12 торговых представительств. Был полностью прекращен выпуск мягкой мебели (в советский период он составлял 30% объема продаж).
Таким образом, выработанная стратегия развития, комплексная реструктуризация всего менеджмента и производства позволили не только изменить внутреннюю среду, не только выжить и приспособиться к быстро меняющейся деловой среде, но и успешно работать на рынке мебельной промышленности.
В планах руководства ОАО «Шатура» введение бизнес-единиц по выпускаемой продукции и переход на основе бизнес-моделей (в отличие от бизнес-планов) к современным технологиям управления, например, на основе специальных средств orgware и workflow. Эти мировые достижения менеджмента также предполагается разобрать с помощью консультантов и со временем внедрить в процесс управления.
Решение по конкретной ситуации «Муромский машиностроительный завод»
Руководством ОАО «Муроммаш» совместно с внешними консультантами были определены следующие первоочередные цели:
• улучшение финансово-экономического состояния;
• реструктуризация и погашение долгов;
• постепенный выход на безубыточное функционирование.
Были определены первоочередные мероприятия в части взаимодействия с деловой средой:
• активизация сбыта и маркетинга, формирование рыночных ниш, грамотная работа с потребителем;
• создание эффективной маркетинговой службы, реализующей основные стратегические задачи ОАО;
• создание системы управления по результатам;
• ориентация на клиентов, создание эффективной технологии их обслуживания;
• обучение персонала эффективным методам работы в условиях рынка, формирование команд по главным направлениям деятельности;
• разработка бизнес-планов развития производства.
Были определены основные риски и компенсирующие меры. К основным рискам относятся: жесткая позиция кредиторов и затягивание сроков получения кредитов, усиление социальной напряженности в коллективе.
Решение по конкретной ситуации «Рекламное агентство "Компас"»
Необходимо произвести реорганизацию в рекламном агентстве. Ее суть должна состоять в предоставлении максимальной самостоятельности каждому подразделению и обеспечении комплексности оказываемых услуг. В результате вместо трех отделов появятся мини-компании (предлагаемая структура приведена ниже, на рис. 7.5).
Наряду с предоставлением максимально возможной автономии необходимо улучшить контроль за взаимоотношениями персонала и клиентов. Для этого предлагается внедрить систему бюджетирования.
Глоссарий
Адаптация (adaptation) — процесс приспособления организации к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптивная структура (adaptive structure) — организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механической (бюрократической). Называется также органистической структурой.
Деловая среда (task (business) environment) включает элементы, которые, находясь за пределами организации, непосредственно взаимодействуют с ней и оказывают прямое влияние на организацию в целом или ее отдельные части:
потребители, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, организации инфраструктуры, международный сектор и др.
Жизненный цикл организации (organization life cycle) — период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок.
Жизненный цикл продукции (product life cycle) — это временной интервал, который включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителем.
Изменения (changes) — организационный процесс, основанный на содержательной деятельности менеджеров, направленный как на нарушение динамического равновесия, так и на относительно устойчивое изменение организационной структуры, вызванное этой деятельностью.
Лидер (leader)— это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он желает, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения.
Механистическая структура (mechanistic structure) — организационная структура, характеризующаяся большой сложностью, высокой степенью формализации, ограниченной информационной сетью, низким уровнем участия всего персонала в управлении.
Миссия (mission) — предназначение организации, основная цель ее существования.
Организация (organization) — это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей).
Организационная культура (organizational culture) — это система общепринятых и разделяемых работниками организации ценностей, убеждений, правил, норм поведения.
Организационная структура (organizational structure) — это совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций управления и осуществление процессов для достижения определенных целей.
Ресурсы (resources) — наличные или требуемые средства, получаемые организацией из внешней среды, обеспечивающие стабильную работу и достижения ее целей:
материалы, сырье, оборудование, финансы, информация, люди и т.п.
Риск (risk) — уровень неопределенности в предсказании результата.
Ситуационный подход (contingency approach) — концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде.
Стиль руководства (leadership style) — обобщенный тип поведения, система сложившихся отношений между руководителем и подчиненными, совокупность форм и методов управления, используемых в процессе достижения поставленных целей.
Стратегия (strategy)— долгосрочный план, направленный на реализацию миссии и целей организации. Стратегия включает выработку курса действий и распределение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей.
Цель (goal) — конечное состояние или желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации.
Библиография
1. Ансофф И. Стратегическое планирование / Пер. с англ. М.: Экономика, 1998.
Это один из фундаментальных трудов по стратегическому планированию. В нем рассматриваются предпосылки стратегического управления, дается концепция формирования стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных единиц.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.; Гардарика, 1998.
В книге освещается широкий круг вопросов менеджмента деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Рассмотрение менеджмента ведется с позиции наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого фактора, для успешного выживания в долгосрочной перспективе в динамично меняющейся внешней среде. Представлены различные подходы к классификации организаций, включая при знак взаимодействия с внешней средой, а также характеристику новых типов организаций, таких, как предпринимательская, эдхократическая, многомерная и др.
Несомненный интерес вызывает также изложение концепции стратегического управления и организационной культуры, рассмотрение факторов внешней и внутренней среды, влияющих на выбор организационной структуры и ее характеристики.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А.И.Наумова. М.: Гардарика, 1998.
Книга является дополнением к данному модулю и содержит мето дические материалы, описывающие различные подходы к изучению менеджмента, и материалы для практических занятий — конкретные ситуации, упражнения и задания.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.
В учебнике рассматриваются основные вопросы стратегического управления — от разработки до реализации стратегий в трех ключевых сферах: развития и поведения во внешней среде, создаваемого продукта, персонала организации.
5. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. М.: МНИИПУ, 1996.
В книге в систематизированном и сжатом виде рассматриваются основные понятия и концепции управления организацией. Даются характеристики разнообразных прогрессивных форм организации производства и научно-производственной деятельности в крупном, среднем и мелком бизнесе. Показана специфика и даны многочисленные примеры успешной деятельности американских, японских и европейских фирм. Освещается проблема взаимоотношений организации с внешней средой. Подробно рассмотрены ключевые элементы управления «7—С», среди которых в рамках рассматриваемого модуля вызывают особый интерес вопросы разработки стратегии фирмы, ее организационной структуры, формирования организационной культуры, осуществления организационных изменений.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации: В 2 ч. М.: Кодекс, 1995—1996. Ч. I. 1995; Ч. II. 1996.
Кодексом установлена система организационно-правовых форм юридических лиц, определены права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Систематизированы основные формы коммерческих и некоммерческих организаций.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. СПб.: АО Коруна, 1994.
В книге с системных позиций рассматриваются все главные аспекты маркетинга, которые необходимо знать менеджеру: система маркетинговых исследований и маркетинговая среда, характеристики рынков, стратегическое планирование и планы маркетинга, установление цен, продвижение товаров и т.д.
8. Мескон М.Х., Альберт. М., Хедуори Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
Книга дает основополагающее представление о формальных орга низациях и об эффективном управлении ими. Она включает вопросы развития теории и практики управления. С точки зрения рассматриваемых в модуле проблем особый интерес вызывает рассмотрение основных внутренних переменных организации, внешних факторов и характеристик окружающей среды, вопросов управления изменениями.
9. Мильнер Б.3. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998.
В книге дана эволюция взглядов на сущность организации и организационную структуру, раскрыты вопросы функционирования организаций и их адаптации к рынку, рассмотрены перспективные формы организаций, этапы и методы организационного проектирования.
10. Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2 т. / Пер. с англ. М.: Издатцентр, 1997.
В книге отражен широкий спектр вопросов управления организацией в условиях рыночной экономики, излагаются традиционные и новые теории, анализируется практический опыт последних десятилетий до середины 90-х годов, даются рекомендации по исполь зованию подходов и методов управления в зависимости от конкретных условий.
11. Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980.
В книге подробно рассматриваются методические подходы к оценке организованности систем на основе построения нормативной цепочки показателей. Даются рекомендации по практическому использованию.
12. Tameucu К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена / Пер. с англ. М.: Московский бизнес, 1990.
В книге анализируются симптомы «Синдрома большого бизнеса» и предлагаются пути, с помощью которых можно по мере роста и изменений компании вдохнуть в нее предпринимательский дух и достигнуть процветания. На примере корпорации «Омрон» наглядно продемонстрировано использование органического подхода к управлению организацией.
13. Томпсон А.А., Стрчкленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
В книге рассматриваются теоретические вопросы и практические проблемы стратегического управления предприятиями. Дается современная трактовка реализации стратегии. Описывается вся цепочка стратегического управления — от возникновения идеи, разработки стратегии до ее реализации.
14. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатша. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1998.
Во втором издании учебника представлен материал, который освещает теоретические и практические вопросы общего и функционального управления организацией. В книге анализируется опыт деятельности различных российских организаций в области стратегического, инновационного, финансового менеджмента, маркетинга, управления персоналом и производством.
С точки зрения рассматриваемого модуля наибольший интерес представляет глава 1.2 «Организация как объект управления», в которой раскрывается понятие организации, дана их классификация, описаны различные подходы к управлению ими, факторы и переменные внешней и внутренней среды. Рассмотрены также и новые тенденции в развитии организационных форм на примере появления предпринимательских союзов, кластеров, виртуальных корпораций.
Представляет также интерес второй раздел — «Стратегическое управление», где рассмотрены примеры использования основных положений стратегического подхода в управлении российскими предприятиями.
15. ХоскингА. Курс предпринимательства: Практическое пособие / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
В учебнике дается общее представление о бизнесе и его основных организационных формах. Подробно рассматриваются такие функциональные области деятельности предприятия, как финансы, маркетинг, производство, снабжение, персонал. Дается характеристика внутренней среды организации, организационной структуры, рассматривается поведение индивидуума, группы и организации. Анализируется среда бизнеса (предпринимательства). Вызывает интерес глава, в которой раскрываются проблемы взаимоотношений между предприятием, поставщиками, клиентами, правительством (государственными органами). Рассматривается проблема соответствия предприятия внешней среде.
Список рисунков
Рис. 2.1. Организация — открытая система
Рис. 2.2. Жизненный цикл организации
Рис. 3.1. Линейная организационная структура
Рис. 3.2. Функциональная организационная структура
Рис. 3.3. Линейно-функциональная организационная структура
Рис. 3.4. Дивизиональная продуктовая организационная структура
Рис. 3.5. Дивизиональная региональная организационная структура
Рис. 3.6. Дивизиональная смешанная организационная структура
Рис. 3.7. Матричная организационная структура
Рис. 4.1. Изменение деловой среды организации
Рис. 4.2. Деловая среда организации
Рис. 4.3. Матрица для оценки уровня неопределенности деловой среды
Рис. 4.4. Влияние сложности и изменчивости деловой среды на выбор типа организационной структуры
Рис. 5.1. Модель пяти сил конкуренции
Рис. 5.2. Схема анализа конкурентов
Рис. 6.1. Эволюция организации и принципов управления
Рис. 6.2. Анализ поля сил
Рис. 6.3. Процесс стратегического управления
Рис. 6.4. Схема организационной структуры рекламного агентства «Компас»
Рис. 7.1. Сетевые организации и их разновидности
Рис. 7.2. Принципы виртуальной организации
Рис. 7.3. Современные тенденции развития организаций
Рис. 7.4. Схема организационной структуры ОАО «Шатура»
Рис. 7.5. Схема организационной структуры рекламного агентства «Компас»
Список таблиц
Таблица 2.1. Предельная численность персонала малых организаций по отраслям.
Таблица 2.2. Оценка параметров организации.
Таблица 2.3. Характеристика механистического и органического типов организационных систем.
Таблица 2.4. Анализ ситуации на стадии создания организации. Таблица 2.5. Выбор типа управления.
Таблица 3.1. Сравнительная характеристика организационных структур.
Таблица 4.1. Деловая среда организации.
Таблица 4.2. Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды организации.
Таблица 5.1. Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию организации с деловой средой.
Таблица 5.2. Анализ факторов, препятствующих эффективному взаимодействию.
Таблица 5.3. Взаимодействие организации с потребителями.
Таблица 5.4. Методы, используемые организацией для взаимодействия с окружающей средой.
Таблица 6.1. Реакции в производстве и конкуренции.
Таблица 6.2. Инновационная и предпринимательская реакция.
Таблица 7.1. Разновидности межстрановых компаний.
Таблица 7.2. Основные характеристики сетевых организаций.
Таблица 7.3. Две модели организации.
Об авторах
Смирнова В.Г.
Специалист в области менеджмента и теории организации, автор более 40 опубликованных работ, руководитель международных проектов, кандидат экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой теории организации и управления ГУУ.
Мильнер Б.3.
Известный специалист в области теории организации и управления, автор более 300 опубликованных работ. Среди них такие монографии, как «Организация программно-целевого управления» (1980), «Реформы управления и управление реформами» (1994), «Теория организации» (1999). Заслуженный деятель науки и техникиРФ, академикРАЕН,член ряда зарубежных академий наук и ассоциаций по управлению. Доктор экономических наук, профессор, первый заместитель директора Института экономикиРАН, заведующий кафедрой организации и управленияГУУ.
Антонов В.Г.
Специалист в области теории и организации управления. Автор более 30 работ по проблемам организации управления. Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории организации и управленияГУУ.
Латфуллин Г. Р.
Известный специалист в области теории управления, автор многочисленных работ по проблемам управления организацией. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории организации и управления, директор Института государственного и муниципального управления ГУУ.
Смирнова Валентина Григорьевна, Мильнер Борис Захарович, Латфуллин Геннадий Рашидович, Антонов Виктор Глебович