Мировые управленческие концепции

Современные процессы глобализации экономики приводят к тому, что методы менеджмента в разных странах становятся схожими. Принято считать, что менеджеры во всех странах думают и действуют примерно одинаково, однако это не совсем так. Национальная специфика тоже существенно влияет на работу менеджера в каждой конкретной стране. Наиболее заметными национальными особенностями обладает Японский менеджмент, а наиболее распространенными во всем мире принято считать принципы и методы Американского менеджмента. Однако и Японский менеджмент получает все большее распространение например в таких странах как: Южная Корея, Китай, Сингапур, Тайланд.
Обычно выделяют две противоположные модели менеджмента это Азиатская модель (японская) и Американская модель. Европейский стиль в основном является подобием американской модели. Российский же стиль стоит особняком в этой классификациях, он проходит стадию становления.
Мы рассмотрим в отдельности каждое из направлений. Начнем с Американской модели менеджмента.
Понимание того, что менеджмент - это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира. Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX - XX веков, когда в США переживали экономический бум. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, которая оказала значительное влияние на формирование всех направлений в американской теории управления. Именно в американской модели менеджмента в 60-е годы возник термин «человеческие ресурсы». Современная американская модель базируется на трёх исторических предпосылках:

• наличие рынка и рыночных отношений;
• индустриальный способ организации производства (машинный);
• корпорация как основная форма предпринимательства.

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Американская модель менеджмента определяется следующими национальными особенностями :

· это способность бороться до конца, утверждая свое превосходство

· это подчеркивание своей исключительности в этом мире

· это борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям

· это энергичность и активность

· это индивидуализм

Особенности у американского менеджмента следующие: бизнесмены действуют прямолинейно, они прибегают к натиску и приказу в процессе ведения переговоров, они сразу переходят к сути вопроса. Перемещение по должности здесь происходит быстро, а критерием для этого перемещения является способность к обучению у работника. Специализация здесь. как правило, узкая у человека, но есть тенденция к расширению этой специализации, т.е. к освоению новых специальностей. Форма обучения и получения квалификации здесь традиционная, процесс принятия решения происходит сверху в низ. Принимаются решения быстро, но реализуются медленно. Найм работников здесь краткосрочный, а работа меняется в зависимости от материальной выгоды.
Вот таким является американский стиль менеджмента.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Противоположная модель Американской это Японская модель менеджмента.
Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной раздробленности, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации, будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.
Японская модель менеджмента сформировалась под влиянием 2х факторов:

· творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления

· последовательное сохранение национальных традиций.

Японский менеджмент характеризуется следующими чертами.

Черты японского характера:

· трудолюбие

· эмоциональная сдержанность

· дипломатичность

· бережливость

· восприимчивость к новому

· работа группами

Взаимоотношения в азиатском стиле строятся на взаимном доверии, на дружеских и родственных отношениях.
Уровень образования подчиненных постоянно повышается, при этом присутствует чувство соучастия в отношениях подчиненного с руководителем. Существует уверенность в успехе долгосрочных планов компании, всегда есть понимание совместного вклада в развитие компании.
Доминирующие качества делового человека здесь это умение работать в команде, ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я" и не желание рисковать.
Критерии к продвижению по службе это жизненный опыт, хорошее знание дела, но при этом само должностное продвижение проходит медленно. Все специалисты здесь имеют широкий профиль, к ним всегда предъявляются определенные требования и всегда есть необходимость повышения квалификации.
Процесс принятия решения здесь происходить с низу вверх, по принципу консенсуса. Решения принимаются долго, зато реализуются быстро.
Когда, в азиатских странах, нанимают работников то предполагается, что его нанимают на всю жизнь, а переход в другую компанию считается не этичным.
Главный мотив поведения здесь, это мотив соучастия и чувство принадлежности. Фирмы здесь, не просто обеспечивают занятость людям, но и дают им возможность для саморазвития и самовыражения. Например известен случай, когда для одного отдельного специалиста в Японии создавался специальный для реализации его идей.
Японский стиль так же отличается от американского и способом ведения переговоров. Здесь к основным вопросам переходят медленно и плавно, цель это сначала добиться доверия, только потом переходить к решению основных вопросов.
Японский менеджмент может включать в себя такие мероприятия, как:

· утренняя зарядка для всех сотрудников

· сотрудников принято одевать к фирменную одежду в рабочие часы

· проведение заседаний с целью принятия решения с помощью консенсуса

· воспитание преданности компании

· обязательное вознаграждение за достигнутые успехи

· создание кружков качества

· наличие одной столовой как для руководителей, так и для рабочих

· при оплате труда в наибольшей мере учитывается стаж сотрудника

· практика поставок Just-and-Time, т.е. точно-в-срок

· сведение перерывов к минимуму

· предоставление пенсии всем членам семьи.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Европейские же организации используют в своей деятельности различные модели, так выделяются германская модель, французская и другие. Но германская считается классической, поэтому мы рассмотри именно ее. Она имеет следующие особенности:

· это стимулирование профессиональной подготовки

· это техническая подготовленность менеджера

· это расширенный объем ответственности и полномочий

· это лояльность менеджера

· качество и иновации

· это формализованный подход к управлению производством.

Таким образом мы обсудили Японский( азиатский) стиль, американский стиль и отчасти европейский. Теперь пора поговорить про Российский стиль менеджмента.

ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Российский стиль менеджмента очень часто не выделяется в отдельную модель. Кто-то считает, что его вообще нет, этого стиля менеджмента. Но в наиболее современных классификациях выделяют три модели российского менеджмента.
Первая модель это "менеджмент здравого смысла", он характерен для фирм выросших из коммерческих структур. Он предполагает простоту хозяйственных операций, когда вся инновационная деятельность сводится, в лучшем случае, к отработке способов ухода от налогов. Характеризуется небольшими активами, слабо специализированными функциями управления (один руководитель вполне может совмещать многие функции), большой долей неформального документооборота, быстрым принятием решения и высокой гибкостью политики. Маркетинг чаще всего сводится к поиску одного верного и удачного хода. Большинство таких фирм становятся банкротами в течении 5и лет, однако в России этот процесс может затянуться даже на 2-3 года. Вызвано это прежде всего неразвитостью правовой системы, а так же со слабостью конкурентной борьбы.
Вторая модель это "менеджмент иностранных фирм и их представительств". Модель отличает внешние атрибуты и изыски заимствованные из-за рубежа, но внедрение всех этих изысков происходит фрагментами, так же как и внедрение любой зарубежной технологии у нас. Причины этого кроятся прежде всего в нежелании зарубежных компаний инвестировать в нашу экономику.
Третья модель это "Советская", которая представляет собой американско - германский гибрид 50-летней давности. Здесь штатное расписание, нормативы численности и прочее были разработаны еще в 30х годах в СССР. Причем все это опять же копировалось с германского и американского подходов, и не менялось вплоть до настоящего времени. Отсюда неоправданные завышенные финансовые расходы, низкая производительность, неудовлетворенность персоналом, но функционирует все это за счет бюджетных вливаний.
При этом все три модели, т.е. весь Российский менеджмент ориентирован на:

· воздействие на потребителя с помощью интенсивной рекламы и сбыта не всегда качественного товара

· применение ценовой политики ориентированной прежде всего на перекладывание своих расходов на плечи потребителей либо государства

· всеобщую глобализацию рынка и неспособность вести конкурентную борьбу

· продвижение товара с помощью коррупции.

Вот такие вот особенности российской модели менеджмента. Однако следует отметить, что сейчас ситуация конечно лучше, и данные модели были выделены довольно давно, с того времени многое изменилось и будем надеяться, что ситуация будет меняться в будущем за счет новых менеджеров.

Наши рекомендации