ПО ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА. На третьем курсе студенты в течение учебного года выполняют несколько контрольных заданий

На третьем курсе студенты в течение учебного года выполняют несколько контрольных заданий. В соответствии с учебным планом контрольные задания выполняются в 5 и 6 учебном семестрах; кроме того, в зимнюю сессию студенты выполняют итоговое (зачетное) контрольное задание.

Сроки выполнения контрольных заданий:

1 контрольное задание (3 семестр)- до 5 ноября;

2 контрольное задание (итоговое, зачетное) – до 20 декабря;

3 контрольное задание (4 семестр) – до 5 апреля.

Контрольные задания оформляются так же, как курсовая работа – на листах А4, сдаются для проверки в папке-скоросшивателе.

Первое контрольное задание заключается в решении задачи и ответе на теоретический вопрос; второе контрольное задание – в решении двух задач.

Студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении проблем. Следует изучить условия задачи, уяснить, на какие вопросы требуются ответы, которые должны быть исчерпывающими. Изложенные в задачах фактические обстоятельства предполагаются установленными и доказанными, не следует считать их спорными. Принятое решение нужно аргументировать со ссылками на нормативные акты, конкретные пункты постановлений Пленумов Верховного Суда. В учебных целях можно ссылаться на опубликованную судебную практику, научно-практические комментарии, статьи, учебные пособия и монографии. Желательно формулировать собственную позицию.

Задачи рекомендуется решать по следующей схеме:

1. Определить, является ли поведение лица общественно опасным с уголовно-правовой точки зрения, под признаки каких составов преступлений оно подпадает. При отрицательном ответе необходимо аргументировать принятое решение, указать, какие признаки состава преступления отсутствуют. При положительном ответе необходимо указать статьи (часть, пункт статьи) Особенной части УК РФ. Если преступление выражается в приготовлении либо покушении или совершено в соучастии, то следует применить ст.30, 33 УК РФ. Если в условии задачи фигурируют несколько лиц, то необходимо квалифицировать деяние каждого из них и проанализировать каждый состав преступления.

2. Аргументировать принятое решение со ссылками на нормативные акты, конкретные пункты постановлений Пленумов Верховного Суда. В учебных целях можно ссылаться на опубликованную судебную практику, научно-практические комментарии, статьи, учебные пособия и монографии. Желательно формулировать собственную позицию.

3. Проанализировать по каждой задаче вмененные составы преступлений:

3.1. назвать родовой, видовой, непосредственный (основной, дополнительный) объекты посягательства, а также предмет преступления, если он имеется.

3.2. Установить конструкцию состава преступления (материальный или формальный) и с учетом этого охарактеризовать основные и факультативные признаки объективной стороны (деяние, последствие, причинную связь, способ, место, время, обстановку совершения преступления). Если диспозиция нормы является бланкетной, то при раскрытии признаков объективной стороны необходимо ссылаться на соответствующие нормативные акты.

3.3. Проанализировать субъективную сторону преступления: форму и вид вины (прямой или косвенный умысел, преступное легкомыслие или небрежность), мотив, цель, эмоциональное состояние виновного. Обосновать наличие у него именно такого вида вины.

3.4. Назвать признаки субъекта преступления: возраст, с которого наступает ответственность за данное преступление, вменяемость, специальные признаки, если они имеются.

3.5. Дать характеристику обстоятельствам, усиливающим (квалифицированный состав) или смягчающим (привилегированный состав) ответственность.

3.6. Отграничить анализируемый состав преступления от смежных составов. Например, при анализе грабежа (ст.161 УК РФ) нужно отграничивать его от кражи (ст.158 УК РФ), разбоя (ст.162 УК РФ), вымогательства (ст.163 УК РФ).

Условия задач включить в текст работы

ВЫБОР ВАРИАНТА РАБОТЫ ПО 1 КОНТРОЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ:

Варианты работ распределяются в соответствии с первой буквой фамилии студента. Первый вариант выполняют студенты, фамилии которых начинаются с буквы “А” до буквы “Д” включительно. Второй вариант – с буквы “Е” до буквы “П” включительно. Третий – с буквы “Р” до буквы “Я” включительно.

ВЫБОР ВАРИАНТА РАБОТЫ ПО 2 (ЗАЧЕТНОМУ) КОНТРОЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ:

Варианты работ распределяются в соответствии с первой буквой фамилии студента.

Первый вариант выполняют студенты, фамилии которых начинаются с буквы “А” до буквы “В” включительно.

Второй вариант – с буквы “Г” до буквы “Ж” включительно.

Третий вариант – с буквы “З” до буквы “К” включительно.

Четвертый вариант – с буквы “Л” до буквы “О” включительно.

Пятый вариант – с буквы “П” до буквы “С” включительно.

Шестой вариант – с буквы “Т” до буквы “Х” включительно.

Седьмой вариант – с буквы “Ц” до буквы “Ш” включительно.

Восьмой вариант – с буквы “Щ” до буквы “Я” включительно.

Контрольные задания оцениваются в зависимости от правильности и полноты решения задач.

Для выполнения третьего контрольного задания необходимо составить и защитить преподавателю конспект монографии. Со списком предлагаемых для конспектирования монографий можно ознакомиться на кафедре. Эти книги есть в библиотеке РАП. Кроме того, по согласованию с преподавателем, ведущим в группе семинарские занятия, можно взять для конспектирования и другой источник (200-250 страниц.)

Конспект оформляется так же, как курсовая работа – на листах А4, в папке-скоросшивателе. Объем – от 20 страниц машинописного текста (шрифт 14, интервал одинарный) либо от 50 страниц рукописного текста.

Составление конспекта предваряет беглый просмотр источника с целью определить полноту раскрытия темы; определение характера текста (теоретический или эмпирический); выявление степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Затем наступает этап научно-исследовательской работы по переработке информации. Текст читается повторно и анализируется. Наиболее существенные положения изуча­емого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат. Конспект - это не полное переписывание чужого текста. После прочтения текста - источника, в нём необходимо выделить основные положения, выводы, подобрать примеры, перекомпоновать материал, а уже затем оформить текст конспекта. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного их описания).

При оформлении конспекта указываются автор и точные выходные данные монографии, количество страниц.
Структура конспекта должна полностью соответствовать структуре книги.


После проверки конспектов преподаватель назначает время «защиты». Студент готовит короткий доклад, уделяя при этом внимание ключевым и дискуссионным проблемам, отвечает на вопросы и лишь после этого преподаватель оценивает его работу.

Контрольное задание 1 (5 семестр), срок сдачи – до 5 ноября

Вариант 1.

Задача

Квашин решил убить из ревности свою супругу. За помощь в совершении преступления он заплатил Вугаеву 10 тыс. руб. Квашин и Вугаев ночью подкараулили женщину, Вугаев схватил ее и удерживал, пока Квашин ее душил. Женщина умерла.

Квалифицируйте содеянное Квашиным и Вугаевым.

Вопрос

Особенности квалификации убийства совершенного группой лиц, в отношении лица находящегося в беспомощном состоянии, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».

Вариант 2.

Задача

Попков на почве неприязненных отношений с сестрой несколько раз выстрелил из охотничьего ружья в окно ее дома, когда там находились также Макин, Юрин и Цикин. Выстрелами сестра была убита, Макину причинен тяжкий вред здоровью, Юрину- легкий вред здоровью, Цикин не пострадал.

Квалифицируйте действия Попкова.

Вопрос

Особенности квалификации убийства совершенного с особой жестокостью, в отношении лица находящегося в беспомощном состоянии, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».

Вариант 3.

Задача

Ночью на лестничной площадке общежития колледжа Жаббаров напал на Х., которая находилась в нетрезвом состоянии. Он повалил ее на пол, зажал рот рукой и, сорвав с нее белье, совершил с ней половой акт. После этого Х. вырвалась из рук Жабарова и попыталась убежать. Жабаров догнал потрепевшую, втолкнул ее в пустую комнату, и угрожая вонзить в нее ножницами, повалил ее на кровать, однако половой акт по физиологическим причинам совершить не смог.

Квалифицируйте содеянное.

Имеется ли в действиях виновного совокупность преступлений?

Вопрос

Понятие беспомощного состояния потерпевшего в трактовке Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 15 июня 2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Контрольное задание 2 (итоговое, зачетное), срок сдачи – до 20 декабря

Вариант 1.

Наши рекомендации