Социально-культурные факторы
Основные факторы макросреды
Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями.
Демографические факторы
Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Наиболее существенными демографическими тенденциями могут являться: мировой демографический взрыв (когда народонаселение растет «взрывными» темпами), снижение рождаемости, старение населения, миграция населения, повышение образовательного уровня и др.
Природные факторы
Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку.
- Дефицит некоторых видов сырья.
- Удорожание энергии.
- Рост загрязнения среды.
Научно-технические факторы
Наиболее драматичной силой, определяющей людские судьбы, оказалась техническая и прикладная наука. Научно-технический комплекс породил пенициллин, операции на открытом сердце, а также газ, автомат. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Фирмы должны внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса.
Политико-правовые факторы
Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельные лица, ограничивают свободу их действий в рамках общества.
Социально-культурные факторы
Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться следующие особенности культурного уклада:
- Стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям
- Субкультуры в рамках единой культуры.
- Временные изменения вторичных культурных ценностей.
6.Экономические факторыразвития страны важны для определения покупательской способности населения страны.
Ниже перечислены основные экономические факторы макросреды фирмы.
1. Покупательская способность населения.
2. Пропорции распределения доходов в стране.
3. Финансово-кредитное положение в стране.
4. Общехозяйственная структура.
5. Изменение в структуре потребления граждан.
6. Эластичность потребления.
7. Отраслевая структура экономики страны.
Одна из важнейших характеристик рынка – покупательская способность населения. Общий уровень платежеспособного спроса зависит от текущих доходов населения, уровня цен, сбережений, долгов и доступности кредита. Тенденции в изменении доходов и структуре расходов имеют большое значение для маркетинга.
В каждой стране мира складывается только ей присущий уровень и пропорции распределения доходов; порой эти отличия весьма значительны. Пропорции распределения доходов определяются отраслевой структурой экономики.
Не меньшее влияние на пропорции распределения доходов оказывает политическая система государства. В маркетинге обычно выделяют пять типов стран с различными устойчивыми пропорциями распределения доходов:
1. Очень низкие доходы.
2. Преимущественно низкие доходы.
3. Очень низкие и очень высокие доходы.
4. Низкие, средние и высокие доходы.
5. Преимущественно средние доходы.
Абсолютные расходы потребителей зависят от размеров сбережений, задолженности и возможностей получения кредита. Маркетологи должны следить за любыми более или менее значительными изменениями в доходах, в уровне прожиточного минимума, процентных ставок и сбережений и в условиях получения кредита. Все это может серьезно сказаться на бизнесе, особенно тех компаний, спрос на товары которых чувствителен к уровню цен и доходов.
На примере Пинскдре