Вопрос 4 Основные элементы налогового менеджмента
Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро- и микроуровнях. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает налоговые отношения, налоговый процесс и налоговый механизм (рис. 1).
На микроуровне в налоговый менеджмент входят только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятиями, а именно:
· Налоговое администрирование
· Налоговое планирование
· Налоговый учет и контроль
Налоговое администрированиепредполагает:
• постановку налогоплательщика на налоговый учет и выполне-
ние им других обязательных организационных действий, не
обходимых для ведения хозяйственной деятельности;
• установление законодательных и нормативных актов по ис-
полнению налогоплательщиком обязанностей по уплате на
логов;
• регулирование порядка изменения срока уплаты налогов;
• контроль и обеспечение исполнения налогоплательщиком
обязанностей по уплате налогов.
Налоговое планирование — это неотъемлемая часть планирования на уровне государства и хозяйствующего субъекта управления.
Государственное налоговое планирование— совокупность действий исполнительных органов управления по выработке общей структуры доходных статей бюджета, оценка налоговых поступлений бюджета в расчете на перспективу и на текущий год.
Корпоративное налоговое планирование— целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование налогового законодательства с целью уменьшения залоговых платежей в бюджет.
Налоговый учет— выбранная в соответствии с Налоговым кодексом РФ совокупность способов определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам, а также налогоплательщиками на уровне предприятия по отдельным элементам налогового процесса (политика организации для целей налогообложения, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый самоконтроль).
Вопрос 5 . Основы организации налогового менеджмента
Специфика субъекта и объекта, целей и задач управления на макро- и микроуровнях обусловила выделение в общей системе налогового менеджмента двух звеньев: государственного и корпоративного.
В рамках государственного налогового менеджментарешаются задачи управления налоговыми потоками в масштабе страны и ее регионов. Цель такого управления заключается в максимально возможном обеспечении органов власти доходными источниками. Менеджерский подход предполагает достижение этой цели не любыми средствами, а на основе эффективной налоговой политики, обеспечивающей рост налоговых доходов на базе роста производства, продаж и доходов налогоплательщиков.
Корпоративный налоговый менеджментохватывает уровень управления налоговыми потоками на предприятиях. Его основной задачей является оптимизация налогов, уплачиваемых конкретным предприятием на основе принятия управленческих решений. Конечная цель корпоративного налогового менеджмента — за счет оптимизации налогов увеличить доходы (денежные потоки) предприятия. Корпоративный налоговый менеджмент призван решать проблемы управления налоговыми взаимоотношениями предприятий с государством, возникающие в связи с исполнением обязанностей по уплате налоговых платежей.
Несмотря на кажущиеся противостояние, различие субъектов, целей и задач государственного и корпоративного налогового менеджмента, обоим звеньям (уровням) управления присущи общие черты, принципы и другие основы организации:
1. общая экономическую цель — рост производства, продаж и доходов;
2. применение единых организационных подходов к управлению налоговыми потоками;
3. единообразие подходов к процессу принятия управленческих решений в области входящих и исходящих налоговых потоков субъекта управления.
4. единые управленческие понятия, такие как налоговый бюджет (он же налоговый баланс), налоговые доходы и расходы;
5.в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговый менеджмент подразделяется на стратегический и тактический.
Стратегический налоговый менеджментопределяет долговременный курс (направления деятельности) субъекта налогового менеджмента и в большей мере основывается на перспективном налоговом планировании, прогнозировании и регулировании как стратегических элементах системы управления в целом.
Тактический налоговый менеджментпредусматривает решение задач конкретного периода развития путем текущего налогового планирования и бюджетирования, контроля и мониторинга, внесения оперативных изменений в налоговый процесс.
Промежуточным положительным результатом налогового менеджмента является получение дополнительных налоговых доходов и налоговой прибыли. Однако для достижения конечной цели управления важен не единовременный факт получения налоговой прибыли, а ее долговременный, устойчивый рост на основе эффективного использования (вложения) налоговых доходов (прибыли), обеспечивающего в перспективе дополнительный рост налоговых доходов.
Как любая организационная структура, налоговый менеджмент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить следующие:
1. взаимосвязь с общей системой управления экономикой
и финансами;
2. комплексный и стратегический характер принимаемых
управленческих налоговых решений;
3. динамизм налогового управления;
4. многовариантность подходов и управленческих решений;
5. учет фактора риска при принятии решений.
Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента на макро- и микроуровнях.