Вопрос 4 Основные элементы налогового менеджмента

Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функ­ционирование налогового процесса на макро- и микроуровнях. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структур­но включает налоговые отношения, налоговый процесс и налоговый механизм (рис. 1).

На микроуровне в налоговый менеджмент входят только от­дельные элементы налогового процесса, являющиеся прерога­тивой органов управления предприятиями, а именно:

· Налоговое администрирование

· Налоговое планирование

· Налоговый учет и контроль

Налоговое администрированиепредполагает:

• постановку налогоплательщика на налоговый учет и выполне­-
ние им других обязательных организационных действий, не­
обходимых для ведения хозяйственной деятельности;

• установление законодательных и нормативных актов по ис­-
полнению налогоплательщиком обязанностей по уплате на­
логов;

• регулирование порядка изменения срока уплаты налогов;

• контроль и обеспечение исполнения налогоплательщиком
обязанностей по уплате налогов.

Налоговое планирование — это неотъемлемая часть планирования на уровне государства и хозяйствующего субъекта управления.

Госу­дарственное налоговое планирование— совокупность действий ис­полнительных органов управления по выработке общей структуры доходных статей бюджета, оценка налоговых поступлений бюджета в расчете на перспективу и на текущий год.

Корпоративное налого­вое планирование— целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование налогового зако­нодательства с целью уменьшения залоговых платежей в бюджет.

Налоговый учет— выбранная в соответствии с Налоговым ко­дексом РФ совокупность способов определения доходов или расхо­дов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффектив­ных решений в области управления входящими и исходящи­ми налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществ­ляется в рамках налогового процесса, организуемого государ­ством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам, а также налогоплательщиками на уровне предприятия по отдельным элементам налогового процесса (политика организации для целей налогообложения, налоговое планирование, налоговое регулирование и налого­вый самоконтроль).

Вопрос 5 . Основы организации налогового менеджмента

Специфика субъекта и объекта, целей и задач управления на макро- и микроуровнях обусловила выделение в общей си­стеме налогового менеджмента двух звеньев: государственно­го и корпоративного.

В рамках государственного налогового менеджментареша­ются задачи управления налоговыми потоками в масштабе страны и ее регионов. Цель такого управления заключается в максимально возможном обеспечении органов власти доход­ными источниками. Менеджерский подход предполагает до­стижение этой цели не любыми средствами, а на основе эффек­тивной налоговой политики, обеспечивающей рост налоговых доходов на базе роста производства, продаж и доходов налого­плательщиков.

Корпоративный налоговый менеджментохватывает уровень управления налоговыми потоками на предприятиях. Его ос­новной задачей является оптимизация налогов, уплачиваемых конкретным предприятием на основе принятия управленче­ских решений. Конечная цель корпоративного налогового ме­неджмента — за счет оптимизации налогов увеличить доходы (денежные потоки) предприятия. Корпора­тивный налоговый менеджмент призван решать проблемы управления налоговыми взаимоотношениями предприятий с государством, возникающие в связи с исполнением обязанно­стей по уплате налоговых платежей.

Несмотря на кажущиеся противостояние, различие субъек­тов, целей и задач государственного и корпоративного нало­гового менеджмента, обоим звеньям (уровням) управления присущи общие черты, принципы и другие основы организа­ции:

1. общая экономическую цель — рост произ­водства, продаж и доходов;

2. применение единых организационных подходов к управлению налоговыми потоками;

3. единообразие подходов к процессу принятия управленческих решений в области входящих и исходящих налоговых потоков субъекта управле­ния.

4. единые управленче­ские понятия, такие как налоговый бюджет (он же налоговый баланс), налоговые доходы и расходы;

5.в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговый менеджмент подразделяется на стра­тегический и тактический.

Стратегический налоговый менеджментопределяет долговре­менный курс (направления деятельности) субъекта налогового менеджмента и в большей мере основывается на перспективном налоговом планировании, прогнозировании и регулировании как стратегических элементах системы управления в целом.

Тактический налоговый менеджментпредусматривает реше­ние задач конкретного периода развития путем текущего нало­гового планирования и бюджетирования, контроля и монито­ринга, внесения оперативных изменений в налоговый процесс.

Промежуточным положительным результатом налогового менеджмента является получение дополнительных налоговых доходов и налоговой прибыли. Однако для достижения конеч­ной цели управления важен не единовременный факт получе­ния налоговой прибыли, а ее долговременный, устойчивый рост на основе эффективного использования (вложения) на­логовых доходов (прибыли), обеспечивающего в перспективе дополнительный рост налоговых доходов.

Как любая организационная структура, налоговый менедж­мент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить следующие:

1. взаимосвязь с общей системой управления экономикой
и финансами;

2. комплексный и стратегический характер принимаемых
управленческих налоговых решений;

3. динамизм налогового управления;

4. многовариантность подходов и управленческих решений;

5. учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогово­го менеджмента на макро- и микроуровнях.

Наши рекомендации