Условия реализации программы дисциплины. Экономика организации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее – СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее – НПО) 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профильное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Севастополя «Индустриально-педагогический колледж» ( ГБПОУ СПО ГС ИПК)
Разработчик: Давидюк И.В., старший преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на курсах переподготовки и повышения квалификации.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.01 «Экономика организации» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения профессиональных модулей, и относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
¾ определять организационно-правовые формы организаций;
¾ находить и использовать необходимую экономическую информацию;
¾ определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
¾ заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
¾ рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
¾ сущность организации как основного звена экономики отраслей;
¾ основные принципы построения экономической системы организации;
¾ принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
¾ методы оценки эффективности их использования;
¾ организацию производственного и технологического процессов;
¾ состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
¾ способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
¾ механизмы ценообразования;
¾ формы оплаты труда;
¾ основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 152 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 101час;
самостоятельной работы обучающегося 51 час.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Домашняя работа (выполнение тестовых заданий, решение задач, составление плана конспекта по вопросам темы), подготовка докладов | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика организации
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | ||
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | |||
Самостоятельная работа обучающихся.Работа по вопросам темы, выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. | |||
Раздел 1. Организация в условиях рынка | |||
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в условиях рыночной экономики | Содержание учебного материала | ||
Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Организация - понятие и основные признаки. | |||
Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.Отраслевые особенности организации, влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся.Работа по вопросам темы, выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. | |||
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций | Содержание учебного материала | ||
Предпринимательство - составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое. Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования. | |||
Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся : Работа по вопросам темы, выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. Составление схемы: «Классификация организаций». | |||
Тема 1.3. Производственная структура организации | Содержание учебного материала | ||
Производственная структура организации ее элементы. Типы производства. Производственный процесс: понятие, содержание и структура. Производственный цикл, его структура, длительность ипути его сокращения. Основное и вспомогательное производство. | 1,2 | ||
Совершенствование производственной структуры организации в условиях рынка. Понятие качества и конкурентоспособности продукции. Техническая подготовка производства. | |||
Практическое занятие № 1Определение типа организации и типа производства на предприятии. | |||
Самостоятельная работа обучающихся : Работа по вопросам темы, выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. Реферат на тему: «Совершенствование производственной структуры организации в условиях рынка». | |||
Раздел 2. Материально-техническая база организации. | |||
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве. | Содержание учебного материала | ||
Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоёмкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала. Производственная мощность, ее сущность и виды. Расчет производственной мощности. Показатели использования производственной мощности. | 1,2 | ||
Практическое занятие № 2Основные средства предприятия и показатели их использования. | |||
Самостоятельная работа обучающихся:решение задач по показателям эффективности использования основного капитала. | |||
Тема 2.2. Оборотный капитал | Содержание учебного материала | ||
Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств | 1,2 | ||
Практическое занятие №3 Расчет показателей использования оборотного капитала. | |||
Самостоятельная работа обучающихсяРешение задач по показателям эффективности использования оборотного капитала. | |||
Тема 2.3. Аренда, лизинг, нематериальные активы | Содержание учебного материала | ||
Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся:Работа по вопросам темы, выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. Схема: отличия аренды от лизинга. | |||
Контрольная работа по темам: Основной капитал и его роль в производстве, Оборотный капитал, Аренда, лизинг, нематериальные активы. | |||
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации. | |||
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда | Содержание учебного материала | ||
Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. | 1,2 | ||
Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Методы нормирования труда. | |||
Производительность труда - понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда. | |||
Практическое занятие №4Расчет показателей изменения списочной численности персонала. Расчет бюджета рабочего времени | |||
Самостоятельная работа обучающихся :подготовка сообщений на тему: «Факторы и резервы роста производительности труда на предприятиях различных отраслей» | |||
Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда | Содержание учебного материала | ||
Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение. Бестарифная система оплаты труда. | 1,2 | ||
Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации. | |||
Практическое занятие №5Расчет заработной платы различных категорий работников. Расчет фонда оплаты труда. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:решение задач на расчет заработной платы и фонда оплаты труда. Работа по вопросам темы, выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. | |||
Раздел 4. Основные показатели деятельности организации | |||
Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции | Содержание учебного материала | ||
Понятие и состав издержек производства и реализации продукции .Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости. | 1,2 | ||
Смета затрат и методика ее составления. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. | |||
Практическое занятие № 6 Составление калькуляции. Составление сметы затрат. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. | |||
Тема 4.2. Ценообразование | Содержание учебного материала | ||
Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования. Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами.Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство. | 1,2 | ||
Практическое занятие №7Определение цены товара. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:Решение задач, работа по вопросам теста. Подготовка докладов на тему «Эффективные стратегии ценообразования». | |||
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | ||
Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли. | 1,2 | ||
Рентабельность - показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства. | |||
Практическое занятие №8Расчет прибыли. Расчет рентабельности продукции. | |||
Самостоятельная работа обучающихся:решение задач на расчет прибыли и рентабельности продукции. | |||
Контрольная работа по темам: Кадры организации и производительность труда, Прибыль и рентабельность, Издержки производства и реализации продукции, Ценообразование, Формы и системы оплаты труда | |||
Тема 4.4. Финансы организации | Содержание учебного материала | ||
Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Группы финансовых отношений организации. Финансовый механизм.Финансовые методы. | |||
Финансовые ресурсы организации, их структура. Формирование финансовых ресурсов. Собственные и заемные финансовые источники. | |||
Самостоятельная работа учащихся:Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. | |||
Раздел 5. Планирование деятельности организации | |||
Тема 5.1. Планирование деятельности организации | Содержание учебного материала | ||
Планирование как основа рационального функционирования организации. Составные элементы и методы внутрифирменного планирования. Этапы планирования. Выработка общих целей организации, детализация и конкретизация целей для определенного этапа развития, определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей. Контроль за достижением целей. Классификация планов по признакам. Основные принципы планирования. Методологические основы планирования. Показатели плана. | 1,2 | ||
Бизнес-план - основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно-правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования. | |||
Самостоятельная работа обучающихся:подготовка сообщения на тему «Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования». | |||
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации | Содержание учебного материала | ||
Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико- экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы: классификация и порядок расчета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений.Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | |||
Теоретические занятия | |||
Практические занятия | |||
Контрольная работа | |||
Самостоятельная работа | |||
Всего |
.Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
условия реализации программы дисциплины