Основные формы организации предпринимательства (единоличное владение, партнерство, корпорация)
Единоличное владение - в буквальном смысле самостоятельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.
Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип организации производственной деятельности имеет определенные преимущества:
1. Единоличное владение легко учредить, так как практически нет бюрократической волокиты и расходов на юридические услуги.
2. Владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присутствует сильный непосредственный стимул вести дела эффективно.
Недостатки. Однако недостатки этой организационной формы весьма значительны:
1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие
2. Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предпринимательству небольшого масштаба обычно недоступны.
3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами.
Партнерство как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является естественным развитием единоличного владения. Партнерство - это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела.
Преимущества.
1. Подобно единоличному владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.
2. Благодаря большему числу участников соглашения становится возможной более высокая специализация в управлении.
3. Также благодаря тому, что объединяются несколько участников, финансовые ресурсы компании будут менее ограниченны, чем ресурсы единоличного владения. Партнеры могут объединять свой денежный капитал, их предприятие представляется банкирам менее рискованным.
Недостатки. Партнерство часто оказывается менее способно преодолеть несовершенства единоличного владения, чем это кажется поначалу.
1. Когда несколько человек участвуют в управлении, подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся по главным вопросам.
2. Финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности единоличного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.
3. Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.
4. Наконец, неограниченная ответственность угрожает партнерствам точно так же, как и единоличным владениям. Фактически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия — не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера.
Корпорация — это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством "юридические лица" могут приобретать ресурсы, владеть активами, производите и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.
Преимущества.
1. Корпорация — наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Более того, корпорации обычно имеют более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению с другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в их способностях обеспечить банкам прибыльность счетов.
2. Другое существенное преимущество корпораций — это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация пойдет ко дну, сев на риф банкротства.
3. Благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем и расширять масштабы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологий массового производства.
4. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении — от ее собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны.
Недостатки.
1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
2. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, несмотря на то что это запрещено законом, корпоративная форма бизнеса может стать базой для выпуска и продажи не имеющих никакой стоимости ценных бумаг.
3. Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции.
4. В крупных корпорациях, акции которых широко распылены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.
Вопрос #27
Экономический риск: сущность, виды, факторы, последствия и методы предупреждения.
Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом.
По источнику возникновения риск квалифицируется как хозяйственная деятельность, связанная с личностью человека и обусловленная природными факторами.
По причине возникновения риск выступает как следствие неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации.
Допустимый уровень риска. Три варианта риска: допустимый, критический, катастрофический.
Допустимый уровень потерь. Предприниматель сам устанавливает для себя их уровень. При выборе проекта обычно учитывается ожидаемая отдача и уровень риска.
Критический уровень потерь означает, что вероятность потерь распространяется на всю предпринимательскую выручку.Принимая проект предприниматель готов к тому, что в случае неудачи он возместит все понесенные затраты за свой счет. Вместе с тем при использовании критического варианта важно знать вероятность потерь, превышающих установленный уровень.
Катастрофический уровень потерь приводит к потере всего имущества предпринимателя и в результате к банкротству предприятия. Вероятность риска может быть уменьшена за счет использования самострахования, а также передачи риска другим организациям и отдельным физическим лицам путем хеджирования, выпуска опционов, финансовых фьючерсов.
Виды риска. В предпринимательской деятельности можно выделить такие виды риска как производственный, коммерческий, финансовый и кредитный.
Производственный риск связан с производством и реализацией продукции и предоставлением услуг. Важнейшими факторами производственного риска являются возможное снижение объемов производства и реализации, рост материальных затрат, повышение налогов и разного рода отчислений.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем. Основными причинами коммерческого риска выступают повышение закупочных цен, непредвиденное снижение объемов закупок, потери товаров при транспортировке, снижение объемов реализации. Смягчения коммерческого риска можно достигнуть путем заключения долгосрочных соглашений между покупателями и поставщиками.
Финансовый риск зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия. Чем больше заемных средств, тем выше уровень риска. Крупные фирмы содержат специального менеджера по риску, который работает в тесном сотрудничестве с другими менеджерами.
Кредитный риск связан с возможностью того, что заемщик не сможет осуществлять запланированные платежи.
Методы снижения риска. Обычно используется три способа снижения уровня риска: диверсификация, страхование, получение полной информации.
Диверсификация — это метод минимизации риска путем распределения усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны (что позволяет избежать части риска).
Страхование. Люди, не склонные к риску, для того чтобы избежать его, готовы отказаться от части дохода. Если стоимость страховки равна возможному убытку, то не склонные к риску люди захотят застраховаться так, чтобы обеспечить полную компенсацию любых финансовых потерь, которые они могут понести. В результате приобретение страховки гарантирует человеку получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет.
Получение полной информации. Имея доступ к необходимой информации, потребители могут сделать более точный прогноз и снизить риск. Учитывая, что информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее.
Вопрос #28