Малые предприятия и индивидуальное предпринимательство на автомобильном транспорте.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (КГБПОУ)

«Алтайский государственный колледж»

КУРС ЛЕКЦИЙ И ПРОГРАММА

ТЕМА: Планирование малого бизнеса на автомобильном транспорте.

ПМ 02. «Организация деятельности коллектива исполнителей» специальность: 22.02.03, МДК 02.02. Организация предпринимательской деятельности на автотранспорте.

ПМ 04. «Организация деятельности коллектива исполнителей» специальность: 44.02.06, МДК 04.01.04. Организация предпринимательской деятельности на автотранспорте.

Барнаул, 2014г.

Согласовано и одобрено

Методическим советом

КГБПОУ «АГК»

Ст. методист

________Н.И.Третьякова

Программа и курс лекций темы: «Планирование малого бизнеса на автомобильном транспорте», является разделом МДК02.02. Организация предпринимательской деятельности на автотранспорте профессионального модуля ПМ02.Организация деятельности коллектива исполнителей, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 №383 по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Курс лекций ставит своей целью формирование у студентов систематизированного и научно обоснованного взгляда на предпринимательство, как на необходимую составляющую деятельности и возможную сферу приложения собственных сил в будущем. Обучение основам предпринимательства – это обучение основным навыкам жизни и работы в рыночных условиях.

Особенностью изучения данной темы является тесная взаимосвязь учебного материала с реальными процессами, происходящими в экономической жизни страны, знание правового обеспечения, финансирования и кредитования малого бизнеса.

В процессе усвоения теоретического материала у студентов формируется предпринимательское мышление, они овладевают навыками экономического обоснования предпринимательской идеи, принятия решения о создании бизнеса.

Данный курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальностям 22.02.03; 44.02.06; 23.02.01 специализация «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Организация перевозок и управление на транспорте», который поможет восполнить пропущенный материал (по каким либо причинам) и при выполнении курсовых и дипломных работ.

Разработчик:

Колосова Г.В., преподаватель КГБПОУ «Алтайский государственный колледж"

Пояснительная записка

Цель и задачи изучения темы: « Планирование малого бизнеса на автомобильном транспорте».

В междисциплинарном курсе «Предпринимательство и малый бизнес» рассматривается механизм предпринимательства на основе применения российского гражданского законодательства, опыта развитых стран и опыта становления предпринимательства в России.

«Организация предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте» как учебный курс ставит своей целью формированиеу студентов систематизированного и научно обоснованного взгляда на предпринимательство, как на необходимую возможную сферу приложения собственных сил в будущем. Обучение основам предпринимательства – это обучение основным навыкам жизни и работы в рыночных условиях.

Задачи курса темы:

· Изучить методологию организации предпринимательской деятельности, её содержание, терминологию.

· Изучить и освоить методику выбора предпринимательской идеи, разработки бизнес–плана и принятия предпринимательского решения.

· Формировать практические навыки принятия предпринимательского решения, культуры предпринимательства, оценки эффективности предпринимательской деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· Основные термины, используемые в предпринимательской деятельности;

· Содержание предпринимательства как вида деятельности, объекты, субъекты и цели предпринимательства;

· Внутреннюю и внешнюю предпринимательскую среду;

· Типы и методы принятия предпринимательских решений;

· Внутрифирменное предпринимательства: сущность и цели;

· Организационно-правовые и экономические формы предпринимательской деятельности;

· Культуру предпринимательства.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

1. Выбрать предпринимательскую идею и оформить её в бизнес-план, рассчитать и обосновать основные разделы бизнес-плана;

2. Сделать оценку экономической эффективности предпринимательской деятельности;

3. Разработать оптимальную структуру предпринимательской организации;

4. Использовать экономические методы принятия предпринимательского решения.

Изучение темы: «Планирование малого бизнеса на автомобильном транспорте» базируется на знаниях, полученных в ходе изучения разделов: «Планирование, учет и анализ внутрихозяйственной деятельности автотранспортного предприятия», «Правовое обеспечение малого бизнеса», «Финансирование и кредитование малого бизнеса».

Особенностью изучения данной темы является тесная взаимосвязь учебного материала с реальными процессами, происходящими в экономической жизни страны.

В процессе усвоения теоретического материала у студентов формируется предпринимательское мышление, они овладевают навыками экономического обоснования предпринимательской идеи, принятия решения о создания бизнеса.

Курс лекций по данной теме рассматривает следующие разделы:

*Понятие «Бизнес»;

*Малое предпринимательство на автомобильном транспорте:

-особенности малых предприятий и проблемы малого предпринимательства;

-индивидуальное предпринимательство и его преимущества;

-достоинства малого бизнеса;

-социальные функции малого предпринимательства;

*Рынок транспортных услуг, его характеристика.

*Планирование предпринимательской деятельности.

*Проектирование малого бизнеса.

1.ПОНЯТИЕ: «БИЗНЕС»

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
природные
трудовые
производственные

ЧТО их приводит в движение? ЭТО ЛЮДИ.

Среди способностей, которые мы применяем в деле, есть такие: здравый смысл и умение идти на риск, способность управлять и использовать свои возможности для достижения определенной цели.

Сумма этих способностей называется предприимчивость, и ее можно считать четвертым фактором , движущей силы производства.

НЕ все из нас обладают этими качествами. Некоторые любят, чтобы их жизнь шла по раз и навсегда установленному образцу, и не хотят менять ни чего. Другим не нравится ответственность. Третьи склонны исполнять и подчиняться, а не управлять.

Те же, кто имеет перечисленные выше способности, и не просто имеет, а еще применяет их на практике, называются ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ.

Деятельность предпринимателей в любой отрасли экономики называется ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМили БИЗНЕСОМ.

Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. (Гл. 1 ст.1 ГК РФ)  
РИСК
Заразиться гриппом
Переходя улицу
РИСК в экономике: Д-З= П, Д>З   Д-З=У, Д< З  

Рассмотрим ситуации:

1.Доходы больше затрат. Ваши рассуждения, предложения и

2.Доходы меньше затрат обоснование…..

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ.

Малые предприятия на автомобильном транспорте получили развитие с начала рыночных реформ и в настоящее время выполняют значительный объем работ на перев

озках грузов и пассажиров, так и сфере сервисных услуг.

Особенности малых предприятий
Минимальные затраты всех видов ресурсов, в т. ч. собственного капитала
Короткие сроки создания и освоения проектных мощностей
Быстрая окупаемость капиталовложений
Высокая способность быстро реагировать на спрос
Упрощенная организационная структура. Небольшая численность.
Мощная мотивация к труду.
Простота управления, отсутствие элементов бюрократизма.

Благодаря перечисленным достоинствам малые предприятия получили широкое распространение на автомобильном транспорте. Большая их часть была образована в начале 1990-х гг., когда в России началась широкомасштабная приватизация государственной собственности.

За счет реорганизации крупных и средних транспортных предприятий, выделения филиалов и других структурных подразделений, появления частных (индивидуальных) предприятий средняя мощность одного грузового автохозяйства по отрасли в Российской Федерации снизилась и составляет в настоящее время около 10 автомобилей. Аналогичная ситуация сложилась и на пассажирском автотранспорте.

Привлечение работников (слабая защищенность, отсутствие карьерного роста)
Число малых предприятий на автомобильном транспорте в настоящее время является преобладающим, они выполняют значительный объем услуг для экономики страны и населения.

Проблемы малого предпринимательства
Повышенная «чувствительность» к экономическим изменениям (росту цен, спаду производства)
Не высокий уровень специализации менеджеров  

Наши рекомендации