Социальная справедливость
Причины неравенства доходов | • различия в интеллектуальных, физических и других способностях; • различия в образовании и профессиональной подготовке; • различия в размерах собственности; • различия в готовности рисковать и степени мобильности; • дискриминация по полу, возрасту, расовому признаку; • удача, несчастья, связи, случай "оказаться в нужном месте и в нужное время" |
Способы измерения дифференциации доходов |
• показатели, измеряющие разрыв между высоко− и низкодоходными группами населения |
децильные (на 10) разделение исходной совокупности квартильные (на 4) на равные части и определение квинтильные (на 5) соотношения между доходами и другие коэффициенты двух крайних групп |
• расчет накопленных долей и построение кривой Лоренца для анализа персонального распределения доходов |
Неравенство доходов определяется степенью отклонения кривой Лоренца от линии 45о: чем больше это отклонение, тем неравномернее распределение доходов, выше концентрация доходов у отдельных групп населения. |
| Линия 45о означает ситуацию абсолютного равенства: каждая группа получает равную долю дохода; кривая Лоренца показывает фактическое распределение доходов; линия OFA отражает ситуацию абсолютного неравенства |
Индекс концентрации доходов − индекс Джини − измеряет степень неравенства в распределении доходов и тесно связан с кривой Лоренца |
A G = 0 < G < 1 B |
G → 1 выше степень неравенства G → 0 более равномерное распределение доходов |
G > 0.45 распределение считается очень неравномерным G < 0.30 относительно равномерное распределение доходов |
С помощью кривой Лоренца можно показать процесс выравнивания доходов при проведении налоговой и социальной политики. |
| Кривая Лоренца до уплаты налогов и получения трансфертов (L1) Кривая Лоренца после уплаты налогов и получения трансфертов (L2) |
Бедность | состояние, при котором часть населения не может удовлетворить минимальные потребности по нормам данного общества |
| это не чисто экономическое явление, а определенный образ жизни. При определенных условиях состояние бедности устойчиво закрепляется за определенной частью общества, превращая ее в постоянно воспроизводящийся слой. |
Причины бедности | • постоянное повышение установленной черты бедности (прожиточного минимума); • несовершенство механизма компенсации роста потребительских цен различным категориям населения; • особенности процесса адаптации населения к новым социально−экономическим условиям; • принадлежность человека к определенной группе населения (положение в социальной структуре общества) − по возрасту, образованию, сфере занятости, месту проживания, социально−профессиональному статусу |
Критерии бедности методика МОТ → страны ЕС → | • соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума (больше, меньше, равны); • соотношение среднедушевого дохода и средней заработной платы по стране семья считается бедной, если ее среднедушевой доход менее ⅓ средней заработной платы по стране; определяются 2а порога бедности: 40 и 60% от уровня среднего дохода • доля затрат на питание в расходах семьи: расходы на питание > 70 % → бедные семьи = 5 − 6 % → богатые • границей социальной стабильности считается ситуация, при которой беднейшие 40% населения имеют менее 12% совокупного дохода, а децильный коэффициент должен быть меньше 10. |
Формы бедности | • нищета | доходы не обеспечивают стоимость продуктовой части бюджета прожиточного минимума (абсолютная бедность) |
• нуждаемость | доходы на уровне прожиточного минимума |
• малообеспеченность | доходы превышают прожиточный минимум, но меньше минимального потребительского бюджета, учитывающего расходы на ряд духовных потребностей. По некоторым оценкам, МПБ превышает прожиточный минимум в 3− 4 раза (относительная бедность) |
Количественное определение степени неравенства доходов ставит вопрос о социально справедливом его уровне, который зависит от исторических, национальных, этических и других норм жизни общества. |
Концепции социальной справедливости в порядке уменьшения равенства |
Эгалитарная | все члены общества получают равное количество благ (уравнительное распределение) |
Утилитарная | максимизация полезности всех членов общества |
Роулсианская | максимизация полезности наименее обеспеченных членов общества (принцип "максимина") |
Рыночная | значительное неравенство в доходах |
Дилемма эффективности и справедливости (может ли социально справедливое распределение быть одновременно эффективным) |
стремление к бόльшему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности |
Абсолютное равенство доходов | чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы − • прямой контроль уровня заработной платы и доходов; • повышение налоговой нагрузки обеспеченных слоев населения − снижает деловую активность, ослабляет стимулы к инвестированию и, как следствие, ведет к снижению эффективности производства в целом. |
потери | • сокращение объема перераспределяемого НД; • проблема "дырявого ведра" социальной помощи: по подсчетам А.Оукена, из 350 дол., взятых у состоятельных граждан и предназначенных для пособий для бедных, 250 дол. "теряются" в процессе их передачи (оседают в карманах высокооплачиваемых чиновников, консультантов, сотрудников налоговых и социальных служб); • результатом усилий по борьбе с бедностью является увеличение количества людей, относимых к категории бедных. Получение социальных трансфертов изменяет экономическое поведение людей: целью трансферта становится сам трансферт, а не возможность с помощью государственной поддержки повысить свои стимулы к труду. |
Неравенство доходов | сокращение роли государства в перераспределении НД увеличивает дифференциацию доходов, обостряет социальные конфликты, что также снижает эффективность производства в целом. |
вывод |
в обоих случаях (нивелировка доходов и слишком глубокое их неравенство) подрывается стабильность общества, снижается эффективность производства, ослабляются стимулы к труду и предпринимательству. |
разрешение противоречия между равенством и эффективностью достигается за счет компромисса − выбор в пользу терпимого неравенства. В этом случае государство снижает налоги на доходы и одновременно корректирует доступ к социальной помощи. |
Наши рекомендации