Эллинистический Египет: экономическое развитие и социальная структура
Район классического эллинизма. С его падением 30 заканчивается период эллинизма и сама история Древней Греции.Гео. Египет + Нубия и Ливия + Палестина, Синай, Финикия и южная Сирия + прибрежные территории (в т. ч. проливы), Кипр, Киклады и иже.Образование. Основатель династии – один из ближайших соратников Александра – Птолемей Лага. Проправил с 323 по 283 гг.
Политика. Вся история сводится к постепенному отпадению внеегипетских владений, что закончилось полной их потерей уже к середине II в. III в. – общий подъём, но уже ко II – упадок. III в – борьба с Селевкидами: пять сирийских войн, наиболее удачная – третья ( 245-243, дошли до Месопотамии, но вынуждены были отступить). Удачна и 4-я (в битве при Рафии 217 огромная селевкидская армия разгромлена). Но потом Птолемеи проигрывают одну войну за другой. Нередко само государство спасал лишь союз с Римом. Только благодаря ему и просуществовало до 30 года, после чего Римом и завоёвано.
Сохранены все старые особенности политической системы Египта (деспотия, огромное чиновничество). При дворе вводится институт «родственников царя» - ближайшее придворное окружение. Страна делится на номы, во главе которых стратег (воен-полит), номарх (гражданск.). Номы делятся на топы и комы. В городах греческого типа – самоуправление. Во внеегипетских провинциях – наместники, но там намного больше городов полисного типа.
Устройство. Источники – папирусы. Столица – Александрия. Территории можно разделить на египетские и внеегипетские, для каждой группы своя политика.
Египетская политика. Экономика – укрепление с/х. Множество новых каналов (вдоль нила, нил – красное море, файюмский оазис) позволяют увеличить пахотные земли, а новые культуры (пшеница, рис, хлопчатник) интенсифицируют хозяйство. Государство очень жёстко регламентирует всю экономику, что позволяет Египту в III в. кормить всё Срз. Больше всего земли – у царя. На ней работают свободные арендаторы – наиболее необеспеченная группа населения. Часть земли в частных руках (крупные чиновники, храмы и иже), там контроль меньше. Ремесло также под жёстким контролем, оно рассредоточено по городам и сёлам. Социум. Городов греческого типа почти нет (Александрия и Птолемаида). В основном – типично египетские города. Единственное новшество в них – возможность создания ремесленных коллегий. Главная социальная опора власти - греческие иммигранты (армия, управление). Большую роль играет и местная знать. После завоевания увеличивается роль рабов, но они работают наравне со свободными, они – не главная производительная сила. Очень много налогов, которые разоряют мелких земледельцев и ремесленников ,тем более собираются откупщиками. Это в конечном итоге приводит к бегству из деревень и городов (анахоресис).
Внеегипетская. Активное насаждение городов полисного строя, но в них автономия только по мелочам. Мало исследована – почти нет источников.
Греческая культура V – IV вв. до н. э.: архитектура, скульптура, литература, греческий театр, религиозные праздники.
1. Архитектура V-IV вв.
1.1. Концепция регулярного города (Гипподам из Милета).
1.2. Ордерная система. Ионический и дорический сформировались уже в VII-VI вв., коринфский – позже. Часто смешиваются. Все параметры храма рассчитываются исходя из радиуса колонны. Количество колонн в периптере вычисляется по формуле 2х+1. Вся архитектура – в храмах. Типы греческих храмов по количеству и расположению колонн:
1.4. Основные храмы. Парфенон (Иктин и Калликрат, 448-432). Зевса в Олимпии (Либон, 465-456). Эрехтейон. Аполлона в Дельфах.
2. Скульптура V-IV вв. Используется в интерьере храмов и как самостоятельное произведение. Обнаженные, радостные, спокойные и здоровые люди/боги – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины. К IV в. видна тенденция к очеловечиванию. Умение передать движение в статике. Материалы: бронза, известняк, мрамор, глина, дерево, слоновая кость. Основные скульптуры: «Дискобол» (Мирон), «Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Парфенос», фриз Парфенона (Фидий), «Копьеносец-Дорифор», «Раненая Амазонка» (Поликлет), «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» (Пракситель), «Аполлон Бельведерский» (Леохар), Апоксиомен, портреты Александра Македонского (Лисипп).
3. Афинский Акрополь. Акрополь был во многих городах, но особенно известен афинский. Параметры: 170х300х156 м. Около 510 г. до н.э. Дельфийский оракул «велел» посвятить Акрополь богам и тот был застроен. Но во время Греко-персидских войн ансамбль был разрушен. Греки поклялись восстановить все как было. В сер. 40-х гг. V в. под руководством Фидия началась новая масштабная застройка, результатом которой стал тот Акрополь, который существует сегодня. Застройка оказалась возможно в основном благодаря перенесению в Афины казны архэ. Цель – не только украсить город, но и создать рабочие места.
4. Материал. Основной материал застройки – твердый мрамор (до Перикла – из известняка). Способность его светиться. В древности был ярко раскрашен (в осн. голубой и пурпурный цвета) – не только для красоты, но и для защиты от влаги.
5. Композиция. Подчинена линии движения Панафинейской процессии и раскрывается постепенно. Также связана с ландшафтом.
6. Пропилеи (Мнесикл, 437-432). 5 ворот, смешение дорического и ионического ордеров. Перекрытие крышей из белого мрамора. По флангам – две конные статуи дилскуров. Внутри: Пинакотека, уменьшенная копия троянского коня, статуя Артемиды, хранилище рукописей и помещение для привратников.
7. Храм Ники Аптерос (Калликрат, 424). Справа от Пропилей. Сейчас на реставрации. В плане – квадрат (по четыре колонны). Фризы: собрание богов и персомахия. Эгей бросился в море со стены именно этого храма.
8. Статуя Афины Промахос (Фидий). Между Пропилеями и Эрехтейоном. Выплавлена из оружия побежденных при Маоафоне персов. Высота 17 м. Отовсюду была видна, служила маяком.
9. Эрехтейон (421-415, 409-406). Посвящен Эрехтею (ввел в Афинах культ Афины) и Посейдону, но при этом является основным святилищем Афины. Последняя постройка классического периода на Акрополе. Ионический стиль. Несимметричный план, 3 разноуровневых портика: Афины Полиады, Эрехтея и Кариатид (о Кариатидах - Витрувий). Источник Посейдона и Олива во дворике. Внутри также светильник Афины (Каллимах).
10. Парфенон (Иктин и Калликрат, 447-438). 70х31 м, 8х2+1. Дорический облегченный ордер. На метопах архитрава (сохр. 41 из 92) – сцены амазоно-, кентавро- и атлантомахии + сцены из троянской войны. На фризе – панафинейская процессия из 400 фигур, на востоке встречающаяся с богами. В древности храм был раскрашен и позолочен. В опистодоме с 454 – казна архэ. В целле храма – Афина Парфенос (Фидий, 447-438). Высота – 12 м.
11. Реставрация Акрополя началась в 1834, а в активную стадию вошла незадолго до WWII.
Греческая трагедия V в. до н.э. (Эсхил, Софокл, Еврипид). Греческий театр и его значение в общественной и культурной жизни.
1. Эсхил (525-456). Отец трагедии. Жил в период г-п войн. Сам воевал при Марафоне, Платеях, Саламине. Автор ок. 90 трагедий, сохранилось 7. Наиболее известные: «Персы» (472), «Прикованный Прометей» (470), «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Прославление полиса, героев, готовых на агон с богами, бесстаршия греков в г-п войнах.
2. Софокл (496-406). Автор ок. 120 трагедий, сохранилось 7. Основные: «Царь Эдип» (429-425) и «Антигона» (442). Вопрос о месте чела в этом мире. Эдип – игрушка в руках богов, повержен, но не раздавлен (агон). Человек – мера всез вещей, он могущественен.
3. Эврипид (480-406). Автор 92 пьес, сохранилось 18. Медея (431). Медея обуреваема страстями, и к чему приведет эта борьба страстей – это зависит не от нее.
4. Греческий театр и его значение. Театр вырос из религиозных действ. Потом религиозный аспект отошел на зданий план. Первоначально – хор и 1 актер, затем – еще 2 актера. Реквизит (котурны, маски, подкладки, машины), части театра (театрон, орхестра, скена, проскениум). Размеры – неск. десятков тыс. мест. Тетр – любимое развлечение греков, его важность («театральные деньги» и их неприкосновенность).
1. Особенности «драмы».«Драма» буквально значит «действие». По Аристотелю, «воспроизведение идёт не рассказом, а действием». К тому же обязателен хор, музыкальный аккомпанемент и мимические танцы.
2. Происхождение драмы. Из лирической поэзии, где были элементы диалога. Там где пели поочерёдно (свадебные песни). Такие черты есть и в «Илиаде». Представления давались на Дионисиях (в марте, конце января, иногда на малых Дионисиях в декабре). Из дифирамб – хоровых песен в честь Диониса. Из особенностей его культа: вино - веселье – игры – песни – драма. Дионис «страдающий бог», поэтому это хороший материал, пища для «действия». Спутники Диониса – сатиры, они в виде козлов. Отсюда «трагедия» – «песнь козлов» («трагос» – козёл, «оде» – песнь»). От сюжетов про Диониса к сюжетам вообще. Хор сатиров заменялся хором людей. Три рода представлений: трагедия, комедия, сатировская драма (нечто среднее, быстро умерло, как самостоятельный жанр). Самое общее – движение к абстракции, изменение роли хора: у Эсхила – главный герой, у Софокла – вспомогательный, у Еврипида – уже просто музыка, без роли в сюжете. Язык хотя и становится проще, но далёк от разговорного: много патетики, архаизмы и ионизмы.
3. Первые трагики. Структура драмы.Первым называют Феспида. От его трагедий осталось только 4 отрывка. Он сам играл в них все роли. Более известен Фриних, автор знаменитого «Падения Милета» (милетское восстание против персов). На премьере зрители плакали. Брали за основу современность (греко-персидские войны). Эсхил добавил второго актёра, Софокл третьего. На этом развитие остановилось. Играют, естественно, только мужики. Составные части: А) начальная часть до вступления хора – пролог
Б) песнь хора, идущего в орхестру – парод
В) диалогические части – эписодии
Г) хоровые партии, их разделяющие – стасимы
Д) после последнего стасима, хор удаляется из орхестры – эксод.
4. Организация представлений.Основные трагедии ставились в марте на Великих Дионисиях. Начиная с 508 года, всё проходило в агоне. Соревновались 3 трагедии, 3 автора, 3 первых актёра. Отчёты о победителях – дидаскалии (первый их свод составил Аристотель, но он не сохранился).
5. Устройство театра. Актёры и публика.3 части: орхестра (круглая площадка с жертвенником в середине, там – хор), «театр» (зрительские места) и скена (туда складывали весь реквизит). Особенное устройство – отличная акустика (вспомни Эпидавр и Вадима). Всякие смешные приспособления, самое известное от Эсхила deus ex machina. Играли в масках. Они показывали изменение состояния. Например, ослеплённый Эдип в «Царе Эдипе». Театральные представления как религиозные действа должны были быть доступны всем. Но со временем расходы привели к появлению платы в 2 обола. Беднякам раздавали театральные деньги.
По личностям:
Эсхил.
Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся.
Софокл.
Мы читали «Антигону» и «Царя Эдипа». В «Антигоне» столкновение человеческих законов с божественными, Антигона решает похоронить убитого брата, нападавшего на родной город. А Креонт замуровывает её в склепе. От горя умирает её жених, сын Креонта Гемон. Ну а «Царь Эдип» - классика. Миф не перескажу, не просите, сами должны знать. Тема неизбежности судьбы, возможность отчасти ей противостоять, но в итоге получить, что предначертано. Стало классикой и благодаря экранизации Пазолини.
Еврипид.
Зе бест трагик. Мы читали «Медею» и «Ипполита». Первое – миф об аргонавтах, ярость Медеи по поводу того, что Ясон, добыв руно, решил потом её бросить. Её страшная месть: убийство его будущей жены и их совместных с Ясоном детей. Опять-таки Пазолини такое кино снял. «Ипполит» – просто круто. Он – сын Тесея, никого не любит, разгневанная Афродита влюбляет в него Федру – его мачеху. Та мучится, её служанка открывается Ипполиту, тот возмущён и поносит Федру (вот его вина!). Федра кончает жизнь самоубийством. В записке обвиняет Ипполита в бесчестье. Прибывший Тесей проклинает Ипполита и тот погибает. Узнав правду, он переживает и ноет, аки слабая женщина. Это произведение положено в основу «Федры» Сенеки и «Федры» Расина. Новаторство Еврипида – уменьшение роли хора до минимума, уже есть театральная завязка, интрига, раскрыт внутренний мир героев в их монологах, есть страсти, герои объёмны, переживают, переосмысливают свою жизнь. Боги здесь уже не действующие лица, а просто оправдание тех или иных судьбоносных моментов (любовь Федры, for instance). Показана настоящая любовь. Особо – его религиозные взгляды, в них больше абстрактного, близок к Анаксагору. Его мысли у Ипполита («разум – бог», «солнце – только золотая глыба» etc.). Высшая точка развития трагедии.
Забавное. Их связывает: Эсхил воевал при Марафоне, Софокл воспевал победу при нём, Еврипид родился в день битвы.
Научные знания в V - IV вв. до н.э.
Условия для развития науки. Мягкий климат не даст помереть от голода\холода => у народа появляются свободное время и возможность изобрести философию, водоподъемный винт и пр. Кроме того, греки попросту очень любопытны.
Наука и философия. Рождение науки в недрах натурофилософии. Наука пока слабо отделена от философии. Также пока нет дифференциации научного знания. Основы научного знания заложили Пифагорейцы. Числа как выражения всех вещей. Напр., нечетные числа – это все худшее, негативное, четные – наоборот. Медицина. Астрономия. Прогрессу в науке способствовала атомистическая теория Левкиппа-Демокрита: материальная основа всех явлений, единая, бесконечная и вечная материя. Софисты признавали примат чувственного восприятия над рациональным => знание субъективно. С одной стороны, это почти агностицизм. С другой стороны, известная беспринципность софистов, готовность признать самые удивительные выводы – это залог научной беспристрастности.
Эллинизм.Восточный поход Александра важен, т.к. вместе с войском отправился целый штат разных «ученых». С созданием державы Александра 323 бурный рост научного знания в связи с расширением микрокосма.
Преемственность по отношению к древневосточным цивилизациям. Особенно в сфере астрономии и математики. Теорема Пифагора. Формула предсказания затмений.
Медицина. Изобретена Аполлоном и Асклепием. Сыновья последнего – Махаон и Подалирий в «Илиаде» мастерски бинтуют и делают примочки героям. Систематическое знание по медицине появляется позже. Как раз на рубеже Ѵ-IѴ вв. на о. Кос возникла медицинская школа Гиппократа. Патологоанатомия считается нечестивым занятием, поэтому анатомия изучается по жертвенным животным и изувеченнымна войне людям. Теория равновесия 4-х соков. В целом большое влияние культа – отсюда традиция омовения и понятие о гигиене.
Астрономия. Метон Афинский: лунно-солнечный календарь. Эйнопид Хиосский. Эвдокс Книдский: теория гомоцентрических тел. Аристарх Самосски: гелиоцентрическая система мира. Грекам не понравилась, т.к. им было приятно считать, что Земля – центр вселенной. Вершина греческой астрономии – Птолемей – еще впереди.
История. Пока еще слабо отделена от этнологии и географии. А главное – от художественной прозы. Эпос vs. логос. Триада Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Постоянное стремление к объективности. Опять же все еще сильное влияние религии. Но события уже объясняются рациональными причинами наравне с мифологическими.
Эллинистическая культура: основные центры, литература, архитектура, скульптура, естествознание.
Расширение микрокосма. В рамках полисной культуры человек жил прежде всего в своем полисе. Теперь он живет в империи, частью которой является его полис. Космополитизм. Перемещение больших масс народа на огромные по тем временам расстояния в ходе военных походов. Отсюда девальвация гражданства. Индивидуализм вместо коллективизма.
Синкретизм. Создание единой культуры на всем пространстве державы. В основе – эллинская культура (койнэ – общий язык на основе греческого). Синтез греческой полисной и персидской деспотической культур.
Религия. Роль ее повышается. Греческие боги получают древневосточные черты. В связи с расширением микрокосма человек чувствует себя одиноким, исключенным из общины. Особенно это относится к покоренным народам (например, Иудея, включенная в состав державы Селевкидов). Отсюда – возвышение индивидуальных этических религий прощения, особенно на востоке (например, в Иудее). Культы Кибелы и Исиды. Новые синкретические божества (Серапис). Мистицизм. Мессианство. Индивидуализм. Частое обожествление монарха. Обожествление добродетелей.
Культура в узком смысле слова. Каждый эллинистический правитель стремится собрать при своем дворе как можно больше культурных ценностей, ученых и др. Афины, Пергам Сиракузы, Александрия – такие культурные центры (Александрийский мусейон). Стали больше писать, т.е. увеличилось число дошедших до нас авторов => стали больше читать.
Театр. В театре – стремление к реализму (актеров больше, костюмы у них ближе к повседневной одежде, убрали хор). Есть трагедия (Ликофрон), но по-настоящему популярна комедия нравов (Менандр).
Литература. Новая поэзия (Каллимах, Арат, Никандр) – александрийского стиля, ученая поэзия. Предполагается большая эрудированность автора (ср. напр. «Поэму о ядах и противоядиях» Никандра). Содержание приносится в жертву форме. Эпиграммы (Леонид Тарентский). Идиллии (Феокрит). Социальные романы-утопии (Эвгемер). «История» Иеронима из Кардии. «Всеобщая история» Полибия.
Архитектура. Масштабность и помпезность. Пальцовость и крутизна часто подавляют чувство гармонии. Регулярный город (Гипподам). Основной тип храма – диптер. Разрабатывается архитектура частного жилища. Фаросский маяк (Сострат из Книда, 280) = ГЗ МГУ.
Скульптура. Пергамская (последователи Скопаса; психологизм и стремительность движений; Галл, убивающий себя и свою семью, Пергамский алтарь) и Родосская (последователи Лисиппа; Голые мужики, но не классические – спокойные и прекрасные, а надменно-властные, сатрапы всякие; Эллинистический правитель, Лаокоон и его сыновья, Колосс Родосский) школы – основные. Огромное количество. Каждый пацан-не-промах хочет, чтобы было круче, чем у соседа => массовость производства => снижение качества. Реализм вплоть до натурализма, индивидуализма и нудизма. В то же время сохранены классические тенденции. Ника Самофракийская. Афродиты Милосская и Киренская. Мелкая пластика.
Наука. Прежде всего практическая. Отделение от философии. Дифференциация научных дисциплин. Математика делает сильный рывок (Эвклид из Александрии, Архимед из Сиракуз, Аполлоний из Перги). Астрономия (Аристарх Самосский – гелиоцентрическая система мира, Эратосфен Киренский – померил экватор, Гиппарх – геоцентрическая система мира; именно он сбил с толку всю астрономию вплоть до Коперника). Ботаника (Феофраст). Медицина.
Философия.
1. Последователи Платона (академики – древние Ксенократ, Полемон, Кратет и новые Аркесилай и Карнеад) и Аристотеля (перипатетики – Феофраст, Стратон) постепенно сдают позиции и становятся клубом для избранных. Новые философские группы – киники, стоики, эпикурейцы.
2. Стоики (Зенон, Клеант, Хрисипп). Название течения от «стоя пойкиле» - некоего цветного портика, с которого вещал Зенон. Суть: весь окружающий мир – телесная, инертная, пассивная субстанция, которая приобретает определенные формы и качества только будучи пронизана творческой силой. Эта творческая сила – праобраз Б_га-Творца. Уже есть эсхатологические идеи. Цикличность мира. Идеи космополитизма. Отрицание рабства.
3. Эпикурейцы (Эпикур). Боги есть, но они никак не влияют на состоящий из атомов мир. Человек – творец своего счастья. Счастье в том, чтобы прожить жисть незаметно, умеренно, отстраненно от мира, в кругу семьи (и это палка стоикам).
4. Киники (Антисфен, Диоген). Более демократичная, чем две предыдущие, система. Богатство – оковы для человека. Жить сообразно природе, питаться подножным кормом, не делать лишних телодвижений. К старости сама собою облысеет голова.