Характерные черты основных рыночных структур
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ
СОВЕРШЕННОЙ и несовершенной КОНКУРЕНЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Анализ предпринимательского сектора экономики показывает бесконечное число различных рыночных ситуаций, так как нет двух похожих отраслей. В одном случае это единственный производитель, господствующий на рынке, в другом – тысячи мелких предприятий, кооперативов, товариществ, каждое из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями находится множество разнообразных рыночных структур, которые с точки зрения механизмов формирования цены и объемов производства можно разделить на 4 модели: 1) чистая (совершенная) конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия. Данные модели рынка отличаются по количеству предприятий в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым предприятиям войти в отрасль (таблица 8.1).
Таблица 8.1
Характерные черты основных рыночных структур
Характерная черта | Модель рыночной структуры | |||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
Чистая монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия | ||
Число предприятий | Большое | Одно | Много | Несколько |
Тип продукта | Стандартизированный | Уникальный (нет близких заменителей) | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный |
Контроль над ценами | Отсутствует | Значительный | Некоторый, но в узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Упор на рекламу связей с общественными организациями | Упор на рекламу, торговые знаки и марки | Очень типичная при дифференцировании продукта |
Условия вступления в отрасль | Препятствия отсутствуют | Блокировано | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий |
Пример | Производство сельскохозяйственной продукции, товаров широкого спроса | Энергосистемы, железнодорожный транспорт | Производство одежды, обуви | Производство автомашин, металлов, электроприборов |
Для облегчения сравнения предлагается более крупная классификация рыночных структур: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция. К несовершенной конкуренции относятся чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдает хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, и где границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.
Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называют дуополией.
Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (см. таблицу 8.2). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.
Таблица 8.2
Классификация форм рынка
Форма рынка | Конкуренция (полиполия) | Олигополия | Монополия |
Конкуренция (полипсония) Олигопсония Монопсония | Совершенная конкуренция Олигопсония Монопсония | Олигополия Олигополия, ограниченная олигопсонией Монопсония, ограниченная олигополией | Монополия Монополия, ограниченная олигопсонией Двусторонняя монополия |
2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ:
ПОНЯТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
На разных рынках среди предприятий, выпускающих продукцию, и среди покупателей различают значительный диапазон конкуренции. Если на рынке очень большое количество покупателей и продавцов, то на нем преобладает совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Условия совершенной конкуренции следующие:
1) на рынке продается стандартизированная продукция многими конкурирующими продавцами и имеется множество покупателей;
2) каждое предприятие реализует небольшую долю общего выпуска, продаваемых на рынке товаров, за любой данный период времени;
3) ни одно из предприятий не рассматривает конкурентов как угрозу его рыночной доле продаж; не интересуется производственными решениями своих конкурентов;
4) информация о ценах свободно доступна, и имеется возможность быстрого реагирования на изменяющиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов и выпуска продукции;
5) отсутствие очередей, которые снимаются с помощью регулирующей функции цен – путем повышения их до уровня, уравновешивающего спрос;
6) вход на рынок и выход из него для продавцов товаров свободный, т. е. отсутствуют ограничения, позволяющие предприятию продавать свой товар на рынке, и можно легко прекратить его продажу.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
На совершенно конкурентном рынке покупателям товара безразлично, продукцию какого предприятия или продавца покупать. Ни один из продавцов не может влиять на цену товара, так как он занимает очень малую долю от общего выпуска продукции. Иначе говоря, отдельный конкурентный продавец находится во власти рынка и принимает ту цену, которая установилась на нем.
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, знает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Поэтому кривая спроса на продукт отдельного производителя представляет собой горизонтальную линию, т. е. предприятие может продавать любое количество продукции, не воздействуя на цену. Здесь следует иметь в виду, что рыночная кривая спроса и кривая спроса для отдельного предприятия – разные вещи. Проиллюстрируем это на примере (рис. 8.1).
Предположим, что рыночная цена 1 т зерна, производимого независимыми фермерами, равна 6000 руб. При этой цене продается 50 000 т зерна, т. е. при таком объеме устанавливается рыночное равновесие. Данная цена определяется рыночным спросом и рыночным предложением зерна. Каждый фермер по отдельности не может произвести 50 000 т (рис. 8.1, а). Поэтому легко увидеть, что кривая спроса отдельного фермера представляет собой горизонтальную линию (рис. 8.1, б). Пусть 1000 фермеров производят зерно. Допустим, что каждый из них получит 50 т, которые он может предложить на рынок. Даже если он добавляет или вычитает это максимальное количество из рыночного предложения, сдвиг кривой предложения будет незначительным и не окажет воздействия на цену. Следовательно, ни один фермер не может влиять на цену, делая производимое зерно более дефицитным или более избыточным. В связи с этим кривая спроса, с точки зрения отдельного фермера, бесконечно эластична по рыночной цене (см. рис. 8.1, б).
Рис. 8.1. Графическое изображение спроса на зерно
на конкурентном рынке (а),одного продавца (б)
Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по рыночной цене. Продавцы не будут запрашивать цену и ниже рыночной цены, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Чем более совершенным является этот рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в один и тот же временной момент покупатели платили за один и тот же товар одинаковую цену.
В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Однако, совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.
К предприятиям, работающим на рынке чистой конкуренции, можно отнести весьма широкую сферу предпринимательской деятельности. В частности, предприятия розничной торговли, не имеющие своего устоявшегося фирменного знака и торгующие массовым однородным стандартным продуктом: овощами и фруктами, картофелем, стандартизированными хлебными изделиями, мясомолочной продукцией, яйцами, специями, сахарным песком, промышленными изделиями, не имеющими завоеванной авторитетной фирменной марки (текстильные, трикотажные, швейные изделия, предметы хозяйственного обихода, строительные материалы, лесоматериалы, массовая продукция металлургической промышленности, большинство продукции малой химии и т.п.). На рынке чистой конкуренции не стоит проблема создания конкурентной среды. Она есть. Отсутствует монополия.
Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегий маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальные.
Для рынка совершенной конкуренции особое значение имеет защита прав потребителей. В частности, весьма остро стоит вопрос обеспечения безопасности товаров (работ, услуг). Как отмечалось выше, продавцов на таком рынке много, покупателей тоже много. Поэтому организация должного контроля за качеством и безопасностью товара имеет определенные трудности.
Для функционирования этого рынка большое значение имеет поддержка малого бизнеса, особенно в период входа на рынок, когда требуются финансовая поддержка, налоговые льготы и т.п.