Этапы развития маркетинга
В развитии маркетинга можно выделить следующие этапы:
1. Домаркетинговый (середина 18 века до 1929 года), для которого характерно преобладание производственной концепции. Маркетинговые процессы только зарождаются.. Товаропроизводители ориентируются на увеличение объемов производства, повышение его эффективности путем сокращения издержек и введения усовершенствований в производственный процесс.
2. Товарной концепции маркетинга (1929-1935), который характеризуется затовариванием и затем великой депрессией. На данном этапе качество рассматривается как основной побудительный мотив покупки товаров.
3. Сбытовой концепции маркетинга (1935-1960). На данном этапе товаропроизводитель активизирует сбытовую деятельность, используя стимулирующие меры, предоставляя более полный комплекс услуг.
4. Потребительской концепции (1960-1990), для которой характерно обострение конкуренции, повышение требований покупателей. Это вынуждает производителя изучать потребности клиента, на основе результатов исследования разрабатывать товар, услугу. Производитель понимает, что получение прибыли, возможно, только в случае удовлетворения клиентов.
5. Социально-этического маркетинга (с 1990 года). В некоторых источниках этот этап называют комплексным маркетингом. Вследствие социальной активности населения основным объектом внимания производителя становятся нужды и потребности общества в целом, а не только клиентов. На этом этапе именно качество маркетинга определяет успех в бизнесе.
Условия возникновения и развития маркетинга
Маркетинг следует рассматривать, прежде всего, как результат эволюции рыночных отношений, необходимую составляющую развитой рыночной экономики.
По соотношению между спросом и предложением различают 2 вида или состояния рынка:
· рынок продавца (рынок производителя);
· рынок покупателя (потребительский рынок).
При рынке продавца спрос значительно превышает предложение, товарный рынок беден, масштабы производства невелики, конкуренция отсутствует, имеет место диктат производителя, качество товаров почти не отражается на объеме сбыта, роль играет только количество. В этом случае, когда объем производства не поспевает за ростом спроса, на предприятиях сокращают расходы на рекламу и стимулирование сбыта, служба маркетинга замораживается и занимается лишь составлением перспективных долгосрочных прогнозов по отдельным параметрам своей деятельности.
При рынке покупателя предложение в количественном отношении постоянно превышает спрос, товарный рынок перенасыщен, конкуренция значительна и постоянно растет. Главные сложности у предприятия в этих условиях возникают не в сфере производства, а в сфере сбыта. В подобной ситуации наиболее рациональный путь уравновешивания спроса и предложения - стимулировать спрос через развитие системы маркетинга и служб маркетинга на предприятиях (политика развития потребностей). При такой экономической ситуации происходит ориентация предприятий и организаций на маркетинг. Суть данного процесса выражается фразой: "От реализации продукции к маркетингу, как руководящей философии".
Виды применения маркетинга:
· Потребительский маркетинг (товары народного потребления).
· Промышленный маркетинг (средства производства, сырье, топливо, материалы).
· Маркетинг услуг (образовательные, бытовые, медицинские).
· Маркетинг информации (маркетинговые исследования).
4. Различия в деятельности с\х формирований с маркетинговой и производственно-сбытовой ориентацией
Сбытовая и маркетинговая ориентация производства
Следует различать сбытовую и маркетинговую ориентацию производства. Сбытовая ориентация характерна для низкого уровня развития производства. Она осуществляется по схеме производство — потребитель — сбыт. Производственные подразделения занимаются выпуском продукции, а персонал, занимающийся сбытом, продает его. При сбытовой ориентации производства рынок всегда дефицитен.
При маркетинговой ориентации производства весь процесс деятельности предприятия начинается с рыночных исследований и прогноза продаж, которые призваны обеспечить надежную основу дальнейшего планирования всех деловых операций. Иначе говоря, сбыт представляет собой одну из функций предприятия, а маркетинг — основу всей хозяйственной деятельности. Маркетингом можно считать любую деятельность, ориентированную на потребителя.
Различия в деятельности предприятий с маркетинговой и сбытовой ориентацией приведены ниже.
Маркетинговая | Ориентация | Сбытовая |
Учет потребностей покупателей | 1. Главная цель руководства на высшем уровне | Учет потребностей предприятия |
Только того, что будет безусловно куплено | 2. Производство и продажа | Только того, что удается произвести |
Обычно широкий | 3. Ассортимент продукции предприятия | Обычно узкий |
На основе внешних для него факторов | 4. Выдвижение целей предприятия | Обычно узкий |
Преимущественно долгосрочный | 5. Горизонт перспективного планирования | Преимущественно краткосрочный |
Учет потребностей (особенно перспективных) потенциальных покупателей | 6. Основные объекты внимания | Снижение издержек производства независимо от потребностей покупателей в перспективе |
Максимально гибок и начинается с определения потребностей покупателей, емкостей рынка | 7. Производственный процесс | Переориентация производства затруднена; все начинается с анализа возможностей предприятия |
Берет за основу цены на рынке, учитывает прогноз цен действия конкурентов | 8. Ценовая политика | Берет за основу издержки производства |
Рассматривается с учетом потребительских свойств товара (его качества) через призму цены потребления | 9. Конкурентоспособность товара | Рассматривается без должного признания роли качества товара, прежде всего с точки зрения продажной цены |
Мы управляем не производством, а воспроизводством товара, предусматривая удовлетворение потребностей покупателей | 10. Философия высшего руководства | Мы управляем не сбытовой организацией, а производством, предприятием по производству товаров, причем тех, которые мы имеем возможность производить |
Исследование рынка, покупателей, конкурентов. Совершенствование товара и деятельности в целях повышения их конкурентоспособности | 11. Научные исследования | Рынок, покупатели, конкуренты не изучаются. Совершенствование товара и механизма хозяйствования осуществляется без учета конкуренции и запросов потребителей |
Средство формирования спрос, стимул сбыта товара | 12. Упаковка | Только средство сохранения товара |
5. Общеэкономические факторы, оказывающие влияние на марк-ую деятельность в АПК.
Первый этап аграрной реформы в России в основном завершен. Его основным результатом стало радикальное изменение организационно-экономических, финансовых и правовых условий хозяйствования, осуществление перехода от планово-распределительной к рыночно ориентированной системе экономики.
Произошли глубокие структурные сдвиги. В результате резкого изменения ценовых соотношений более чем в два раза упал удельный вес аграрного сектора в валовом внутреннем продукте. Снизилась доля сельского хозяйства в АПК. Изменилась и структура сельскохозяйственного производства. Растениеводство превратилось в главную отрасль аграрной экономики.
В ходе аграрной реформы в сельском хозяйстве сложилась новая социально-экономическая структура. В основном сформировалось многоукладное сельское хозяйство с преобладанием частных индивидуальных и коллективных организационно-правовых форм, ориентированных на рынок.
К настоящему времени в принципе сложилась система субсидирования сельского хозяйства, ставшая важным фактором приспособления отрасли к резким сдвигам в экономике, а также средством корректировки особых условий функционирования аграрного сектора в рыночной среде. Хотя за годы реформы государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей резко сократилась, она все же позволила смягчить спад производства и облегчила адаптацию хозяйственных субъектов к новым условиям.
Крайне негативное влияние на сельское хозяйство длительное время оказывали и оказывают макроэкономические факторы. Среди них следует выделить резкое падение платежеспособного спроса населения, завышение в течение длительного периода курса доллара, высокий уровень инфляции, дефицитность бюджета.
Сказывается негативное воздействие диспаритета цен на динамику сельскохозяйственного производства. Влияние этого фактора в России более глубоко и сильно, чем в странах Центральной и Восточной Европы, Балтии.
В условиях либерализации экономических отношений произошло резкое ослабление рыночных позиций сельскохозяйственных предприятий при усилении монополизма отдельных субъектов рынка.
Все это усугубляется отсутствием развитой рыночной инфраструктуры. Это проявляется в наличии большого числа посредников, недостаточном числе товарных бирж, оптовых рынков, медленном распространении рыночной информации и т. д.
Недоступность кредитных ресурсов стала причиной усугубления тяжелого экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В условиях дефицита оборотных средств, ярко выраженной сезонности и длительности производительного цикла недостаток заемных ресурсов препятствует нормальной организации хозяйственной деятельности и созданию условий для прибыльной работы предприятий. Обостряется процесс регионализации аграрной политики, что проявляется в ослаблении вертикали управления. Кроме того, масштабы субсидирования на региональном уровне, прежде всего животноводства, создают основу для создания межрегиональных торговых барьеров и административного ограничения потоков продукции животноводства и кормов.
Либерализация внешнеторговых отношений, особенно на начальном этапе экономической реформы, стала дополнительным депрессивным фактором для отечественного сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные предприятия продолжают нести бремя содержания сельской социальной инфраструктуры.
Незавершенность, неполнота и непоследовательность аграрных преобразований не создали действенной мотивации труда. Члены кооперативов и акционерных обществ не стали реальными собственниками. Организационная структура и методы хозяйствования на большинстве предприятий существенно не изменились. Многие решения не выполняются или реализуются не в полной мере. На это накладывается отсутствие единства в подходе к реформированию, неприятие реформы частью населения. Сказываются и ошибки в стратегии и тактике проведения реформ.
Преодоление названных проблем, устранение причин, вызвавших кризис в сельском хозяйстве, адаптация аграрного сектора к новым условиям определяют направления разработки агромарке- тинговой стратегии развития АПК.