Эффект замены и эффект дохода
2 эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен:
Эффект дохода
Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.
Эффект замещения
Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.
Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.
Превращение денег в капитал
В капитал может быть превращена не всякая сумма денег, а их определенное количество. Минимальная сумма денег, которую можно превратить в капитал, зависит от стоимости средств производства и найма такого количества рабочих, которые бы обеспечили совокупную прибавочную стоимость, достаточную для жизни владельца денег, которые он авансирует в производство. В противном случае, владельцу денег выгоднее самому трудиться, не вверять деньги риску конкуренции, а обращать их на собственное дополнительное благосостояние.
Главным условием превращения денег в капитал является возможность для владельца денег найти на рынке такой товар, который способен создавать новую стоимость, притом большую, чем он сам имеет. Единственным товаром такого вида может быть лишь рабочая сила, поскольку только она создает новую стоимость. Следователь но, превращение денег в капитал и само его возникновение неразрывно связаны с превращением рабочей силы в товар, в предмет купли-продажи.Куплю-продажу рабочей силы человека следует отличать от купли-продажи самого человека
Всеобщая формула капитала: Д — Т — Д
Деньги (в этой формуле) – не просто самостоятельная товарная стоимость, но и капитал.
Капитал – это стоимость, принимающая форму денег и товаров, которая (а) авансируется, (б) сохраняется в обращении, (в) приносит прибавочную, по сравнению с авансированной, стоимость.
Рабочая сила как товар
Рабочая сила-это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются в труде, в создании материальных и нематериальных благ и услуг, т.е.это способность к труду. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил. Рабочая сила превращается в товар тогда, когда работник является свободной личностью и когда он свободен от тех средств производства, благодаря которым ему не надо было бы продавать свою рабочую силу. Рабочая сила имеет стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость рабочей силы, как и всякого товара , определяется рабочим временем, необходимым для его производства и воспроизводства. Производство рабочей силы состоит в поддержании жизни его владельца, восстановлении способностей к труду, работоспособности за счет отдыха, питания, удовлетворения других потребностей.
Стоимость рабочей силы-это стоимость необходимого объема фонда жизненных средств для работника и его семьи. Стоимость рабочей силы равна сумме произведений стоимости отдельных единиц товаров на их количество, составляющее необходимый объем фонда жизненных средств.
Потребительская стоимость рабочей силы существует не для её собственника, а для того, кто её потребляет, т.е. для собственника средств производства (работодатель, капиталист). Работодатель видит полезность рабочей силы в её способности создавать прибавочную стоимость. На рынке рабочая сила покупается по её стоимости, потребляется же за пределами сферы обращения, в процессе производства, рез-ом которого явл.готовая продукция, товары, обладающие стоимостью большей, чем стоимость рабочей силы.
Потребительная стоимость товара «рабочая сила» в общем плане включает в себя следующие характеристики: 1) уровень и содержание профессиональных знаний, навыков, умений. 2) «Рабочая сила» имеет физические показатели, к ним можно отнести демографические особенности рабочей силы: пол, возраст, семейное положение, место жительства. 3) Расширенные характеристики, с помощью которых можно определить психо-мотивационный механизм профессиональной деятельности: активность, целеустремленность, работоспособность и культурный уровень. 4) Специфические характеристики, которые связаны с определенными особенностями требований потребителя предъявляемые к качеству товара «рабочая сила». К таким характеристикам относят: уровень профессиональной подготовки, преимущества перед конкурентами, коммуникабельность, лояльность, наличие водительских прав.