События в чечне 1990-е годы
В 1991 г. возникла угроза распада России. В 1990 г. республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. (Все республики кроме Еврейской) 31 марта 1992 г. в Москве был подписан договор, определивший взаимоотношения между субъектами федерации и границы государства. Только через два года был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.
Летом 1991 г. группировка генерала Советской Армии в отставке Д. Дудаева разогнала Верховный Совет Чечено-Ингушской республики и объявила о создании независимой Чеченской республики Ичкерия. После распада СССР республику покинули воинские части, их оружие присвоили сепаратисты. Они готовились создать исламское государство и занять лидирующие позиции на северном Кавказе.
Фактически с конца 1991 г. в Чечне началась война между чеченскими кланами за сферы влияния. Дудаев освободил из тюрем 15 тыс. уголовников. Бандиты нападали на воинские части, захватывали заложников, грабили поезда, проходящие через республику. Криминальные структуры «отмывали» через Чечню огромные деньги.
Чтобы навести порядок 11 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные армейские части – 40 тыс. солдат и офицеров при поддержке танков и авиации. С помощью краткосрочной военной операции российское руководство стремилось предотвратить выход Чеченской республики из состава России. Однако Чеченский конфликт превратился в полномасштабную затяжную войну с многочисленными жертвами среди российских солдат, боевиков и мирных жителей.
В ночь с 31 декабря на 1 января 1995 г. по приказу из Москвы войска пошли на штурм Грозного. Несмотря на большие потери, Грозный был взят чуть позже. Вооруженные отряды сепаратистов, терпя поражения, ушли в горы и подполье. В июне 1995 г. отряд одного из сподвижников Дудаева Ш. Басаева совершил террористический рейд на г. Буденновск, где захватил больницу. Погибло 129 чел. В апреле 1996 г. в результате операции спецслуцжб Дудаев был уничтожен.
Летом 1996 г. положение в Чечне вновь обострилось. В начале августа отряды сепаратистов внезапно взяли Грозный.
В конце августа 1996 г. в Хосавюрте после переговоров секретаря Совета безопасности России генерала А.И. Лебедя и начальника штаба дудаевских войск А. Масхадова были подписаны т.н. Хосавюртевские соглашения, согласно которым войска уходили с территории Чечни, решение вопроса о статусе Чечни откладывалось до 2001 г. Чечня 3 года де-факто была независимой. На деле она превратилась в преступный анклав. Там процветала работорговля, торговля наркотиками, контрабанда нефти.
Положение в Чечне нормализовалось только после того, как на Северный Кавказ были вновь введены российские войска в 1999 г.
26.политический кризис в россии 1991-1994 года Межнациональные отношения. После распада СССР отношения
федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федера-
ции складывались непросто.
Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Се-
верном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось пре-
кратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные
столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось
разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.
31 марта 1992 г. между автономными республиками России был
подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение пол-
номочий между федеральными и республиканскими органами власти.
Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к дик-
тату. Документ стал основой государственного единства страны, раз-
вития последующих взаимоотношений между центром и националь-
но-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к
договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоре-
чат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специ-
фические отношения сложились с руководством республики Ичкерия
(Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но
настойчиво стремилось к выходу из состава России.
Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреп-
лении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась
напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации.
Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в ру-
ководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов
с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни
были введены Вооруженные силы России. Это положило начало че-
ченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное
в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством Со-
глашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных
сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.
Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратист-
ских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике ос-тавалась крайне напряженной и взрывоопасной.
27.внешняя политика россии в 1990-е годы бытий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для пе-
реговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Же-
лсв. В конце того же года состоялся первый официальный визит
Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности Рос-
сии, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили
страны Европейского сообщества. В 1993—1994 гг. были заключены
соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами
ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось
к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира».
Страна была включена в состав Международного валютного фонда.
Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсроч-
ке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила
в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы куль-
туры, прав человека, защиты окружающей среды1. Европейские госу-
дарства поддерживали действия России, направленные не ее интегра-
цию в мировую экономику.
Россия активно включалась в решение важнейших международ-
ных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифициро-
вала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства
и применения химического оружия.
В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоот-
ношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал
обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях
друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов
и урегулирование возможных споров исключательно мирными сред-
ствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взя-
тые обязательства. Прием з состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии,
а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организа-
ции расширить свое влияние на Восток.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики
России. Разрушение народнохозяйственных связей между республика-
ми бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи
вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого
перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятст-
вования в торговле с США. Постоянными экономическими партнера-
ми являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки.
Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при уча-
стии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например,
в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводи-
лись металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами быв-
шего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу
28. Политика 2000-2007 годовс именем путина связаны значительные изменения в экономич и политич жизни россии. Были сформулированы задачи модернизации экономики. Новая стадия модернизации предполагает следования некоторым принципам: а) оптимальный ур-нь вмешательства гос-ва в экономику б) обеспечение благоприятных условий для бизнеса в) выполнение гос-вом своих обязательств. Структурная перестройка экономики означает переход на интенсивный путь развития и изменение ситуации, когда экономика строится на добыче и продаже природных ресурсов. Создаются новые научные центры. Гос-во поддерживает перспективные направления в экономике, развиваются инвестиционные институты, фондовый рынок. В целом руководство страны придерживается либерального напрвления реформ.
Структурная перестройка экономики означает переход на интенсивный путь развития и изменение ситуации, когда экономика строится на добыче и продаже природных ресурсов. Создаются новые научные центры, поощряется предпринимательская активность, гос-во помогает предприятиям перейти на использование в производстве новых технологий( нанотехнологии), стимулирует рост научного потенциала, создает научные центры, например сколково. Гос-во поддерживает перспективные направления в экономике, развиваются инвестиционные институты, фондовый рынок. В целом руководство страны придерживается либерального напрвления реформ.