Пример анализа с использованием метода группировок

Рассмотрим на следующем примере методику применения метода группировок. Построение группировки начинается с опреде­ления состава группировочных признаков. Выбор группировочного признака, т. е. признака, по которо­му производится объединение единиц исследуемой совокупнос­ти в группы, один из самых существенных и сложных вопро­сов теории группировки и статистического исследования. От правильного выбора группировочного признака за­висят выводы статистического исследования. В качестве основа­ния группировки необходимо использовать существенные обо­снованные признаки.

В основание группировки могут быть положены как количе­ственные, так и атрибутивные признаки. Первые имеют число­вое выражение (объем торгов, возраст человека, доход семьи и т. д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол человека, семейное положение, отраслевую принадлежность предприятия, его форму собственности и т. д.).

После того как определено основание группировки, следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность. Число групп зависит от задач исследования и вида показате­ля, положенного в основание группировки, численности сово­купности, степени вариации признака.

Если группировка строится по атрибутивному признаку, то групп, как правило, будет столько, сколько имеется градаций видов состояний у этого признака. Например, группировка пред­приятий по формам собственности учитывает муниципальную, федеральную собственность и собственность субъектов Федерации.

Если группировка проводится по количественному признаку, то тогда необходимо обратить особое внимание на число единиц исследуемого объекта и степень изменчивости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности не следует об­разовывать большое число групп, так как группы будут вклю­чать недостаточное число единиц объекта. Поэтому показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными и не позволят получить адекватную характеристику исследуемого явления.

Чем больше групп, тем точнее будет воспроизведен характер исследуемого объекта. Однако слишком большое число групп затрудняет выявление закономерностей при исследовании социально-экономических явлений и процессов. Поэтому в каждом конкретном случае при определении числа групп следует исхо­дить не только из степени изменчивости признака, но и из осо­бенностей объекта и цели исследования. Обычно для анализа используют не менее 3 и не более 7 групп. Большее количество групп затрудняет выявление тенденций развития социально экономического явления.

Определение числа групп можно осуществить и математи­ческим путем с использованием формулы Стерджесса [6].

n = 1 + 3.322 lg N , (3)

где: n - число групп;

N - число единиц совокупности.

Далее следует определить интер­валы группировки. Интервал - это значение измененяемого признака, лежащее в определенных границах. Каждый интервал имеет свою вели­чину, верхнюю и нижнюю границы или хотя бы одну из них. Нижней границей интервала называется наименьшее значение признака в интервале, а верхней границей – наибольшее. Величина интервала определяется по следующей формуле:

h = (xmax – xmin)/n (4)

где:

xmax, xmin - максимальное и минимальное значения признака в совокуп­ности;

n - число групп.

Проиллюстрируем применение метода группировок на следующем примере. Проведем анализ финансовой деятельности 30 коммерческих банков по трем показателям: величине уставного капитала, значению показателя «работающие активы банка» и величине аккумулированного в этих банках капитала [6]. Исходные данные приведены в таблице 4.

Таблица 4

Наши рекомендации