Обобщённый портрет высокоэффективной организации
Как было показано в предыдущих статьях настоящего сборника, высокоэффективные организации отличаются наиболее полным учётом в своей деятельности таких системных свойств как немыслимость, эмерджентность, полилингвизм, и что они принадлежат к третьему классу организаций. Данная статья посвящена более детальному рассмотрению облика высокоэффективных организаций (в дальнейшем ВЭО) и выявлению перечня основных отличительных признаков таких организаций.
Одним из таких признаков ВЭО является ей способность к изменениям, к развитию. Чем чаще происходят значимые изменения во внешней или внутренней среде, тем чаще предприятие, отрасль или государство в целом должны реагировать на эти изменения путем тех или иных нововведений, изменяя цели, функции, технологии, или структуру, и т.п., или и то, и другое, и третье одновременно. Чтобы представить, как во времени меняется динамичность внешней среды, рассмотрим влияние на нее только одного фактора — новых возможностей и угроз, обусловленных развитием науки и техники. Как известно, объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно через каждые пять — семь лет. Следовательно, каждые пять—семь лет удваивается и количество ситуаций, требующих адекватного реагирования фирмы. Все это приводит к возрастанию важности задач управления нововведениями и снижению относительной важности задач управления производством, что показано на рис.1.
Очевидно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране менеджеры все чаще и чаще будут сталкиваться с необходимостью решать принципиально новые для себя задачи управления нововведениями, управления развитием помимо традиционных и привычных задач управления производством. От того, насколько быстро они смогут адаптироваться к новым для себя условиям и научатся решать эти новые задачи, будет во многом зависеть состояние экономики нашей страны. При этом следует подчеркнуть, что абсолютное значение важности задач управления производством с течением времени также возрастает.
Таким образом, нововведения — это не самоцель, а способ выживания организаций в динамичной среде, способ достижения экономического успеха. Сказанное выше означает, что высокоэффективные организации — это организации, способные к нововведениям, развитию.В числе целей таких организаций помимо целей стоимостного характера должно быть развитие.
90-е годы |
Относительная важность |
Годы |
Управление развитием |
Управление производством |
0,5 |
Рис. 1. Изменение относительной важности задач управления производством и управления нововведениями с ростом динамичности внешней и внутренней среды
Следствием динамичности внешней среды и экспоненциального роста объема знаний является все более частое возникновение не встречавшихся ранее ситуаций, требующих для своего разрешения новых знаний. В связи с этим высокоэффективные организации есть непрерывно обучающиеся организации.
Рост конкуренции и связанная с этим трансформация рынка производителя в рынок потребителя привели к необходимости перехода от массового производства к производству товаров и услуг, ориентированных на конкретную группу потребителей или даже на конкретного потребителя. Это означает, что одна из тенденций современного этапа развития связана с все углубляющейся сегментацией рынка и возрастающей дифференциацией производства. Результат того — навязчивое стремление высокоэффективных организаций, граничащее с одержимостью, знать запросы своих реальных и потенциальных потребителей и их мнение о своей продукции и качестве обслуживания. Итак, высокоэффективные организации — это организации, ориентированные в своей деятельности на оперативное выявление и качественное удовлетворение запросов своих потребителей.Одна из их целей связана с качеством удовлетворения этих потребностей.
В свою очередь, постоянно высокое качество удовлетворения потребностей предполагает, что организация рационально распоряжается своими ресурсами, приумножая их. В противном случае она рано или поздно обанкротится, и у нее не будет возможностей удовлетворять потребителя. Таким образом, высокоэффективные организации — это организации, способные рационально распоряжаться своими ресурсами,а одна из целей таких организаций — достижение желаемого уровня рациональности их использования, то есть прибыльности, рентабельности, объема продаж и т.д.
Говоря о высокоэффективных организациях, необходимо учитывать, что любая организация — это, прежде всего, люди, ее персонал. Организация будет эффективна ровно настолько, насколько эффективен ее персонал, в какой степени он ориентирован на достижение целей организации и насколько организация сумела создать условия и стимулы для развития и реализации способностей персонала. Следовательно, высокоэффективные организации работают как единое целое, стремятся развивать способности своего персонала и создают все условия и стимулы для реализации этих способностей в процессе достижения целей организации.
Одним из важнейших условий наиболее полной реализации потенциала человека в процессе достижения целей организации является обеспечение для каждого ее представителя возможности стать инициатором принятия принципиальных для фирмы решений. Это означает, что для высокоэффективных организаций характерно участие персонала в выявлении и решении проблем своей фирмы.
Организация, как было отмечено, это, прежде всего, люди, коллектив. Как и в любом коллективе, в организации имеются свои лидеры, личностные и профессиональные качества которых в значительной степени определяют эффективность организации. Те лидеры, которые преуспели в том, чтобы убедить людей направить свои силы на достижение коллективной цели, добиваются выдающихся результатов, удваивая и утраивая их, даже в отраслях с жесткой конкуренцией. Роль лидера особенно возрастает в условиях быстро меняющегося спроса, когда традиционные строгие методы прогнозирования этих изменений перестают быть эффективными. В соответствии с известной формулировкой «управлять — значит предвидеть» низкая достоверность прогнозов означает плохое управление. В этих условиях способность лидера к целостному видению идеального образа организации, его способность убедить коллектив в привлекательности этого образа и повести людей за собой, становятся необходимым условием успеха организации. В литературе, посвященной исследованиям факторов успеха организации, эти качества лидера называются стратегическим лидерством [1]. Таким образом, высокоэффективные организации отличаются способностью лидера к стратегическому лидерству, а одна из целей таких организаций заключается в развитии данного качества.
Как следует из приведенного выше перечня отличительных признаков высокоэффективных организаций, такие организации ставят перед собой не одну единственную, а целый комплекс целей, большинство из которых не носят стоимостного характера. Поэтому в современном менеджменте под высокоэффективными понимают такие организации, которые характеризуются постоянно высокими достижениями в динамичном, изменчивом внешнем мире. При этом под высокими достижениями понимаются и высокая оценка потребителями предлагаемого фирмой товара, качества обслуживания и фирмы в целом, а также все то, что поведении фирмы способствует таким оценкам.
Обобщение сказанного выше позволяет сделать вывод, что высокоэффективные организации придерживаются гуманистической или инновационной парадигмы экономического развития, которая в настоящее время приходит на смену устаревшей технократической. Как известно, для технократической парадигмы основным мерилом успеха является материальный результат, например, объем продаж, прибыль и т.п. Для гуманистической или инновационной и целью, и инструментом развития выступает человек, качество его жизни, степень развития и реализации его способностей в процессе общественного развития. Основу гуманистической парадигмы составляет идеология служения [2].
Поскольку переход на новую парадигму развития требует формирования в коллективе (обществе) системы соответствующих ценностных ориентаций, еще одной отличительной чертой высокоэффективных организаций является то, что они уделяют большое внимание вопросам воспитания персонала, этике деловых отношений, корпоративной культуре.
И, наконец, практическая реализация всех перечисленных выше черт высокоэффективных организаций возможна только в том случае, если система управления чувствительна к слабым предупреждающим сигналам о необходимости перемен.
Суммируя все сказанное выше, представим отличительные черты высокоэффективных организаций в виде следующего списка.
Отличительные черты высокоэффективных организаций (ВЭО)
1. ВЭО придерживаются гуманистической парадигмы развития, основу которой составляет идеология служения.
2. ВЭО нацелены на оперативное выявление и качественное удовлетворение потребностей своих потребителей. Они максимально чувствительны к изменению таких потребностей.
3. ВЭО отличаются способностью к постоянному обновлению, развитию.
4. ВЭО работают как единое целое.
5. ВЭО — это обучающиеся организации.
6. ВЭО рационально распоряжаются своими ресурсами, приумножая их.
7. ВЭО развивают способности персонала, создают условия и стимулы для их максимальной реализации в процессе достижения общих целей. Они наилучшим образом используют потенциал коллектива.
8. В ВЭО инициатором принципиальных для организации решений может быть любой представитель коллектива. Для них характерно участие персонала в выявлении и решении проблем организации.
9. ВЭО уделяют большое внимание формированию у персонала системы ценностей, соответствующих гуманистической парадигме развития.
10. Лидер ВЭО наделен способностью к стратегическому лидерству.
11. Система управления ВЭО чувствительна к слабым сигналам, свидетельствующим о необходимости перемен.
С чем же связано и чем обусловлено наличие или отсутствие той или иной отличительной черты высокоэффективной организации?
Когда говорят, что фирма придерживается гуманистической парадигмы развития, это значит, что идеология служения стала нормой поведения для подавляющего большинства персонала, а система ценностей, присущая данной парадигме, субъективно значима для каждого работника и фирмы в целом. Это, в частности, относится и к такой отличительной черте высокоэффективных организаций, как стремление максимально полно и качественно удовлетворять запросы своих потребителей.
Успешность внедрения в сознание персонала идеологии гуманистической парадигмы зависит от состояния общества (любая организация — это слепок того общества, в котором она функционирует) и усилий фирмы по формированию этой идеологии. Скорость формирования новой идеологии рыночной экономики зависит от характера коммуникативных процессов, поскольку общефирменные приоритеты и ценности могут возникнуть только в результате общения, обсуждения, обмена информацией. Отсюда следуют три главных вывода:
• необходимо участие всего персонала в обсуждении и формировании новой идеологии;
• для выработки новой идеологии требуется наладить межличностные, межгрупповые и общефирменные коммуникации;
• процесс выработки новой идеологии будет эффективным только в том случае, если персонал фирмы обладает навыками коллективного обсуждения и решения проблем.
Что касается чувствительности организации к запросам потребителей, то степень развитости этого качества в значительной степени зависит от принятой идеологии, длины внутрифирменных коммуникаций, характера коммуникаций «фирма-потребитель» и «фирмы-конкуренты». Как свидетельствует мировой опыт, удлинение коммуникаций, например, в связи с укрупнением организаций, может привести к потере такой чувствительности и как следствие — к утрате конкурентных позиций. Следовательно, одно из направлений повышения чувствительности к запросам потребителей — взвешенная децентрализация. Кроме того, чтобы наилучшим образом учитывать запросы потребителей, надо их знать, так же как и способы их удовлетворения конкурентами. Поэтому наличие отлаженных коммуникаций «фирма-потребитель» и «фирмы-конкуренты» является обязательным условием такой чувствительности.
Следующее качество — организация должна работать как единое целое — появляется лишь при наличии общепринятой идеологии, на основе сложившейся системы общефирменных ценностей и согласованности целей организации в целом, ее подразделений и отдельных лиц. Это возможно, когда персонал хорошо информирован о целях, задачах и проблемах организации, а организация (ее администрация) знает о целях, потребностях и проблемах своего персонала и учитывает их в процессе выбора целей организации. Согласование целей достигается только путем вовлечения персонала в процесс их обсуждения и (или) обоснования. Очевидно, активно участвовать в достижении целей организации персонал будет лишь при наличии субъективно значимых стимулов. Еще одним значимым фактором, влияющим на степень общефирменного единства, является сплоченность коллектива, социально-психологический климат в нем. Таким образом, высокая степень организационного единства обеспечивается:
• формированием обшей идеологии, общих ценностей;
• согласованием организационных, подразделенческих и индивидуальных целей;
• созданием субъективно значимых стимулов для активного участия персонала в достижении целей организации;
• созданием благоприятного социально-психологического климата.
Способность организации к постоянному обновлению и развитию обусловлена ее нацеленностью на своевременное и качественное удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей, снятием психологических барьеров неприятия нововведений за счет хорошо налаженных вертикальных и горизонтальных коммуникаций, участием персонала в обсуждении и формировании целей организации. Этому же способствует интеграция организации и персонала и процесс непрерывного индивидуального, коллективного (группового) и общефирменного обучения, а также создание условий, при которых инициатором принципиальных решений может стать любой представитель коллектива. Способность организации к непрерывному обновлению в значительной степени зависит от профессионально-личностных качеств лидера, его способности к видению и нацеленности на постоянно высокие достижения, а не укрепление личной власти. На эту способность оказывает влияние чувствительность организации к слабым сигналам, свидетельствующим о необходимости перемен.
Для того, чтобы стать обучающейся, организация должна:
• сформировать у персонала систему общефирменных ценностей, в состав которых входит стремление к знаниям;
• создать условия и стимулы для индивидуального, группового и общефирменного обучения;
• вовлечь персонал в обсуждение и разработку целей организации в области обучения, а также анализ результатов обучения.
Если при этом фирме удается достичь высокой степени интеграции своих целей с индивидуальными и групповыми целями, то накапливаемые знания будут способствовать достижению целей организации.
Такое качество высокоэффективной организации, как обеспечение для каждого ее представителя возможности стать инициатором принципиальных решений, связано с:
• формированием идеологии фирмы и ее ценностей и с высоким уровнем общефирменного единства;
• демократизацией управления и делегированием полномочий;
• созданием организационных структур и процедур участия персонала в обсуждении и принятии решений;
• использованием системы стимулирования индивидуального и коллективного творчества.
Содействие высокоэффективных организаций развитию способностей персонала, формированию системы личностных качеств и ценностных ориентации, соответствующих гуманистической парадигме развития, направлено на создание предпосылок для реализации идеологии служения. О том, с помощью каких рычагов можно воздействовать на формирование этих качеств, уже было сказано при рассмотрении высокоэффективной организации как обучающейся. Для этого нужны и соответствующие организационные структуры и процедуры и стимулы, и хорошо развитые горизонтальные и вертикальные коммуникации, и целевое единство, и лидер — носитель новой идеологии и ценностей. При этом основополагающими навыками, которые в первую очередь необходимы персоналу, являются:
— навыки эффективной коммуникации;
— навыки работы в группе;
— навыки коллективного выявления и решения проблем.
Ранее уже отмечалось, что высокоэффективная организация должна иметь лидера, обладающего навыками стратегического лидерства. Как известно, лидер — это носитель общефирменных ценностей.Следовательно, его собственная система ценностей, взгляды на развитие организации, отношение к потребителям, персоналу, процессам обучения, саморазвития и т. п., точно также как и поведение, должны полностью соответствовать идеологии высокоэффективных организаций.Лидер — представитель своей организации. Эта его роль требует, чтобы он и организация развивались вместе. То есть лидер высокоэффективной организации обязан развиваться вместе с ней.Это одно из важнейших качеств высокоэффективного лидера, которое, к сожалению, на практике встречается не слишком часто. Лидер должен также иметь хорошо развитые навыки самоанализа, быть проактивным, независимым, то есть действовать в соответствии со своими принципами и ценностями, а не под влиянием других людей и обстоятельств. Помимо этого ему необходимы навыки эффективной взаимозависимости и готовности к взаимовыгодному сотрудничеству[3]. Еще одно важное качество лидера высокоэффективных организаций — способность к видению.Видение — это наглядный, чувственный образ будущего. Способность к видению — результат синергического взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга. Такая способность может быть развита при помощи специальных тренировок. Как утверждает С.Кови [3], лидеры практически всех ведущих фирм, добившихся выдающихся успехов, обладают этим качеством. Одно из самых главных требований к лидеру высокоэффективной организации заключается в том, что ему должна быть свойственна эта характеристика, а не этика поведения. То есть его поведение должно определяться сутью характера, а не навыками манипулирования людьми.
Способность организации рационально распоряжаться ресурсами в значительной степени определяется ее представлениями о целях организации, уровнем профессиональных знаний персонала, наличием информации о конкурентах и обратной связи от потребителей, знанием опыта высокоэффективных организаций в области управления ресурсами, а также наличием отработанной системы измерения и оценки эффективности использования ресурсов. Способность организации эффективно распоряжаться ресурсами зависит также от степени интеграции организации и персонала и степени участия персонала в выявлении и решении проблем организации. Для высокоэффективных организаций рациональное управление ресурсами — не самоцель, а лишь средство для успешной реализации своей миссии.
И, наконец, чувствительность фирмы к слабым сигналам, свидетельствующим о необходимости перемен, зависит практических от всех остальных качеств высокоэффективных организаций — готовности к изменениям, стремления оперативно выявлять и качественно удовлетворять запросы потребителей; организационного единства; стремления к постоянному обучению и саморазвитию; степени информированности персонала и участия в выявлении и решении проблем организации; наличия лидера с навыками стратегического лидерства и т. д. Помимо этого, такая чувствительность обеспечивается наличием отработанной системы показателей успеха и общефирменных стандартов, определяющих объем, состав и вид информации, необходимой для принятия управленческих решений.Должны быть также определены лица, ответственные за подготовку необходимой информации.
Литература
1. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991
2. Шорохов Ю.И. Рыночная экономика и социальные дилеммы. Наст. сборник.
3. Кови Ст. Семь навыков высокоэффективных людей. –М., 1997
Примечание: Настоящая статья – это авторский раздел курса дистанционного обучения «На пути к высокой эффективности», разработанного по гранту фонда ЕВРАЗИЯ и авторская глава из книги «Организационное поведение». –М: ПЕР СЭ, 2000.
Ю.И. Шорохов