Тема 9. Формирование и механизмы осуществления инвестиционной политики государства
1.Инвестиции и инвестиционная концепция
В систему эффективного управления экономикой входит разумное привлечение капитала зарубежных стран. Одной из исторических особенностей переходного периода является нахождение оптимального пути привлечения и использования иностранных инвестиций. "Естественно, ценность любой стратегии не в замысле, а в успешной реализации. А в наших условиях успех во многом предопределяет активное привлечение иностранных инвестиций и предоставление инвесторам политических гарантий. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится".
Иностранный капитал нужен не только как простая масса денежных средств, а как важнейший канал проникновения новых мировых научно-технических достижений, технологий. Они способствуют на базе крупного коммерческого жизнеспособного инвестирования повышению степени адаптации национальных хозяйственных субъектов к различным товарным отношениям, рационализации их производственной деятельности. Для создания новых современных производственных мощностей Казахстану нужен, главным образом, импорт прямого производительного капитала, что требует разработки программы привлечения в республику иностранных инвестиций. В этом процессе /привлечении/ следует руководствоваться определенными принципами, выражающими целесообразность инвестиционных проектов. Этими принципами являются:
- экономическая целесообразность, которая определяется исхода из острой необходимости решения тех или иных социально-экономических проблем; дефицита инвестиций, ограниченности внутренних резервов и возможностей; привлекательности условий инвестиционных проектов с участием зарубежных инвесторов,
- социально-экономическая эффективность непременное условие привлечения иностранных инвестиций в любой форме. Этот принцип предполагает: высокую прибыльность и рентабельность проектов с участием зарубежных компаний, выгодность условий предоставления займов и кредитов; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;
- принцип экономической и экологической безопасности, безопасности суверенитета должен исключить возможность реализации проектов, допускающих хищническое использование природных богатств республики; загрязнение окружающей среды; незаконный вывоз капитала за пределы страны; применение отсталых технологий и техники; вытеснение отечественных товаропроизводителей с рынка антиконкурентными приемами. Применение данного принципа должно ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные виды национальных ресурсов /напр., земля/;
- принципы взаимовыгодности сделок при привлечении иностранных инвестиций. Следует всегда помнить, что без выгоды для себя ни одно государство, ни один предприниматель не будет входить в партнерство и инвестировать экономику республики,
- принцип приоритетного вложения иностранных инвестиций в экономику. Это означает направление их на наиболее престижные объекты в соответствии с проводимой в Казахстане структурной и инвестиционной политикой. Поэтому в республике утвержден список наиболее важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций на период до 2006 года. Еще одна сторона этого принципа состоит в том, чтобы страна отдавала приоритеты инвестициям из определенных стран, их компаний, фирм с учетом состояния их экономики, места в мировой экономической системе, лидирующего положения в конкретных сферах и областях экономики и других характеристик;
- важным принципом является принцип минимального коммерческого риска для республики. Основой реализации его является обеспечение достаточной информированности предприятий, компетентных органов управления этим процессом;
- наконец, существенную роль играет принцип максимального учета мирового опыта привлечения иностранных инвестиций. Каждая страна имеет множество специфических особенностей, отличается развитостью или отставанием отдельных аспектов экономического, технологического, финансового и других потенциалов.
2.Проблема эффективного использования инвестиции
В реформировании экономики Казахстана был взят курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов.
Эту твердую позицию начал отстаивать Президент Казахстана Н.Назарбаев, особо подчеркивая, что « мы желаем видеть Казахстан страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическим тенденциями. Страной, вбирающей в себя вес новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкурентную «нишу» и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям. Мы должны быть готовы к острой конкуренции и использовать ее в своих интересах. Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, которые способствуют нашей интеграции в глобальную экономику и опираются, в том числе на наше выгодное экономико-географические положение и имеющиеся ресурсы» (8).
Объявив привлечение иностранного капитала в качестве приоритетной стратегической цели, Казахстана последовательно осуществлял необходимые действия по созданию цивилизованной законодательной базы для интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике. Учитывая необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного и использования, Указом Президента создан единый уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям 30 июня 1998г. Указом Президента был создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.
Принимаемые законодательные акты, организационные меры способствовали притоку иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.
Казахстаном заключен целый ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. В целом процедура привлечения и защиты иностранного капитала в настоящее время регулируется свыше 20 законодательными и нормативными правовыми актами.
Привлечение национальных и иностранных инвестиций в экономику Казахстана преследует долговременные стратегические цели создания в Казахстане цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Казахстан достижения научно- технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Казахстана в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества.
3.Инвестиционный климат РК
Начиная с первых лет независимости, в Казахстане создаются благоприятные условия для привлечения в экономику страны отечественных и зарубежных инвестиций. Начавшийся в 1992 году этап либерального реформирования казахстанской экономики ознаменовался глубоким спадом инвестиционной деятельности.
На первых этапах вплоть до 1998г. инвестирование в республике подвергалось воздействию двух основных факторов: жестких бюджетных ограничений, определивших низкий спрос на инвестиции со стороны государства и неблагоприятного инфляционного климата. Объем капитальных вложений в эти годы сократился на 72,3% , что привело к сжатию внутреннего рынка оборудования, строительных материалов, подрядных работ, ослаблению факторов структурной перестройки экономики.
Снижение инвестиционной активности было следствием не только высоких темпов инфляции, сложного финансового положения, низкого инвестиционного спроса, но и трудностей в обеспечении устойчивой работы предприятий промышленности.
В первое время вопрос привлечения иностранных инвестиций осложнялся тем, что деловой мир запада не имел представления о перспективности и надежности Казахстана. Приход в 1993 году корпорации «Шеврон» и заключение с ней соглашения по Тенгизскому месторождению послужили своеобразным сигналом для других транснациональных корпораций. С этого момента начался приход инвесторов в нефтегазовую отрасль, на казахский рынок начали привлекать свои инвестиции такие крупнейшие нефтяные компании мира, как «Эксон Мобил», «Шелл», «Эни», «Шеврон Тексако», «Тоталь», «Бритиш петролеум», «Лукойл», Китайская национальная нефтяная корпорация.
В эти годы начали закрепляться и сырьевые диспропорции в развитии промышленности. Высокая и быстрорастущая капиталоемкость добывающей промышленности, необходимость поддержания его жизнеспособности в условиях острой нехватки средств вызвали дальнейшую реструктуризацию капитальных вложений в пользу сырьевых отраслей.
Глубина инвестиционного кризиса в решающей мере определялась низкой инвестиционной активностью предприятий государственного сектора, которые финансировали в 1996г. более 40% всего инвестиционного спроса, которые затем снизились до 18,5% в 1999 году.
Доля негосударственного сектора напротив увеличивалась из года в год. Однако, в деле преодоления экономического кризиса, также учитывая нестабильное положение в финансировании крупных структурообразующих предприятий национальной экономики, инвестиционная стратегия Казахстана начала развиваться в направлении большего привлечения иностранного капитала.
Проблемы деформированной структуры экономики, необходимость ее структурного преобразования, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, гипертрофированная монополизация многих производств негативно сказывались на их мобильности, качестве выпускаемой продукции, эффективности производства и его рентабельности.
Резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов не позволяло предприятиям в полной мере заниматься инвестиционной деятельностью. Кроме того, уровень инвестиций в перерабатывающий сектор оставался явно недостаточным. Вместе с тем, наблюдалось существенное несоответствие инвестиционных намерений инвесторов (как иностранных, так и отечественных) и реальных потребностей экономики. При наличии же свободных финансовых ресурсов у предприятий они направлялись на решение текущих производственных задач. Коммерческие банки по ряду причин еще не стали основными инвесторами реального сектора экономики.
Более ощутимые признаки оживления инвестиционной деятельности наметились в конце 1998 года. Начиная с четвертого квартала 1999 года, темпы привлеченных иностранных инвестиций стали одним из главных факторов экономического роста Казахстана.