Вопрос 10. Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства
Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
Она состоит в регулировании денежного предложения в зависимости от экономической ситуации в стране. Главным проводником государственной политики в области денежного обращения и кредита выступает Центральный Банк.
Прежде чем характеризовать содержание и основные направления денежно-кредитной политики, необходимо уточнить применяемую терминологию. Дело в том, что в различных публикациях можно встретить термины: денежная политика, монетарная политика, монетаристская политика, кредитно-денежная политика и др.
В новом Финансово-кредитном энциклопедическом словаре обновлены некоторые понятия (валютная политика, кредитная политика), но отсутствуют термины: «денежно-кредитная политика» (есть «кредитно-денежная политика»), «денежная политика» и «монетарная политика».
России нецелесообразно вводить понятие монетарной политики по двум причинам:
— во избежание некорректного отождествления монетарной и монетаристской политики;
— кроме того, для России важно сохранить разграничения денежной и кредитной политики.
Необходимо обратить внимание на имеющуюся тесную взаимосвязь и взаимозависимость денежной и кредитной политики, особенно на макроуровне. Не случайно большинство ученых и практиков рассматривают денежную политику в связке с кредитной (как денежно-кредитную политику). В то же время кредитная политика рассматривается как самостоятельная (см. разд. 3, гл. 3 и 4).
Денежно-кредитная политика является важной составной частью государственной экономической политики на макроуровне. В рамках денежно-кредитной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на процесс воспроизводства, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной массы.
В связи с этим процесс регулирования распадается на два этапа. Первый заключается в попытке Центрального банка изменять отдельные монетарные факторы, а второй этап связан с передачей воздействия этих изменений на процесс инвестирования капиталов и т.п. Это воздействие должно отразиться на величине общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических показателей. Схематически это можно представить в виде следующей цепочки: денежная масса — норма процента — капитализация — национальный доход.
Разработка и реализация денежно-кредитной политики — важнейшая функция Центрального банка. Он обладает реальной возможностью влиять на объем денежной массы, а через него — на уровень производства и занятости, а также на размеры избыточных резервов коммерческих банков.
При изучении проблем денежно-кредитной политики важно учитывать ее теоретические основы. Среди них исходным, определяющим является вопрос о ее целях, которые зависят от состояния экономики и тесно связаны с сущностью и ролью, прежде всего, Центрального банка.
Центральный банк, будучи главным денежно-кредитным институтом, регулирует денежный оборот в наличной и безналичной форме, осуществляет эмиссию платежных средств. Выполняя свои функции, он влияет при этом не только на устойчивость рубля, но и на эффективность производства и обращения общественного продукта. Цели Центрального банка шире, чем только «защита устойчивости рубля», как это зафиксировано в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)». Ограничивая свою цель только борьбой за укрепление рубля, Банк России не в полной мере реализует свою роль в экономике. Поэтому, наряду с борьбой с инфляцией, его денежно-кредитная политика должна быть направлена на увеличение занятости, т.е. на развитие производства.
Не менее важен вопрос о содержании денежно-кредитной политики, поскольку роль денег и кредита в развитии экономики существенно ослабла. Поэтому кредитная политика Центрального банка РФ и коммерческих банков должна быть ориентирована на поддержку конкурентоспособности отечественного производства.
В целом содержание денежно-кредитной политики, реализуемой на макроуровне, должно быть направлено на такую стабилизацию денежного обращения, которая бы стимулировала работу банков по обслуживанию реального сектора экономики. Задача Центрального банка здесь состоит в том, чтобы предоставить хозяйственному обороту денежную массу, которая обеспечивала бы надежность и стабильность цен и была достаточна для нормального развития экономики.
Вопрос 11. Содержание и инструменты государственной денежно - кредитной политики.
Проводником государственной денежно-кредитной политики выступает прежде всего Центральный банк, который с помощью определенных приемов и методов воздействует на спрос и предложение денег на финансовом рынке. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного воздействия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
Вопрос 12. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)
В современной практике рыночного хозяйствования основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом рынке — это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.
Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сборов налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неизбежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которую они могут создавать.
Купля или продажа государственных ценных бумаг влияют на избыточные резервы коммерческих банков и тем самым на предложение денег. Так, если на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении, Центральный банк стремится ограничить или ликвидировать этот излишек (уменьшить количество денег в обращении).
Для этого он начинает активно продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населению. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.
Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на свои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Центральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, уменьшая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.
Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на 1 млн. руб. коммерческим банкам понижает их фактические и избыточные резервы на 1 млн. руб. Продажа же населению облигаций на 1 млн. руб. при норме обязательных резервов в 20% понижает избыточные резервы на 0,8 млн. руб., так как в результате продажи облигаций на 1 млн. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.
В обоих рассмотренных выше случаях получается одинаковый коммерческий результат — при продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к снижению предложения денег в стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.
В данном примере продажа государственных ценных бумаг на 1 млн. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5 млн. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен пяти.
Таким образом, продавая государственные ценные бумаги, Центральный банк уменьшает предложение денег.
Если предположить, что на денежном рынке имеется недостаток денежных средств в обращении, то в этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, а коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.
Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.
С одной стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком на сумму 1 млн. руб. у коммерческого банка увеличивает и фактические, и избыточные резервы коммерческого банка на 1 млн. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком у населения увеличивает фактические резервы, но вместе с тем и текущие счета. Таким образом, покупка у населения ценных бумаг на сумму 1 млн. руб. увеличивает фактические резервы банковской системы на 1 млн. руб., но при действующей норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 0,8 млн. руб.
В обоих случаях получается одинаковый конечный результат — при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резервы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. В данном примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1 млн. руб. приведет к появлению 5 млн. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.
Таким образом, покупая государственные ценные бумаги, Центральный банк увеличивает предложение денег.
Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через определенный срок. Процентом за полученные денежные средства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа.